itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Штопанье дыр не годится. Без специальной программы мы рискуем потерять росписи Андрея Рублева

Религия 
0
149
Время на чтение 3 минуты
Чтобы сохранить работы Андрея Рублева (речь идет о фресках в Успенском соборе во Владимире, Успенском соборе на Городке в Звенигороде, иконостасе Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре), нужна специальная программа, иначе через десять - пятнадцать лет они полностью разрушатся. Таково мнение ведущих российских ученых, которое суммирует заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лившиц.
- Работы Рублева в музеях, - уточняет он, - под постоянным наблюдением специалистов и реставраторов. Другое дело - произведения мастера в храмах, где постоянно идут богослужения, горят свечи, влажность и температура отличаются резкими перепадами.
На фресках в Успенском соборе Владимира иные туристы ухитряются оставить свои автографы, в храме их стирают мокрыми тряпками, что явно не на пользу средневековой живописи. Недавно реставраторы сделали пробы с икон в Троицком соборе в Лавре. Они под толстым слоем копоти, и их никто уже давно не видел. К счастью, красочный слой икон не разрушен, но если им не заниматься, сохранится он недолго.
- О невосполнимости утрат древних росписей в храмах ученые говорят не первый год, но почему сегодня вы ставите вопрос о специальной программе, без которой работы Рублева обречены?
- Потому что сегодня памятники, о которых я говорю, оказались в очень плохом состоянии. Мы не можем бесконечно заниматься их укреплением и расчисткой: это "штопанье дыр" для фресок - тоже травма. А у местного начальства нет рычагов воздействия на священников, которые бы убедили их вести службу, не нанося вреда росписям и иконам. На них не могут повлиять даже высокие духовные чины.
Несколько лет назад владимирская епархия согласилась проводить службы в своем соборе только в дни великих православных праздников, но договор сразу же был забыт. В Звенигороде научно-методический совет при Минкультуры разрешил церковной общине при Успенском соборе на Городке выстроить в его охранной зоне деревянную церковь. Мы надеялись, что непомерная нагрузка, которую испытывает Успенский собор, частично ляжет на новую церковь. Однако, ни с кем не согласовывая, община выстроила каменную церковь, а в Успенском соборе число служб не только не уменьшилось - их стало больше!
С трудом работающая вентиляция не может уберечь иконы и фрески от сажи и копоти, а то и дело выходящее из строя отопление не в состоянии поддерживать необходимый для них режим влажности. Средств на переоборудование у местных властей нет. Просить их из госбюджета целесообразно лишь при наличии серьезной, осмысленной программы, где будет четко оговорено, кто за какой участок будет отвечать.
- Кто готовит такую программу?
- Рабочая группа, в которую входят ведущие ученые по древнерусскому искусству. Возглавляют ее Геннадий Попов, директор Центрального музея древнерусского искусства имени Рублева, и ваш покорный слуга.
- Представители церкви будут с вами работать?
- Прежде чем их приглашать, мы должны иметь программу - понятную, убедительную и реальную. Когда Министерство культуры сочтет, что она готова для представления в правительство, мы обязательно познакомим с нею патриархию. Тем более что у нас уже есть удачный опыт взаимодействия с церковью. Это Успенский собор в Кремле, где службы проходят в рамках договоренностей между музеем-заповедником "Московский Кремль" и патриархией. В Ферапонтовом монастыре, в котором расположен музей и где двадцать лет по специальной программе работают реставраторы, службы проходят в надвратной церкви монастыря и церкви Святого Мартениана, примыкающей к собору. До сих пор обе стороны соблюдают все договоренности и обходятся без взаимных претензий.
- Но удастся ли вам найти компромисс в таком вопросе, как замена икон на копии в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Вы уже не раз говорили, что только так можно сохранить иконостас, расписанный Рублевым. Если церковь согласится на такой вариант, где будут храниться оригиналы - в музеях?
- В музеях. Но не обязательно в государственных. Музеи могут быть и церковными. До 1917 года таких музеев и хранилищ, открытых для публики, было немало при епархиях, братствах и монастырях. Между прочим, эта идея зародилась внутри самой церкви, среди интеллигентного культурного духовенства. Горько, что именно его Россия и потеряла после революции. Мы надеемся, что и сегодня в церкви есть люди, понимающие: сохранение древнерусской культуры - общая проблема и без совместной работы ее не решить.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Т. Андриасова
Штопанье дыр не годится
Без специальной программы мы рискуем потерять росписи Андрея Рублева
06.08.2003
Все статьи Т. Андриасова
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии