Словом мира и любви, от имени всей православной полноты Казахстана имею честь приветствовать досточтимых и высоких участников настоящего форума. Политическая воля Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева и добрая воля всех присутствующих - представителей мировых религий - собрали нас здесь, на благодатной земле Казахстана, чтобы обсудить конкретные пути взаимодействия и сотрудничества на основе взаимоуважения ради милосердия и миротворчества, во имя согласия и любви.
В силу многих особенностей исторического развития Республика Казахстан - полиэтническое, поликультурное и поликонфессиональное государство. Находясь на стыке цивилизаций, Казахстан играет заметную роль в сближении Востока и Запада, Европы и Азии, в сближении людей различных культур и религий. Не зря его называют "перекрестком цивилизаций". Но самым актуальным является тот факт, что по евразийскому пространству проходит граница между двумя крупнейшими мировыми религиями - исламом и христианством. Ислам и Православие являются вероисповеданиями двух суперэтносов евразийского континента. Мировое сосуществование этих религий в Казахстане является эффективным гарантом стабильности в социальной и духовной жизни. Казахстан, обладая мощным ядерным потенциалом, первым в мире отказался от обладания ядерным оружием, и тем самым показал бескомпромиссность в своем движении к миру, процветанию и согласию. За это Казахстан снискал на международной арене уважение, и продолжает уверенно двигаться в сторону демократизации и социально- экономическому преобразованию общества. На этом фоне возрастает и религиозность казахстанского народа. В настоящее время наблюдается возврат ко многим духовным национальным ценностям, в том числе и религии. Количество религиозных организаций за последнее десятилетие возросло многократно, и это можно только приветствовать. Да, в большинстве своем (а это 93-95 % всех верующих) казахстанцы отдают предпочтение традиционным религиям, то есть тем, которые были свойственны народам, населяющим Казахстан с давних пор. И это положительный факт, так как все традиционные религии имеют в основе своей общечеловеческие ценности и стремятся в своей деятельности всемерно отстаивать их. Православная Церковь активно участвует в процессе консолидации народов и религий Казахстана. Она - постоянный участник диалога религий. У казахстанского Православия немалый опыт сотрудничества с исламом, католичеством, буддизмом и другими традиционными религиями в области миротворчества и социального служения. Православная Церковь постоянно выступает за укрепление семьи и брака, против разводов и абортов. Церковь всегда придерживалась принципов толерантности и вероуважения. Православию чужд экстремизм и фанатизм, поэтому Церковь в своем служении человечеству всегда стремиться помочь беженцам, вынужденным переселенцам, жертвам терактов.
Церковь поддерживает социальную и политическую вовлеченность своих последователей в процессы преобразования казахстанского общества. Этим самым она вносит посильный вклад в стабилизацию межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане и во всем Центральноазиатском регионе. Сегодня, благодаря заботе государства, в Республике свободно действует более 3000 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий. Не каждая страна может говорить о таком многообразии. По инициативе Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева возрождены и отстроены заново мечети, храмы и монастыри. Мы благодарны нашему глубокоуважаемому Президенту за его внимание и заботу о духовном здоровье народов Казахстана.
Но у факта возрастания религиозности есть и тревожная статистика, так как религиозность казахстанцев растет не только за счет естественной потребности в свободном духовом самоопределении в условиях идеологического плюрализма, но и за счет активной духовной экспансии псевдорелигиозных организаций оккультного толка, стремящихся заполнить неординарность вероучения новейшими прикладными исследованиями и необычной практикой. Зачастую они стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов, и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Многие из них действуют полуподпольно, а подчас совсем нелегально, обманом вербуя в свои ряды неискушенных в духовной жизни людей, стремясь проникнуть в учебные заведения, работая под вывеской коммерческих структур и благотворительных фондов, что является нарушением законодательства Республики Казахстан. Этим они не только подтачивают корни и устои традиционных религий, но и расшатывают государственные основы общества.
С горечью приходится констатировать, что за последнее время в мире активизировались процессы, связанные с попытками политизировать деятельность ряда конфессий и религиозных организаций. Сегодня действует немало крайне экстремистских и фундаменталистских религиозных объединений, проповедующих нетерпимость и религиозную исключительнось, претендующих на роль вершителей судеб человеческих от имени Всевышнего. Терроризм и сепаратизм, как и крайний национализм, граничащий с нацизмом, ничего общего не имеют с Богом, поскольку Бог есть не Бог неустройства и насилия, но мира и любви.
Как верующие люди мы отвечаем на призыв к миру своей готовностью созидать его через доверие друг к другу, опираясь на общечеловеческие ценности, заповеданные Богом - взаимоуважение, миролюбие, терпение, проповедуя ненасильственные методы решения конфликтов. Отрадно, что духовные лидеры в духе мира решительно заявляют: " НЕТ насилию, фанатизму, попыткам использовать религиозные чувства в неблаговидных целях". Оценивая общественные процессы, мы призваны сознательно влиять на них, чтобы помочь преодолению вражды и нестроений, сотрясающих нашу планету. И пусть наши труды увенчаются большим успехом на благо всего человечества.
Бог же мира да будет со всеми Вами!
22 - 23 сентября 2003 года, г. Астана.
Пресс-служба Алма-Атинской епархии