Совет Европы не решается принять решение о праве на смерть

Общество 
0
161
Время на чтение 4 минуты
Смерть неизлечимо парализованного, слепого и немого французского юноши Винсента Убера, мать которого добавила смертельный яд в лекарства, вызвала в Европе новый всплеск дебатов относительно права человека на смерть в тех случаях, когда медицина бессильна сделать для него что-либо лучшее.
Так, в случае Винсента Убера работавшие с ним в течение трех лет врачи почти год назад приняли решение об "ограничении интенсивной терапии" в связи "с клинической картиной, развитием состояния больного и многократно выраженным желанием самого Винсента".
Во Франции "право на смерть", которого добивались Винсент Убер с матерью, не разрешено законодательно, в связи с чем исполнившая волю своего сына госпожа Убер может понести уголовное наказание. После того, как в декабре 2002 года юноша обратился к президенту страны Жаку Шираку с просьбой разрешить ему умереть, министр здравоохранения Франции Жан-Франсуа Маттей выступил яростным противником эвтаназии.
Известно, что юристы различают активную эвтаназию, то есть выполнение третьими лицами действий, приводящих к смерти, за которые во Франции полагается тюремное заключение сроком до 20 лет или даже пожизненное в особых случаях с отягчающими обстоятельствами, как и за другие виды убийств, и пассивную - то есть приостановление лечения в безнадежной ситуации, за которую врач может быть приговорен к пяти годам тюремного заключения.
Согласие больного на смерть и его желание умереть никак не освобождают от ответственности исполнителя, поскольку закон в данном случае рассматривает не частные интересы отдельных лиц, а интересы общества в целом.
В то же время дебаты относительно права на смерть - самой драматической из личных свобод - не прекращаются ни во Франции, ни в других странах. Впервые закон о разрешении эвтаназии был принят три года назад в Нидерландах, а затем в Бельгии, парламент которой также разрешил врачам принести облегчение неизлечимым больным, испытывающим невыносимые страдания.
Во всех остальных странах эвтаназия остается преступлением, но вопрос о ней регулярно встает - по меньшей мере, во врачебном мире, - в связи с тем, что часть страдающих от болей или чрезвычайно ослабевших больных просит разрешить им умереть. Исследования британского еженедельника The Lancet показали, что от 1 % до 3,4 % всех смертей в Европе связаны с применением препаратов с летальным исходом, помогающим ускорить смерть.
Между тем Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла решение о повторном обсуждении проблемы эвтаназии после того, как 4 года назад ею было вынесено отрицательное решение. Ассамблея считает сам вопрос слишком деликатным, а его изучение недостаточным для того, чтобы можно было уже сейчас выработать новые рекомендации для 45 стран, являющихся ее членами.
В итоге начало дискуссии относительно принятого незначительным большинством голосов (15 против 12) доклада комиссии по социальным и семейным вопросам и здравоохранению, намеченной первоначально на вторник 30 сентября, отложено на несколько месяцев.
В проекте предложенной этой комиссией резолюции говорится о том, что "никто не имеет права вынуждать жить умирающего или больного в конечной фазе болезни в страхе и невыносимых муках в том случае, если он неоднократно выражает желание умереть". Проект резолюции предполагает принятие там, где это еще не сделано, законодательства, избавляющего от преследования врачей, "соглашающихся помочь покончить с жизнью неизлечимым больным, испытывающим постоянные невыносимые боли, неоднократно выражающим добровольное и тщательно обдуманное желание умереть, если нет надежды на улучшение их состояния".
Парламентская Ассамблея Совета Европы, собирающая в Страсбурге делегации парламентов 45 стран, взяла на себя роль медиатора в обсуждении важнейших социальных вопросов, относительно которых она высказывает мнение, не являющееся обязательным для исполнения. В 1999 году Ассамблея отказалась предложить государствам разрешить эвтаназию.
Принятая тогда резолюция рекомендовала развивать применение дающих временное облегчение методов, но не отказываться от запрета ускорять смерть неизлечимым и умирающих больных. В ней говорилось о том, что право на жизнь гарантировано человеком государством в соответствии со статьей 2 Европейской Конвенции по правам человека, гласящей, что "смерть не может быть умышленно навязана кому-либо". Согласно этой статье, "желание умереть, выражаемое неизлечимым больным или умирающим, не может ни в коем случае являться юридическим основанием для его смерти от рук третьих лиц", а также "не служит законным оправданием для выполнения действий, целью которых является повлечь за собой смерть".
Комиссия предлагает пересмотреть это положение, которое теперь представляется ей неуместным. Представитель Комиссии либеральный депутат от Швейцарии Дик Марти считает, что ситуация изменилась с 1999 года, и что пересмотр предыдущих рекомендаций оправдан. Первый аргумент: из многочисленных источников известно, что эвтаназия применяется каждодневно, несмотря на отсутствие разрешения. Дик Марти отмечает, что "мы вынуждены признать, что существует разительное отличие между законом и тем, что происходит на самом деле". По его мнению, "необходимо заполнить эту нишу, если мы хотим поддержать главенство закона".
Другой его аргумент: две страны - Нидерланды и Бельгия - приняли в 2002 году законодательство, на которое можно опереться. Законодательство Нидерландов разрешает врачу дать смерть больному, если он убежден, что его страдания "нестерпимы", а он сам выражает "осознанное и тщательно обдуманное желание". Бельгийский закон оговаривает сходные условия. Комиссия отмечает, что государственные Советы этих двух стран сочли эти законы совместимыми с Европейской Конвенцией по правам человека. Свой доклад Дик Марти заключает тем, что, возможно, что "отмена уголовной ответственности за эвтаназию вместо подтверждения запрета поможет нам лучше ее контролировать и даже влиять на нее".
От имени Комиссии по юридическим вопросам и правам человека британский парламентарий Кевин Мак Намара (Kevin McNamara) отстаивает противоположную позицию. Он считает, что бельгийский закон настолько нов, что пока невозможно оценить его воздействие, а закон Нидерландов привел к увеличению числа случаев эвтаназии. Он подчеркивает, что, согласно Европейскому Суду по правам человека, "невозможно исключить право на смерть из статьи 2 Конвенции". Он настаивает на том, что, по утверждению многих врачей, просьбы об эвтаназии часто являются "криками о помощи", и призывает Ассамблею подтвердить свои рекомендации 1999 года относительно "защиты прав человека и достоинства неизлечимых и умирающих больных".
Обсуждение этой темы в Совете Европы может быть продолжено уже в январе 2004 года.
Перевод: Ольга Волкова, Санкт-Петербург
(По материалам французской прессы)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30