В поисках компромисса

Принципам толерантности уже не соответствует деление на "традиционные" и "нетрадиционные" религии

Религия 
0
157
Время на чтение 5 минут
Об авторе: Михаил Петрович Мчедлов - профессор, директор центра "Религия в современном обществе" Института комплексных социальных исследований РАН, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, председатель Экспертного совета для проведения государственной религиозной экспертизы при Минюсте РФ.

Все, что касается религиозной сферы, требует ясного и четкого понимания используемых понятий и терминов. Это тем более важно, что они не всегда в полной мере совпадают в бытовом и научном словоупотреблении, а тем более в политизированной риторике. Речь идет о том, что означают термины "традиционная" и "нетрадиционная" религии.

Демократические положения о свободе совести, записанные в Конституции РФ, раскрывают лишь самые общие принципы государственного и общественного отношения к религиозным институтам. Эти положения нуждаются в конкретизации, ибо при их практической реализации, особенно в регионах, возникает целый спектр правовых, нравственных, социокультурных вопросов. Подчас это порождает неоднозначное отношение к ним чиновников, особенно в регионах.

Отметим, что современные российские правовые нормы не оперируют терминами "традиционная" или "нетрадиционная" религия. Причина, вероятно, кроется в трудности подобного рода определения или нежелании создавать представление о правовом неравенстве религий.

Если считать основным критерием "традиционности" время, то есть давность присутствия той или иной религии на территории страны, то для России самой древней религией могут считаться дохристианские языческие верования. Если же взять за основу "традиционности" религии количество ее последователей, то сразу возникает вопрос о том, каков искомый минимум числа верующих. Так, например, у малочисленных автохтонных народов России (Севера, Сибири и Дальнего Востока) есть свои издревле существующие верования, во многом определяющие их образ жизни. Но можно ли их считать "традиционными" для России в целом?

Если говорить о территории распространения той или иной конфессии, то и эта категория не является постоянной. Когда Польша, Литва, Латвия, Западная Белоруссия входили в состав Российского государства, то католицизм в России имел совершенно иной духовно-культурный статус, нежели сегодня.

Нередко на своей исторической родине одна конфессия по целому ряду социокультурных показателей является традиционной, например католицизм в Италии или Польше, но вряд ли те же функции она может выполнять в другой, некатолической стране.

Подобные рассуждения о сложностях определения критериев "традиционности" можно продолжить. Тем не менее есть объективные факторы, позволяющие исследователю использовать этот термин, не придавая ему политико-правового измерения и не видя в этом дискриминации других вероисповеданий.

К этим факторам относится прежде всего степень воздействия данной религии на ментальность и образ жизни народа или группы народов, на становление и развитие государственности и национального самосознания. Разумеется, эти функции религиозная организация обретает и реализует при весьма длительном существовании среди значительной части населения.

В России такими функциями обладает прежде всего Русская Православная Церковь. Согласно многолетним социологическим исследованиям нашего центра "Религия в современном обществе", по репрезентативной всероссийской выборке (около 2000 респондентов) православными себя считают 55% населения. Речь идет не только о самом крупном религиозном объединении России. В исторической памяти нашего народа запечатлена патриотическая деятельность Церкви в самые кризисные и переломные периоды (формирование Российского государства, освобождение от монгольского ига, первая и вторая Отечественные войны). Весьма значима ее роль и в современной России для обретения цивилизационной идентичности и утверждения самобытной системы духовных ценностей.

Обратим внимание, в частности, на такое явление, неизменно фиксируемое опросами, когда число респондентов, заявляющих о своей принадлежности к той или иной конфессии (согласно данным нашего мониторинга - 60,5% в 2002 г., 57,8% в 2001 г.), оказывается существенно больше числа верующих в Бога (43,4% в 2002 г., 37,5% в 2001 г.). Очевидно, что религиозная самоидентификация нередко определяется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной национальной культурой, образом жизни, в значительной мере сформировавшимся под воздействием данной религии ("русский, поэтому православный", "татарин, поэтому мусульманин").

Более того, ежегодные опросы стабильно показывают, что более 65% респондентов, то есть в том числе известная часть неверующих, признает в той или иной мере авторитет Церкви в социальных и моральных вопросах. Не случайно во всех опросах религиозные организации занимают лидирующее место (после президента и армии). Немаловажно и то, что в России православными являются помимо славянских народов большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и др. Это позволяет православию выступать духовной основой полиэтнической общности. Аналогичные функции выполняют и другие исторически существующие в России религии: ислам, иудаизм, старообрядчество, различные протестантские течения.

Однако признание исторической социально-культурной значимости тех или иных религий, подчеркнем еще раз, не должно приводить к ущемлению прав других конфессий и религий. Равенство всех религиозных объединений перед законом - незыблемое конституционное положение, но объем выполняемых ими социальных и духовно-культурных функций у них различен. Такова историческая реальность.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство, характеризующее межрелигиозные отношения в современной России. Традиционные, особенно мировые религии, связанные с этносами, - это устоявшиеся многочисленные объединения. Они без затруднений находят общий язык друг с другом, устанавливают взаимодействие и сотрудничество. Координацией этого взаимодействия в нашей стране занимается Межрелигиозный совет России.

В современных условиях новых глобальных потрясений необходимо взаимопонимание и сотрудничество как всех традиционных религий России, так и других "нетрадиционных" религиозных объединений. Ситуация в России и за рубежом делает особенно актуальными поиски новых форм межрелигиозного сотрудничества, мобилизации всех возможностей на этом поприще. В документах Межрелигиозного миротворческого форума, состоявшегося в Свято-Даниловом монастыре в ноябре 2000 г. с участием духовных лидеров православия, ислама, иудаизма, буддизма из России и других стран СНГ, на основе анализа новых тревожных тенденций содержится совместный призыв "идти путем мира". В них подчеркивается, что реальной угрозой миру становятся терроризм и экстремизм, которые подчас пытаются оправдать религиозной риторикой.

Действительно, в исторических религиозных традициях подчас присутствует оправдание силы ради насаждения и утверждения какой-то веры. Однако сегодня в условиях современных средств массового уничтожения, когда мирное человеческое общежитие весьма хрупко, уместно обновить и максимально использовать миротворческий потенциал религиозных идеалов и ценностей. Это относится и к другим религиозным организациям, на законном основании действующим в России. Их представители составляют по социологическим данным около 2%.

Принципам толерантности уже не соответствует обособление крупных религиозных организаций от других, не таких многочисленных, и воздержание от совместных с ними действий. Речь идет, разумеется, о тех религиозных течениях, которые имеют определенные корни в российском обществе и осуществляют сколько-нибудь значимое социальное служение. Среди протестантских течений к таковым, например, относятся лютеранство, пятидесятничество, баптизм, адвентизм и др.

При противоречивых процессах современных реформ в России, приводящих к неоднозначным результатам в социально-экономической и духовно-культурной областях жизни, тем более важно добиваться максимальной реализации позитивного нравственного и общественного потенциала различных религиозных объединений. И в этой связи любой постулат об исключительности, превосходстве или неполноценности тех или иных мировоззренческих убеждений, этических ценностей, культурно-религиозной принадлежности представляется ущербным.

Кроме всего прочего, хотелось бы обратить внимание и на научный гносеологический аспект проблемы. Нельзя точно определить, какая религия или культурно-этическая система истиннее, лучше, оптимальнее. Поэтому нельзя также согласиться с теми религиозными адептами, которые (пользуясь образным выражением одного из персонажей романа Леонида Леонова "Пирамида") испытывают "надменную спесь" и пребывают "в упорном самообольщенье, будто оперируют они с абсолютной истиной".

Основа толерантности - признание права на исповедание разных религий. В этой связи особенно важно признание прав меньшинств. Правда, при единственном условии: если меньшинства действуют в рамках закона и не нарушают прав других людей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Мчедлов
Насколько мы терпимы?
Религии способствуют созданию в России толерантного гражданского общества, считает Михаил Мчедлов
24.01.2005
Все статьи Михаил Мчедлов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35