Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Штопанье дыр не годится

Т.  Андриасова, Московские новости

06.08.2003


Без специальной программы мы рискуем потерять росписи Андрея Рублева …

Чтобы сохранить работы Андрея Рублева (речь идет о фресках в Успенском соборе во Владимире, Успенском соборе на Городке в Звенигороде, иконостасе Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре), нужна специальная программа, иначе через десять - пятнадцать лет они полностью разрушатся. Таково мнение ведущих российских ученых, которое суммирует заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лившиц.
- Работы Рублева в музеях, - уточняет он, - под постоянным наблюдением специалистов и реставраторов. Другое дело - произведения мастера в храмах, где постоянно идут богослужения, горят свечи, влажность и температура отличаются резкими перепадами.

На фресках в Успенском соборе Владимира иные туристы ухитряются оставить свои автографы, в храме их стирают мокрыми тряпками, что явно не на пользу средневековой живописи. Недавно реставраторы сделали пробы с икон в Троицком соборе в Лавре. Они под толстым слоем копоти, и их никто уже давно не видел. К счастью, красочный слой икон не разрушен, но если им не заниматься, сохранится он недолго.

- О невосполнимости утрат древних росписей в храмах ученые говорят не первый год, но почему сегодня вы ставите вопрос о специальной программе, без которой работы Рублева обречены?

- Потому что сегодня памятники, о которых я говорю, оказались в очень плохом состоянии. Мы не можем бесконечно заниматься их укреплением и расчисткой: это "штопанье дыр" для фресок - тоже травма. А у местного начальства нет рычагов воздействия на священников, которые бы убедили их вести службу, не нанося вреда росписям и иконам. На них не могут повлиять даже высокие духовные чины.

Несколько лет назад владимирская епархия согласилась проводить службы в своем соборе только в дни великих православных праздников, но договор сразу же был забыт. В Звенигороде научно-методический совет при Минкультуры разрешил церковной общине при Успенском соборе на Городке выстроить в его охранной зоне деревянную церковь. Мы надеялись, что непомерная нагрузка, которую испытывает Успенский собор, частично ляжет на новую церковь. Однако, ни с кем не согласовывая, община выстроила каменную церковь, а в Успенском соборе число служб не только не уменьшилось - их стало больше!

С трудом работающая вентиляция не может уберечь иконы и фрески от сажи и копоти, а то и дело выходящее из строя отопление не в состоянии поддерживать необходимый для них режим влажности. Средств на переоборудование у местных властей нет. Просить их из госбюджета целесообразно лишь при наличии серьезной, осмысленной программы, где будет четко оговорено, кто за какой участок будет отвечать.

- Кто готовит такую программу?

- Рабочая группа, в которую входят ведущие ученые по древнерусскому искусству. Возглавляют ее Геннадий Попов, директор Центрального музея древнерусского искусства имени Рублева, и ваш покорный слуга.
- Представители церкви будут с вами работать?
- Прежде чем их приглашать, мы должны иметь программу - понятную, убедительную и реальную. Когда Министерство культуры сочтет, что она готова для представления в правительство, мы обязательно познакомим с нею патриархию. Тем более что у нас уже есть удачный опыт взаимодействия с церковью. Это Успенский собор в Кремле, где службы проходят в рамках договоренностей между музеем-заповедником "Московский Кремль" и патриархией. В Ферапонтовом монастыре, в котором расположен музей и где двадцать лет по специальной программе работают реставраторы, службы проходят в надвратной церкви монастыря и церкви Святого Мартениана, примыкающей к собору. До сих пор обе стороны соблюдают все договоренности и обходятся без взаимных претензий.
- Но удастся ли вам найти компромисс в таком вопросе, как замена икон на копии в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Вы уже не раз говорили, что только так можно сохранить иконостас, расписанный Рублевым. Если церковь согласится на такой вариант, где будут храниться оригиналы - в музеях?
- В музеях. Но не обязательно в государственных. Музеи могут быть и церковными. До 1917 года таких музеев и хранилищ, открытых для публики, было немало при епархиях, братствах и монастырях. Между прочим, эта идея зародилась внутри самой церкви, среди интеллигентного культурного духовенства. Горько, что именно его Россия и потеряла после революции. Мы надеемся, что и сегодня в церкви есть люди, понимающие: сохранение древнерусской культуры - общая проблема и без совместной работы ее не решить.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме