Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Возрождение пойдет из глубинки

Иеромонах  Антоний  (Кащенко), Православный Летописец Санкт-Петербурга

11.10.2003

Перед нами стоят вопросы: как относиться к своим врагам? Кто является нашими врагами? Должны ли мы за них молиться? Как за них молиться? И тут мы должны помнить, что если в сердце нашем есть ожесточение против врагов, то Дух Божий покидает нас, мы не можем чисто молиться, и страдает наша духовная жизнь. Так тот, кто ведет войну, выигрывает не только на уровне физическом, но и на уровне духовном, потому что мы начинаем мерять себя ветхозаветными мерками: "око за око и зуб за зуб". А мы должны бороться за молитву. И прежде всего молиться за врагов. Как говорил преподобный Силуан Афонский, молитва за врагов есть первый признак подлинного христианина.
У нас есть идеал Святой Руси, который доверил нам Бог. И сейчас весь мир смотрит на Россию с надеждой - что явит из себя Россия, судьбы мира зависят от того, чем станет Россия в будущем. Поэтому на нас лежит огромная ответственность: если мы сохраним Святую Русь, мы сохраним мир. И мы сейчас обязаны это осознать.
Идеальную Россию мы не видим в нашей реальной жизни, но мы должны за нее бороться, мы должны стремиться воплощать этот идеал в жизни. Стремиться к нему должно духовенство, монашествующие, государственные деятели. В чем главное препятствие на пути к этой цели? Оно, поверьте мне, не в НАТО, не в "новом мировом порядке", не во всемирном заговоре против России, не еще в чем-то внешнем - препятствие в нас самих. Главный наш враг - это наше греховное, окаменелое сердце, потому что мы никак не хотим встать на путь покаяния. Мы неправильно понимаем, что такое покаяние - мы постоянно отрекаемся от своего прошлого: говорим, что мы его прокляли и забыли, а ведь 70 лет безбожия не уничтожаются таким образом. Чтобы изжить все, что накопилось за эти десятилетия, нужен очень долгий срок. И надо помнить, что мы сами, своими руками разрушали Россию. Это мы были коммунистами, пионерами, носили на груди значок с человеком в языках пламени. И нам необходимо сохранить память обо всем этом, сохранить память о нашем прошлом, а не говорить: "Я от этого отрекся, теперь я не имею к этому прошлому никакого отношения". А покаяние - это не единичный акт, это постоянное сокрушенное памятование о том, какую неправильную ты прожил жизнь, и это памятование рождает молитву, исторгает плач, который открывает сердце человеческое навстречу Духу Божию. Потому что никакая политическая система, никакая экономическая система, никакой профессионализм в области политической нас не спасет, и только Дух Божий, который вселится в наши покаянные сердца, может научить нас, как нам спасти Святую Русь. И надо помнить, что если она не будет святая, то это уже не будет Русь, это будет что-то совершенно другое.
Но после этих высоких слов сразу возникает практический вопрос: а что делать? Вечный русский вопрос. Существуют два пути: путь скоропалительных масштабных акций, которые по сути своей ничего не меняют, но успокаивают совесть<.> таких примеров мы видим достаточно<.> и другой путь - это кропотливый повседневный труд над самими собой, над нашими окружающими, ближними, над той пядью земли, на которой ты стоишь. Так наша покаянная молитва должна воплотиться в возделывании того, что у нас под руками: возрождением и созданием приходов, монастырей, скитов - того, что составляет плоть православия. Главное сейчас - это преодолеть то расслоение народа Божия, которое сложилось в России: существует отдельно "каста" монашества, "каста" духовенства, "каста" прихожан. И каждая из них руководствуется своими жизненными целями. И мы как будто бы забыли, что жизнь монаха зависит от жизни прихожанина, и наоборот; жизнь священника зависит от жизни самой незаметной бабушки, и наоборот; естественно, а потеря чувства единства - это потеря самого себя. А мы вместо этого рассеиваемся, раскалываемся, каждый приход признает только самих себя и своего батюшку, каждый монастырь замкнут на самом себе, никто не помогает друг другу. Это ужасное состояние.
Итак, главное покаянное дело на сегодня - восстановление духовного единства, прежде всего через молитву. Мы должны молиться друг за друга, но не формально, вычитывая записки, а покаянно плача за брата своего. Господь через преподобного Силуана Афонского преподал совет христианам последних времен: "Держи ум свой во аде и не отчаивайся". Это не значит, что нужно представлять адские муки и устрашаться, это значит, что нужно себя считать хуже всех, себя считать погибающим и достойным наказания, а не судить брата своего. И тогда молитва за брата становится покаянной. Конечно, это совет для совершенных, но для нас он должен быть путеводной звездой. Мы должны знать, к чему нам стремиться, нужно знать, куда идти, нужно знать верное направление.
Бог требует от нас совершенства, но не уставного, не внешнего. Мы же зачастую воспринимаем совершенство как многочасовое стояние перед иконами, чтение специальных книг и специальных молитв. А главное - это устремление к любви.
Нам дан конкретный образ совершенства - Святая Русь. И мы должны к нему стремиться. Стремиться к стяжанию любви к врагам. И это - путь настоящего богоискания в жизни каждого дня.

* * *
Я убежден, что спасение России начнется с глубинки, не с того, что стоит на виду. Когда в рядовых приходах затеплится покаянная молитва, тогда и начнется возрождение России. И, когда мы обратим внимание на то, как тяжело приходится сельским священникам, которые, как тисками, стиснуты неимоверными финансовыми трудностями, равнодушием власти и прихожан, собственным немощами. Зачастую мы равнодушны к этой жизни. Сейчас мы нуждаемся не в уставном единстве, не во внешнем единстве, а в единстве любви. За любовь нужно сражаться. Враг сражается сейчас прежде всего против чистых человеческих отношений: он восстает на любовь, на дружбу, на сострадательность, на благородство. И мы должны знать: это - главное в духовной жизни наших дней, не восстановление стен, не внешнее благоукрашение, а битва за то, чтобы у нас было живое сердце. Нам нужно созидать себя, свои стены, а созидание происходит в отдании себя, когда мы себя не щадим ради ближнего, когда мы себя не жалеем, а стараемся жить ради других.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме