Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

УЦЕЛЕЕТ ЛИ ПАМЯТНИК В. М. ДОЛГОРУКОВУ В КРЫМУ?

Московский журнал

01.10.2003

Еще в апреле 2003 года в адрес Мэра Москвы Ю. М. Лужкова старший научный сотрудник Республиканского комитета по охране культурного наследия Автономной Республики Крым Владимир Николаевич Гуркович направил открытое письмо, в котором рассказывается о шумихе, поднятой крымско-татарскими националистами вокруг памятника покорителю Крыма князю Василию Михайловичу Долгорукову (1722-1782). Копия письма, а также подборка сопутствующих материалов поступили и в редакцию "Московского журнала". Дело заключается в следующем.
Впервые призыв к демонтажу монумента прозвучал в 1992 году со стороны совета Общества имени И. Гаспринского. Некая Зарима Керимова от имени этого общества, являющегося "общественно-политической и историко-просветительской организацией крымских татар и демократической общественности", обратилась в тогда еще существовавший Совет министров Крымской АССР с просьбой решить вопрос о ликвидации "одного из символов тоталитарной эпохи" - памятника В. М. Долгорукову. Так русский полководец ХVIII века под пером татарского "историософа" Керимовой превратился едва ли не в деятеля советского времени. Снести же памятник, по ее мнению, следует потому, что наличие последнего омрачает взаимоотношения с соседней Турцией, и вдобавок он якобы не представляет никакой архитектурной ценности.
Тогда же Гуркович опубликовал в газете "Южный курьер" статью "Да не покинет мудрость", где описал, какие именно деяния Долгорукова увековечены обелиском: в 1771 году руководимые Василием Михайловичем войска сначала разбили татар и турок под Перекопом, а затем окончательно разгромили их под Кафой, после чего Крым стал русским. Согласны: эти события едва ли являются светлой страницей в истории крымских татар и турецкого народа, но ведь актом вандализма дела не поправишь.
Монумент установлен в Симферополе в 1842 году на средства внука князя В. М. Долгорукова Василия Васильевича. Гуркович выражает убеждение, что автор памятника, прусский профессор Август Штрейхенберг, вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды: "Изящество, великолепные пропорции, высокое качество кладкиЕ дают право высоко оценить архитектурные, художественные и строительно-технологические достоинства обелиска". Однако уже на заре советской эпохи монумент подвергся нападению. Празднуя в 1919 году день международной солидарности трудящихся, симферопольские борцы со старым режимом выломали из постамента четыре мемориальных медальона. На большее, однако, не хватило сил, памятник устоял, а в 1952 году даже восстановили медальоны - правда, сделали их уже не из мрамора, а из цемента. И вот теперь - новые страсти. В 1988 году в интервью корреспонденту НТВ Гуркович заявил: "Из всех политических сил в Крыму, пожалуй, есть одна только организованная политическая группировка, открыто призывающая к уничтожению памятников русской культуры, русского присутствия в Крыму. Я имею в виду крайних татарских националистов". С тех пор тянется судебный процесс между Гурковичем и редакцией газеты "Голос Крыма" - печатного органа упомянутых националистов.
Очередную атаку на памятник предприняла в феврале 2002 года татарская газета "Къырым", опубликовав заметку под весьма пространным названием: "Ненавистное свидетельство нашего оскорбленного прошлого, нашей трагедии. Сколько еще его шпиль будет вонзаться в израненные крымскотатарские сердца и чистое небо Крыма?". Крымская же газета "Русский Мир" перевела этот опус на русский язык - так, как он есть, ничего не прибавляя и не убавляя. И русские смогли наконец узнать, что памятник воздвигли "с целью напомнить нашему (татарскому) народу, в чьих руках его Родина, с целью всегда держать наш народ в страхе". Когда в мае 1999 года в Симферополе произошло шествие 50 тысяч крымских татар, "высказывались предложения снести его (памятник. - Ред.), это совсем не трудно, если за шпиль зацепить трос и с помощью одной-двух мощных машин потянуть. Но, к сожалению, почему-то возникли другие, более важные дела, и меры не были предприняты". И вот уже терпение крымских татар на исходе, "ведь "каменный нож" Долгорукова до сих пор продолжает себе преспокойно стоять". Беспокоясь, как бы опять не помешали какие-нибудь "более важные дела", автор заметки заключает: "Но да поможет Аллах, и в какой-то из дней 18 мая (так в тексте! - Ред.) мы его уничтожим". Отдает финалом гоголевских "Записок сумасшедшего", однако вполне могут найтись люди, которым столь странно установленная дата покажется вполне внятной. Так что грех Москве медлить с реакцией на призыв Владимира Николаевича Гурковича: "Москвичи! Поддержите человека, выступившего против сокрушения памятника в Симферополе вашему земляку!"
Редакция




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме