Невозможно войти в русло русской истории, не зная, во имя чего она творилась, во имя каких высших ценностей. И поэтому я полагаю, что в русском национальном движении необходимо должна звучать православная тематика, а в издании, ориентированном на пробуждение и воспитание русского национального чувства, должна быть страница, которая напоминала бы нам и о том вечном, к чему мы стремимся, и о том, как эта вечность отражалась в реке русской истории.
Кстати, пользуюсь случаем, чтобы обратить внимание читателей на то, что в интеллектуальных книжных магазинах Москвы появилась книга современного французского историка, называется "Шовен". Эссе о шовинизме. Толстенная, страниц четыреста большого формата. Очень интересное исследование. "Шовинизм" - это слово ругательное во всем мире, но при этом люди часто не понимают, а что, собственно, в этом слове ругательного. И вот, оказывается, слово шовинизм происходит от имени литературного персонажа Шовена. Это не исторический деятель, это литературно-сценический персонаж французских театров второй половины 19 века. Так вот, в ряде пьес, где он действовал, это пьесы разных авторов, которые шли в разных театрах, но было общее ядро: как правило, Шовен - это ветеран наполеоновских войн, солдат, и он призывает французов к единству. Ключевая фраза, которая сделала его имя бессмертным, это небольшая сценка в пьесе, рассказывающей о событиях Парижской коммуны. Люди на баррикадах, восставшие коммунары, и стоящие напротив солдаты императорской армии. Они стреляют друг в друга, и в эту минуту между ними выбегает Шовен, этот старик, инвалид, и кричит "Люди, что вы делаете, вы же французы, не стреляйте друг в друга! Мы должны быть вместе!".
И вы подумайте: за одну эту фразу человека заклеймили, и его имя сделалось нарицательным в устах всей мировой прессы. Так вот, в этом смысле, я считаю, мы должны быть шовинистами. Русские должны радоваться друг другу, а не с угрюмым равнодушием отворачиваться, когда мы видим друг друга на улицах других городов.