"Сия Чаша - Новый завет Моею Кровию"(Лк 22, 20)

Религия 
0
152
Время на чтение 10 минут
История Церкви и опыт жизни показывают неисчислимые примеры заблуждений - уклонений от органического единства двух сторон жизни христианина - мистической - Богообщения и нравственной - богоуподобления. Исследование этого вопроса и проверка своей жизни могут предохранить нас от ошибок, грозящих потерей жизни вечной.
Святое Причащение среди других Таинств, наименования
Св.Дионисий Ареопагит в книге О Церковной иерархии называет Евхаристию "совершением совершений или Таинством Таинств", поскольку: "все Таинства получают печать своего совершенства единственно от нее, и нет на земле другого совершенного способа, которым бы верующие могли войти в теснейший союз со Христом Спасителем, как причащение Тела и Крови Его святейшей Евхаристии".
В Св.Писании и у свв. Отцов находим такие наименования Св.Причащения:
Евхаристия(греч) - благодарение. "Взяв Чашу и благодарив, подал им"(Мф. 26, 27). Это наименование очень часто встречается в святоотеческой литературе. Оно означает, что Таинство есть величайшая жертва благодарения за все неизреченные дары Божественной любви, наиболее всего явленной на Голгофском кресте.
Пасха наша - так говорит апостол Павел: "Пасха наша Христос заклан за нас"(1Кор. 5;7). Слово "пасха"означает "прошел мимо" Как в Ветхом Завете при исходе Израиля из Египта ангел губитель, поражавший смертью первенцев Египта, проходил мимо домов евреев, где косяки были помазаны кровью пасхального агнца, так Кровь Христова спасает от смерти вкушающих Ее.
Чаша благословения - и это речение Апостола: "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой(1Кор, 10;16). Отсюда у свв.Отцов встречается наименование св. причащения "евлогия" -благословение.
Приобщение - "приобщение Тела и Крови Христовых"(1Кор, 10;16)бывает причиной соединения со Христом и друг с другом.
Трапеза - "не можете трапезе Господней приобщаться и трапезе бесовстей"(1Кор, 10;21).
Преломление хлеба(Мф. 26;26)
Жертва- приносимое в воспоминание крестной жертвы и по повелению Господа: "сие творите в Мое воспоминание"(Лк, 22,19)
Вечеря Господня. Вспоминается и повторяется та вечеря, на которой Господь установил св.Причащение.
Собрание.
Священнодействие - по преимуществу, как принесение Богу безкровной жертвы.
Дар, дары, св.Дары.
Напутие - или залог, обручение живота вечного.
Прообразы св.Евхаристии в Ветхом Завете
Ветхозаветные жертвы с закланием животных, приносившиеся по установлению Божию через Моисея, прообразовывали заколение Агнца Божия по предвечному совет Св.Троицы(Евр,10;1). В Евхаристии содержаться все виды древних жертвоприношений: всесожжения, умилостивительное, благодарение, мирная.
- Жертва Авеля: "Авель.принес от первородных стада своего.и призрел Господь на Авеля и на дар его"(Быт.4,4)
- Жертва Ноя после потопа(Быт.8,20)
- Мелхиседек встречает Авраама после поражения им царей Ханаанских и выносит ему хлеб и вино(
- Авраам ведет на заклание своего сына Исаака(Быт. 22,10)
- Ветхозаветный пасхальный агнец
- Манна небесная, которой питался еврейский народ 40 лет в пустыне, о которой напоминает Господь при разъяснении силы и значения Евхаристии(Иоанн,6, )
- Вода, чудесно источенная Моисеем из камня(Исх. 17,5-6)
- Кровь завета, которой Моисей окропил народ по прочтении книги Завета(Исх,24,8)
- Хлебы предложения, находившиеся в скинии
- Горящий угль, взятый херувимом от жертвенника Божия и вложенный в уста пророку Исайе(Ис.6,6)
" статья о протоиерее Александре Ильине опубликована в "Собеседнике Православных христиан"-СПБ, 1999
** последующие главы работы посвящены: историческому обзору (Таинство Святого Причащения в истории церкви), нравственно-практическая часть включает в себя ответы на вопросы: Как часто причащаться? Как готовиться к причащению? Как благодарить и хранить себя после приобщения?

Он начальник был наш славный,
С нашим Сунженским полком
Твердо защищал державу
С каждым храбрым казаком.
(Из казачьей песни про генерала Слепцова.)


В декабре наступившего года исполняется 185 лет со дня рождения героя Кавказской войны прошлого века генерал-майора Николая Павловича Слепцова, а в декабре следующего, 2001-го, 150 лет со дня его гибели. Годы проходят, стираются факты, забываются имена, но память народа таинственным образом сохраняет своих избранников. Овеянные романтической славой, опоэтизированные и мифологизированные образы их (ярчайший пример - святорусский богатырь Илья Муромец, чьи мощи почивают рядом с другими преподобными в пещерах Киево-Печерской Лавры), уживаются с живыми и конкретными чертами их характеров, метами жизни, любимыми словами-поговорками, которые, подхватив на свои волны, донесла до нас и, даст Бог, понесет к потомкам нашим река народной памяти.
О Николае Павловиче Слепцове я узнала давно и, как мне тогда казалось, случайно: знакомая казачка, родом с Сунжи, уже много лет живущая в Ленинграде, горячо и живо, как о близком и знакомом человеке, рассказывала мне о герое-полковнике, отце своих казаков, основателе славных станиц, грозе немирных чеченцев, защитнике и покровителе замирившихся. Удивительный дар рассказчицы помог тому, что во мне остался живой и привлекательный образ - благородного и умного, безудержно-отважного, прекрасного и душой, и обликом человека. Остался и поселился, влияя подспудно своей нравственной красотой.
Я работаю в Рукописном отделе Пушкинского Дома Академии наук, разбираю архивы писателей, ученых, общественных деятелей, хранящиеся у нас, и когда, несколько лет спустя, мне предложили научно обработать фонд "героя Кавказской войны Н. П. Слепцова", сердце во мне радостно вздрогнуло.
Весь фонд поместился в одну архивную коробку. Документы были собраны братом Николая Павловича Петром Павловичем после его гибели, с целью написания биографии. Любящий, очень близкий душевно человек, собрал все, что могло осветить и раскрыть личность, душу и сердце брата-героя: описание блестящих дел, принесших ему заслуженную славу мудрого военачальника и отважного воина, соседствует с черновиками обязательных отчетов "по начальству", на которые горько жаловались все кавказские офицеры; со счетами и хозяйственными распоряжениями, относящимися к Первому, а впоследствии и Второму Сунженским казачьим полкам, которые Слепцов "основал и водил к победам" - казенная лямка, которую он безропотно и терпеливо тянул всю свою жизнь.
Потом следуют документы о наградах: за одиннадцать лет службы на Кавказе Николай Павлович был награжден семью боевыми орденами и золотой саблей за храбрость.
Далее - живое зеркало души - письма Слепцова к отцу и братьям, по которым тонкий стилист легко определит и наследие патриархального семейного воспитания в спокойной важности выражений, рассудительности, возвышенной дидактичности (дыхание еще недалекого XVIII века) и следы знакомства с Дмитриевым и Карамзиным, в благородной чувствительности и нежности человека, проживавшего весьма суровую жизнь; здесь много и, несомненно, "романтических черт, которые были навеяны, быть может, не литературой, а обстановкой Кавказа, в которой и сами русские романтики черпали свое вдохновение. Главное же в этих письмах - задушевная искренность, открытость, христианское смирение во всех случаях жизни - главным образом, сознание своих грехов и недостатков (о вспыльчивости и горячности Слепцова знала вся Кавказская армия; многие казаки вспоминали, как в запальчивости накричит командир на казака при всех, а потом при всех же и попросит прощения, и всеми средствами загладит обиду).
Письма Николая Павловича к отцу и брату Петру Павловичу особенно любовны и доверительны по интонации. Содержание их разнообразно: о службе, о хлопотах в связи с закладкой и строительством станиц, о людских потерях при последнем деле, о нехватке денег на обзаведение казаков, о встречах с Кавказским наместником князем М. С. Воронцовым - всех не перечислишь, - пестрая ежедневная действительность. Важно впечатление, вынесенное из чтения этих писем: их автор - человек, способный глубоко уважать и верить, последовательный, обладающий сильной волей, чувством чести, ясными и твердыми идеалами. Вместе с этим не оставляет ощущение "конкретности", неприглаженности, живого многообразия его натуры. Так, И. С. Тургенев в разговоре с Я. И. Полонским (который, к слову, служил в канцелярии наместника как раз в последние годы жизни Слепцова), однако, упомянул о том, что "известный герой кавказский Слепцов боялся паука" и, добавим, других насекомых. И это уживалось с последовательным героизмом всей его жизни. Ординарец Николая Павловича вспоминал, как приехал к ним в лагерь старейшина одного из немирных чеченских аулов. Он хотел своими глазами увидеть человека, о мужестве которого полна была слухом вся Чечня. Тот отдыхал в это время в своей палатке, но старик умолил ординарца допустить его к Слепцову. Мужественная красота спящего человека так поразила чеченца, что он не смог сдержать восхищенного возгласа. Николай Павлович проснулся, принял его как гостя и отправил домой с подарками. Этот случай, похожий на романтическую легенду, тем не менее был в действительности. Каким же человеком нужно быть, чтобы враги слагали о тебе песни: "Слава твоя высока и чиста, как вершины Кавказа"?
Незадолго до роковой стычки на берегу Гехи, Слепцов был впервые ранен. Рана в бедро, не опасная для жизни, тем не менее заставляла его сильно страдать. Несколько недель Николай Павлович находился на излечении в станице Михайловской, на знаменитых михайловских водах, где его навещали начальники, друзья-офицеры, друзья-подчиненные. Здесь его посетили князь М. С. Воронцов, по многим свидетельствам, любивший Слепцова, как сына; князь А. И. Барятинский, будущий генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа и покоритель Шамиля. Здесь был сделан единственный прижизненный портрет Николая Павловича, который ранее не позволял писать с себя портреты. Он попал на родину автора, дармштадтского живописца Фрича, в Германию, и следы его затерялись. Выяснению судьбы портрета посвящены несколько писем Петра Павловича Слепцова, сохранившихся в архиве.
Николай Павлович не имел жены и детей: служба отнимала все силы и время без остатка. Ощущавший отсутствие собственной семьи как лишение, Слепцов считал своей семью брата Петра Павловича, трогательно заботясь о его детях.
Среди документов архива сохранилось духовное завещание, дающее возможность еще ближе прикоснуться к душе этого удивительного человека. Первая и более полная духовная не датирована, но по подписи "полковник Слепцов" можно судить, не ранее какого времени она была составлена.
"Прежде всего, - начинает Николай Павлович, - пред Всемогущим Творцом моим молю предстать в чистоте душевной, сколько по грехам моим то дозволено будет.". Первым долгом Слепцов упоминает, что взял в долг из "сумм по линии" 300 рублей, поручая братьям уплатить эти деньги. Позаботившись далее о всех братьях и сестрах, завещает отдельные суммы их детям на воспитание и образование. Далее следуют распоряжения относительно людей, верно ему служивших: старику Якову, бывшему при нем с детства - 100 рублей и вольную, Лариону - 50 рублей и вольную; троим донским казакам, состоявшим при нем - 25 рублей серебром; за этими именами перечислены еще несколько. Называются люди, которым он остался должен: генерал Ильинский, маркитант. 100 рублей завещает на свое погребение и в пользу Сунженской церкви. В завершение просит прощения за все прегрешения - вольные и невольные.
Отправляясь в свой последний поход, 30 ноября 1851 года, Слепцов написал Петру Павловичу письмо, полное усталости и предчувствия близкой гибели, и письмо с дополнениями к предыдущему завещанию обоим братьям - Петру и Александру: "Любезные братья мои Петр Павлович и Александр Павлович. Посвящая жизнь свою, как подобает верному воину на службу Отечеству, я, готовый на всякий внезапный случай, в сей час желал бы побеседовать с вами. Извините меня, если я решаюсь передать здесь свое заключение, что главное житейское благо состоит в добром имени, - по многим преступлениям моим, слабый как человек, я еще не успел заслужить эту память, и желал бы всей душой моей, чтобы этот краеугольный камень благополучия утвердился в семьях Ваших, друзья и братья! Тогда и для потомства Вашего будет светел Божий мир, согретый теплотой участия в благодарных сердцах! Слова мои склоняются на последнюю мою покорнейшую просьбу по разделу малозначительной части, остающейся после меня. В особом письме к Главнокомандующему князю Михаилу Семеновичу Воронцову я прошу ходатайства его об уплате долга моего на службе не более 4000 рублей серебром участием правительства. Подлежащее же к разделу я бы желал распределить следующим образом: кучера Алексея также отпустить на волю с наградой 250 руб. серебром. Мальчика Мишку также на волю с наградой 100 руб. серебром и, наконец, по усмотрению Вашему, уделить той, которая по добрым, прекрасным качествам своим заслужила мою вечную признательность. Александр Павлович знает ее имя, которое означаю под литер. А. М. урожд. К., претерпевшая много горестей в новой семье своей - она казачка. За тем обнимаю Вас, друзья и братья мои, со всеми родными нашими. Да благословит Господь жизнь Вашу земными радостями и будущим блаженством. Любящий брат Ваш Николай Слепцов. 1851 года. Ст. Сунженская, ноября 30 дня".
Это письмо-завещание братьям оказалось последним: 6 декабря Слепцов отпраздновал в лагере свой последний день Ангела, бывший и днем его рождения - генералу исполнилось 36 лет. Отрядный священник служил молебен, казаки поздравляли любимого командира. А 10 декабря, при взятии завала на правом берегу реки Гехи, Слепцов был смертельно ранен пулей в грудь. Его вынесли из боя. Адъютант Николая Павловича штабс-капитан А. Циммерман, участник этого дела, ссылаясь на доктора Лукинского, который был при нем до последнего издыхания, описал последние минуты жизни героя: "Он спросил: "Взята ли пушка?" Ему отвечали: "Нет, но зато много побито чеченцев". Он сказал: "Ну, и то хорошо, слава Богу!" Мысли о его войсках, о вверенном ему отряде не оставляла его до последней минуты: он вслушивался в гул перестрелки, гремевшей в лесу, спрашивал: "Соединились ли с колонной охотников, не велика ли потеря у нас?" Стал молиться: "Боже, милостив буди мне грешному". Он был глубоко религиозен и умирал с твердой верой в вечную жизнь. Он не страдал: агония его не была мучительна. Ни одного крика и стона не вырвалось из его уст. Жил он с полчаса после рокового удара и тихо заснул; никто не приметил, как могучий дух вождя улетел туда, где нет ни печали, ни воздыхания".
Все жители основанных им станиц, все казачье население Сунжи провожало и оплакивало своего "отца". Один старый казак сказал: "Никогда Сунжа так не разливалась, как теперь: сколько слез пролито на берегах ее!"
В посмертной описи имущества, оставшегося после Слепцова, которого называли "безсребренником", мало ценных вещей - несколько икон, немного столового серебра и оружие.
Таким, в главных чертах, выступает перед нами облик Николая Павловича Слепцова, принявшего от рождения дар и крест - быть героем. Документы, скрупулезно подтверждающие шаг за шагом все важнейшие события его жизни, не противоречат, а совпадают с тем славным образом, который донесли до нас казачьи песни и устные предания.
Как создается, из чего составляется вечная память? Среди кавказских офицеров было много храбрецов, многие погибли геройской смертью, да и блестящий талант Слепцова-военачальника еще, может быть, не успел развиться до конца. Почему же именно его судьба так хорошо укладывалась в незатейливые строки поэтов-казаков, передававшихся из поколения в поколение?
Наверное, такую судьбу заслуживает человек, безраздельно и безкорыстно, до конца отдавший себя своему служению, вложивший в него все силы души и тела, весь огонь любви и веры - человек, в терпении возрастивший данные ему таланты. А служил Слепцов Богу и Родине. Честь и слава России действительно были ему дороги, как дороги были собственная честь и доброе имя.
Вечная память приснопоминаемому военачальнику Николаю и всем воинам, от века за Веру, царя и Отечество живот свой на поле брани положившим. Вечная память. Вечная память. Вечная память.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33