Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ХРАМ И КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ ИМТУ - МВТУ

Протодиакон  Сергий  Голубцов, Московский журнал

01.10.2003

Крупнейший технический вуз России - Московский Государственный технический университет (до недавних пор - МВТУ имени Баумана), был основан в 1830 году по инициативе Марии Федоровны, второй супруги императора Павла I, как ремесленное училище "для подготовки искусных мастеров". С 1868 года он стал именоваться Императорским Московским техническим училищем (ИМТУ). К началу ХХ века ИМТУ превратилось в весьма солидное высшее учебное заведение, пользовавшееся широкой известностью как в России, так и за ее пределами. Его основу составляли два отделения - механическое и химическое, однако из регулярно выпускавшихся с 1906 года "Обзоров" ИМТУ узнаем, что общее число преподававшихся здесь обязательных и общеобразовательных дисциплин достигало весьма значительной цифры: например, 165 - в 1908/09 учебном году, а в следующем - 174. Вот этим 174-м, то есть последним в списке, и упомянуто в "Обзоре" 1908-1909 годов, причем единственный раз, богословие, бывшее, судя по всему, предметом едва ли не факультативным.
Тем не менее Училище располагало собственным храмом, освященным 29 июня 1832 года в честь празднуемых 4 августа (по новому стилю) святых Жен-мироносиц и равноапостольной Марии Магдалины - небесной покровительницы императрицы Марии Федоровны. Храм находился в самом центре основного здания на верхнем, третьем этаже, его абсида (наружная полуциркульная алтарная часть) выходила на реку Яузу и на расположенный за ней тенистый парк.
Вот фрагменты описи, составленной в сентябре 1918 года: "Церковная зала разделяется на три части белыми колоннами, облицованными под мрамор. Церковь освещается сверху из купола четырехугольной формы, сложенного из стекольных рам, и двумя окнами в восточной ее стене. Алтарь полукруглой формы, над престолом устроен каменный свод, поддерживаемый четырьмя колоннами. Алтарь освещается тремя окнами с 3 сторон (среднее окно заделано временно досками). На престоле святой антиминс, освященный преосвященным Трифоном в 1905 году. Над горним местом - круглая икона (3 аршина) Иисуса Христа благословляющего (пожертвована преподавателем Училища [Гарским?]) и три запрестольных образа (размером 32х35 см) на тумбах: Воскресение Христово, Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины. На Престоле - святая Дарохранительница в виде пятиглавого храма"1.
Священниками в училищном храме становились, как правило, выпускники Московской духовной академии (МДА), они же являлись законоучителями, а позднее - преподавателями богословия. Первым был Александр Ильич Воскресенский, окончивший Академию в 1826 году. Получив два года спустя звания магистра, он некоторое время преподавал в Московской духовной семинарии; в сан иерея его рукоположил сам митрополит Московский Филарет, что и произошло во время освящения храма ИМТУ. А. И. Воскресенский - автор нескольких публикаций, в частности "Краткого сказания о житии и чудесах св. блаженного Василия, Христа ради Юродивого", которое он написал уже после перехода в 1853 году из Училища в собор Василия Блаженного, где прослужил протоиереем почти до самой своей смерти.
О новом священнике училищного храма Дмитрии Ивановиче Кастальском "Московские ведомости" писали в 1867 году, что он "духовный отец многих профессоров и преподавателейЕ в том числе директора А. С. Ершова, которого он провожал в последний путь, произнеся теплое надгробное слово". Кастальский принял сан священника в 1853 году, а до этого, окончив Вифанскую семинарию и МДА, преподавал логику, психологию и патристику в Московской духовной семинарии. Его сын, Александр Кастальский, стал известным церковным композитором. Дмитрий Иванович в течение ряда лет сотрудничал с "Москвитянином" и другими изданиями, опубликовав ряд статей. Наиболее примечательные из них - "О домашнем употреблении Слова Божьего у христиан первых веков", "Действие веры Христовой на гражданское общество", "Сказание о чудотворной иконе Казанской".
В Училище времен Кастальского числилось, как свидетельствуют исповедные ведомости, 250-270 воспитанников в возрасте от 10 до 20 лет. Приход храма охватывал, видимо, не только преподавателей, учеников и составлявших особый персонал унтер-офицеров и крепостных, находившихся при своих господах, но и жителей близлежащих окрестностей. В иные годы общее количество прихожан достигало 750 человек. Архивные документы сообщают нам, среди прочего, что по случаю "избавления Государя Императора Александра Николаевича от рук убийцы 4 апреля 1866 года" служащие Училища принесли в дар своей церкви серебряную вызолоченную лампаду. В тех же документах находим и речь нового (с октября 1874 года) священника Училища, магистра богословия Василия Михайловича Славского, произнесенную им в 1877 году после торжественной службы в связи с образованием при ИМТУ Политехнического общества: "Современные мудрецы ищут происхождение человека в лоне природы, лишенной всякого разумения и воли; эти современные ученые, невежды в вере, силятся убедить нас, что знание и наука несовместимы с верою, что там, где водружает свое знамя вера, нет места пытливости человеческого разума. Лукавое умствование! Уже первые страницы Святой Библии говорят нам, что человек для того и явился в мир, да обладаетЕ всею землеюЕ Иначе не царем мира он был бы, а жалким рабом его, не он господствовал бы над природою, а природа над ним, подчиняя его своему деспотическому и унизительному рабству". Как видим, священник нимало не стеснялся присутствием тех самых современных ученых, против чьих воззрений на религию обращал свое пастырское слово.
Со временем в храме Училища разрешили церемонии венчания для студентов и сотрудников. Там же преподаватели в присутствии ректора и священника давали присягу, гласящую: "Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству, самодержцу Всероссийскому, и его наследнику верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... и притом по крайней мере стараться споспешествовать всему, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной касаться может".
3 августа 1885 года протоиерея В. М. Славского сменил в храме Николай Сергеевич Виноградов, который священствовал здесь до 1907 года, то есть целых 22 года, а богословие вел еще дольше - до осени 1911 года. По окончании МДА Н. С. Виноградов сначала преподавал Основное, Догматическое и Нравственное богословие в Минской духовной семинарии, а затем русский и церковнославянский языки в Ростовском духовном училище и греческий язык в Вифанской семинарии. Служа в училищном храме, Николай Сергеевич одновременно был законоучителем в 3-й мужской гимназии и в Александровском коммерческом училище, а также председателем Совета 3-го епархиального женского училища и депутатом от духовенства в Московской городской думе. До нас дошло несколько напечатанных им проповедей-слов, с которыми он имел обыкновение обращаться к своей пастве накануне учебного года. В 1895 году в слове "Образование и карьера" отец Николай, в частности, говорил следующее:
"Наши высшие школы всех родов и видов не могут вместить в своих стенах всех ищущих усовершенствования в своем образовании... Казалось бы, нужно радоваться такому усиленному стремлению... Но такое ли это совершенство[вание], которое в основе своей имеет вечные негибнущие потребности нашего духа, стремящегося к истине, добру и правде? Не касается ли оно только временной земной жизни? В образовании видят благо... более всего потому, что оно выгодно и полезно в условиях нашей общественной жизни и самую эту жизнь делает веселой, радостной и удобной... Усиленное стремление к материальному довольству и изобилию в жизни порождает желание искать верных способов к их достижению... и одним из таких способов считается образование... Но имеющий очи увидит, как окружающая его среда настойчиво представит такие явления, которые доказывают, что там, где знание соединяется с выгодой и пользой, там всего скорее можно встретить умственное убожество, прикрытое внешним образованием невежество и внутреннюю пустоту... Образование исключительно только ради прав и преимуществ, ради будущей карьеры неизбежно отражается и на качестве познаний, на их основательности...
Такое служение знанию, в котором нет своекорыстия и низменных расчетов, а есть желание удовлетворить духу, жаждущему просвещения и истины, всегда бывает и высоконравственным, соединяется с высокими свойствами души, простотою, чистосердечием, бескорыстием. Вот почему и в слове Божием мудрость полагается не столько в богатстве знаний, сколько в обладании нравственным совершенством и в добродетельной жизни... Жизнь человека не зависит от изобилия его имения, говорит Христос Спаситель (Лк. 12, 15). Поступая вопреки этому учению, направляя свою мысль исключительно на внешнее довольство, человек извращает начала истинной духовной жизни, убивает чистые и высокие стремления к совершенствованию своей духовной природы"2.
Достигнув преклонных лет, Николай Сергеевич весной 1907 года попросил увольнения от службы в училищном храме, оставшись, как сказано выше, в ИМТУ еще на 3-4 года преподавателем богословия.
Преемником Н. С. Виноградова (в качестве только священника) оказался его брат Александр Сергеевич Виноградов, законоучитель 3-й московской мужской гимназии. По представлению попечителя Московского учебного округа Александр Сергеевич 6 мая 1907 года удостоился от Синода сана протоиерея, в каковой и возвел его месяц спустя епископ Трифон. Но уже 27 сентября 1908 года протоиерей Александр Виноградов скончался. После него остались печатные труды, в том числе исследование о целибате в римско-католической церкви, статьи педагогического содержания и ряд проповедей.
В день смерти Н. С. Виноградова его сын, Сергей Александрович Виноградов, кандидат-магистрант МДА выпуска 1907 года, в то время не получивший еще назначения от Синода, подал прошение на имя директора ИМТУ Александра Павловича Гавриленко о своем зачислении на вакантное место училищного священника. Прошение было подкреплено свидетельством епископа Трифона, что С. А. Виноградов "отличается глубокой религиозной настроенностью и имеет сердечное влечение к пастырскому служению"3. 10 ноября состоялось определение о назначении Сергея Виноградова на должность священника ИМТУ. Вскоре отец Сергий занял еще и должность законоучителя женской гимназии Ржевской, с осени 1911 года начал преподавать Закон Божий и в самом Училище, а 1 августа 1914 года в дополнение ко всему прочему стал также штатным законоучителем Коммерческого училища имени Цесаревича Алексея.
В 1918 году вышло постановление об отмене преподавания церковных дисциплин в светских учебных заведениях и закрытии домовых храмов при них. В том же году проректор уже МВТУ Василий Афанасьевич Ушков сообщал в Басманный райсовет, что затребованная последним опись церковного имущества представлена в Коллегию по делам музеев и охраны памятников, ибо храм при Училище признан ею историческим памятником и поступает под ее охрану4. Вскоре службы в храме запретили. Исключение сделали лишь в марте 1921 года, когда отпевали "отца русской авиации" Николая Егоровича Жуковского. "Сего 17 марта скончался заслуженный профессор Н.Е.Жуковский, - говорится в прошении администрации МВТУ за подписью ректора И. А. Калинникова. - Семья покойного, отдавая дань должного уважения к его памяти, просит похоронить его по-православному. Ходатайствую перед Вами о разрешении произвести православный обряд отпевания в здании Училища в помещении бывшей церкви, ныне запечатанной как памятник исторической старины, в воскресенье 20 сего марта - день похорон".
16 февраля 1923 года на основании постановления Президиума Моссовета от 6 января того же года ревизор Церковного Отдела Управления Моссовета Вишняков совместно с функционерами Музейного фонда, Металлофонда, Мосфинотдела и другими лицами еще раз осмотрел и опечатал храм. Затем начались "реквизиции". Упомянутым ведомствам отошли белый иконостас в стиле ампир с иконами, 2 больших ореховых шкафа, часы напольные, картины на религиозные сюжеты в золоченых рамах, Распятие на Голгофе, запрестольный образ Спасителя на полотне, дарохранительница, 5 риз, оклад с большого Евангелия и 12 венчиков с икон, 40 образов, 10 подсвечников (в том числе 4 выносные), 2 пары хоругвей, 2 кадила, лампады. Металлофонд озаботился даже медным содержанием церковной кружки (127 рублей 4 копейки), и его претензии на обладание этой находкой получили полное удовлетворение.
После того как преподавание богословия и служба в храме были прекращены, священника Сергия Виноградова постановлением Совета МВТУ от 2 сентября 1918 назначили помощником секретаря по студенческим делам. В своей новой роли отец Сергий добился, видимо, определенных успехов: всего два месяца спустя он уже секретарь, а с 23 февраля 1920 года - управляющий делами Училища. Президиум МВТУ на своем заседании 31 января 1921 года отмечал, что С. А. Виноградов "выказал себя прекрасным организатором, умеющим обеспечивать спокойное течение учебной жизни и гарантировать соблюдение интересов студентов". Тем не менее в 1924 году он по каким-то причинам оказывается уже не руководящим работником, а скромным библиотекарем библиотеки МВТУ с окладом всего 30 рублей 10 копеек. Оттуда отец Сергий перешел на должность главного библиотекаря Государственной Научно-Технической и Экономической библиотеки при научно-техническом отделе ВСНХ.
В сохранившейся автобиографии отца Сергия Виноградова указывается, что с 1921 года он, будучи, очевидно, внештатным священником, совершал богослужения и требы в церкви Петра и Павла на Ново-Басманной улице у протоиерея Петра Петровича Поспелова, а позже - в церкви Параскевы в Охотном ряду и в храме Знамения Божией Матери в Шереметевском переулке. Это "внештатное" служение продолжалось до 1929 года. Кроме того, в 1920-1921 отец Сергий читал лекции по истории Древней Церкви в Народной духовной академии, организованной при храме Богоявления в Елохове.
В 1930 году, уволенный с должности библиотекаря, отец Сергий устроился лаборантом в лабораторию по очистке сточных вод при НИИ Наркомстроя, а в 1940-м вышел на пенсию. Во время войны он потерял всех близких и сам дважды был на волоске от смерти, сначала перенеся крупозную пневмонию, а затем сильно пострадав в автомобильной аварии. Трудоспособность вернулась к нему только в 1943 году, когда он вновь поступил на службу - заведующим канцелярией и секретарем строительного техникума Мосстроя.
В 1945 году, отмеченном оживлением церковной жизни, отец Сергий становится штатным священником в храме на Калитниковском кладбище. К Пасхе 1946 года он удостоился сана протоиерея, 21 января5 1947 года в Троице-Сергиевой лавре ее наместником пострижен в монашество с именем Александр, 24 января Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита, в тот же день вечером наречен епископом Житомирским и Овручским, 26 января хиротонисан во епископа. Однако уже в следующем году его парализовало, и 13 декабря 1949 года епископ Александр по болезни был уволен за штат и жил на покое в Москве. Скончался он 10 ноября 1951 года. К сожалению, выяснить, где похоронен последний священник храма ИМТУ - МВТУ, не удалось.

1ЦГАМО. Ф. 66, оп. 18, д. 57, лл. 1-3.
2"Душеполезное чтение". 1895. N 11. С. 431-437.
3ЦГИАМ. Ф. 372, д. 631. л. 1 и последующие.
4ЦГАМО. Ф. 66, оп. 18, д. 57.
5Согласно некрологу; в автобиографии указано 23 января




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме