Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бизнес по-монастырски

Луис  Якобсон, Ведомости

21.07.2003


Ведется без рекламы и со смирением …

Подобно многим поколениям своих предшественников, обитатели католического Гефсиманского аббатства, построенного более полутора веков назад среди холмов штата Кентукки, живут по давно заведенному распорядку. Встают в три утра, ложатся в восемь вечера, по шесть-семь часов в день проводят в молитве. При этом остальное время многие монахи тратят на вполне современное и мирское занятие: в обители успешно развивается бизнес "товары - почтой".
Гефсиманское аббатство издает красивый каталог и торгует по почте сыром, фруктовыми тортами и сливочной помадкой собственного изготовления. В среднем в монастырь поступает порядка 50 000 заказов в год, при этом 90% их приходится на предрождественскую пору. В 1999 г. доходы от бизнеса составили $3 млн.
Занятия бизнесом, надо полагать, не сильно способствуют уходу от мира. Чтобы торговать продукцией, которая производится в самом монастыре, основанном 152 года назад католическим монашеским орденом траппистов, и обслуживать растущий бизнес, монахи вынуждены общаться с миром по нескольким телефонным линиям и через Интернет.
Впрочем, в одном миссия монастырского бизнеса коренным образом отличается от задач всякой другой компании: монахи не стремятся к личному обогащению. Полученная прибыль идет на развитие всей обители. Одеть и накормить одного монаха стоит приблизительно $4000 в год. Остальные деньги идут на благотворительные нужды.
"Монастырь не может позволить себе стать слишком благополучным в финансовом отношении", - рассказывает брат Рафаил, на протяжении многих лет возглавлявший монастырский бизнес, а ныне занимающий пост келаря (по-мирскому - завхоза). Когда в 1954 г. он пришел в Гефсиманский монастырь, насельники (обитатели монастыря) занимались заготовкой дров и возили их из леса на телеге, запряженной лошадью. Тогда же по инициативе нового настоятеля, окончившего в свое время Гарвардскую бизнес-школу, аббатство стало торговать по почте товарами собственного изготовления. С тех пор монахам приходится неустанно бороться с искушениями. "Порой монахи слишком увлекаются бизнесом в ущерб духовному деланию", - считает брат Рафаил.
В 1970-е гг. монастырь решил, что содержание большого поголовья сельскохозяйственных животных слишком дорогое удовольствие, и с тех пор с животноводством было покончено. Несколько лет назад было решено, что сортировка и отправка заказов вручную слишком трудоемкое дело, и теперь этот процесс полностью компьютеризован. Компьютеры же позволяют напрямую связываться с банками и агентствами по обслуживанию кредитных карточек. В 1998 г. аббатство установило у себя несколько бесплатных телефонных линий для клиентов. В прошлом году по телефону было сделано 40% заказов. В 2002 г. монастырь открыл свой сайт (www.monks.org), через который уже было сделано 4000 заказов.
Брат Рафаил, служивший во Вторую мировую в морской авиации, а затем какое-то время работавший строителем-подрядчиком, гордится достижениями монастырского бизнеса точно так же, как гордится успехами своей компании всякий предприниматель. "Я считаю, что эти нововведения помогают экономить труд", - говорит он.
Несмотря на то что монахи не переходят на работу в другие компании, брат Рафаил жалуется на нехватку рабочих рук. В 1954 г. в обители жило 240 насельников. Сегодня всего 70. А потому, когда перед Рождеством на монастырь обрушивается шквал заказов, обители приходится прибегать к помощникам из числа мирян.
Другая проблема: несмотря на весь энтузиазм, который вызывают у занятых в монастырском бизнесе возможности новых технологий, монахам постоянно приходится определять для себя узкую грань между требованиями монастырского устава и требованиями развивающегося бизнеса. Например, не так давно на территории аббатства работал магазин, торгующий той самой продукцией, которую сегодня можно выписать только по каталогу. Сегодня магазина нет. "Когда в аббатство прибыл новый настоятель, он сказал, что первое, что видят люди, входящие в монастырь, - это магазин, - рассказывает брат Рафаил. - Он счел, что такого быть не должно, и магазин закрыл". По тем же соображениям аббатство не рекламирует свою продукцию в СМИ. Информация о монастырском бизнесе расходится в основном от клиента к клиенту.
Впрочем, здесь брат Рафаил начинает разговаривать совсем по-мирски. Сам факт, что продукция производится в монастыре, говорит он, рекламирует ее так, "как не может позволить себе ни один из наших конкурентов". (WSJ, Екатерина Кудашкина)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме