Для Бога все живы

Эстонская Православная церковь обрела святые мощи

Религия 
0
183
Время на чтение 8 минут
Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий сообщил журналистам на специально созванной пресс-конференции, что 2 июля в Раквере впервые в Эстонии - подчеркнул владыка - состоялось обретение святых мощей, т.е. святых останков священномученика Сергия Раквереского. Священник Сергий (Флоринский) принял мученическую кончину за веру в декабре 1918 года.

Митрополит Корнилий отметил, что, согласно традициям христианской церкви, святые мощи почитаются особо, так как "благодать Духа Святого", которую человек приобрел при жизни, делает источником благодатных сил и его святые останки. "Для нас важно, что для Бога нет мертвых людей. Для Бога все живы", - заявил митрополит.

Обретение и почитание святых мощей, т.е. останков людей, причисленных церковью к лику святых, - традиция древняя и непрерывающаяся и по сей день. "Эту традицию сохраняет и Эстонская Православная церковь", - отметил митрополит Таллиннский.

Протоиерей Сергий Флоринский был военным священником, - продолжил владыка, - последним местом его служения был военный госпиталь в Раквере. Когда в декабре 1918 года город перешел в руки большевиков, о.Сергий был расстрелян за отказ отречься от веры в числе 80 других горожан. После ухода большевиков местные верующие опознали тело священника в общей могиле и перезахоронили около алтаря кладбищенской церкви. Митрополит Корнилий специально отметил, что все работы по обретению мощей были проведены в полном соответствии с христианской традицией и церковными канонами, а также с соблюдением законов Эстонской Республики. Все необходимые документы были заблаговременно получены от государственных и городских властей. "Хочется отметить доброжелательное отношение и помощь со стороны властей и выразить благодарность мэру Раквере Андресу Яадла", - сказал митрополит Корнилий.

Для святых мощей будет приготовлена специальная рака. Пока же гроб с останками, перенесенный в церковь, не вскрывался. Присутствующие при вскрытии могилы и обретении мощей рассказывают, что через щели в крышке гроба видны сохранившийся череп святого, рука, держащая крест, священнические одежды, в которые облачены останки. Стало ясно, что в гробу останки священника и именно того, который был там похоронен. "Интересно, что со дня захоронения сохранился и крест, поставленный на могиле, - отметил владыка. - В дальнейшем мы должны будем раскрыть гроб, удалить накопившийся песок, обмыть останки и, как положено, облачить в новые специально для этого случая изготовленные священнические одежды и поместить в специальной раке. И когда все это будет закончено, будет назначен и день прославления святого".

На вопрос, будет ли этот день приурочен к приезду в Эстонию патриарха Алексия II, митрополит Корнилий ответил, что, конечно, этот вопрос будет согласовываться с приездом патриарха. Но владыка "не может предсказать, какие будут планы" у главы РПЦ. Сергей Алексеевич Беляев, профессиональный археолог (60 экспедиций), старший научный сотрудник Института всеобщей истории Академии наук России, участвовал в обретении мощей по благословению патриарха Московского. "На мою долю выпала честь обретать святые мощи патриарха Тихона в Донском монастыре, преподобного Максима Грека и других святых. Могилы их были разрушены и потеряны", - сказал Сергей Беляев. По словам археолога, случай в Раквере относительно легкий, так как могила была не потревожена, четко обозначена. Все равно приходилось соблюдать строгие археологические правила и подчас даже святых отцов удерживать от поспешности. По оценке специалиста, пока никаких сомнений, что останки принадлежат именно о. Сергию Флоринскому, нет, и нужды в специальной экспертизе ДНК нет. По архивным данным, о.Сергий погиб от выстрела в грудь. Неизвестно, правда, произведен ли был выстрел из винтовки или пистолета (револьвера). С археологической точки зрения, можно утверждать, что с момента захоронения могила была не потревожена, и слой между поверхностью и захоронением не был почти за 85 лет нарушен. Кстати, внук о. Сергия живет в Санкт-Петербурге и "обретение мощей" произошло, в частности, и с его письменного разрешения.

Из досье "МЭ"
17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной церкви постановил включить в состав Собора новомучеников священномученика протоиерея Сергия Флоринского, пострадавшего во времена гонений на церковь в 1918 году. Канонизированные церковью святые земли эстонской делятся на три группы. Первая - древнейшие подвижники православия - такие, как св. благоверный князь Александр Невский, священномученик Исидор Юрьевский, преподобные Васса, Иона и мученик Корнилий Псково-Печерские. Вторая - продолжатели благочестивых подвигов времен Российской империи - священномученик Арсений и праведный Иоанн Кронштадтский. Третья группа - жертвы большевистского террора - священномученик Платон, епископ Ревельский, протоиереи Николай и Михаил, расстрелянный в Раквере священномученик Сергий Флоринский, а также убитые в Нарве священномученики Александр Волков и Димитрий Чистосердов. Священный Синод РПЦ установил праздновать Собор святых эстонской земли 1 декабря. Однако в этом году этот день пришелся на воскресенье, так что митрополит Корнилий решил перенести праздник на 21 декабря.
ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ ФЛОРИНСКОГО
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя, а в 1900 году был определен священником в 151-й пехотный Пятигорский полк в Гродненскую губернию. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк отличился в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью "За взятие Карса 6 ноября 1877 года". С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год проводит в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.

Необходимо отметить, что обязанности полкового священника не ограничивались совершением богослужений. Порой полковые священники шли в атаки вместе со своими частями, вместо оружия держа Святой Крест, и во время гибели не покидали своих подопечных, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. Когда началась Первая мировая война 1914 года, протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орденом святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. После Февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунство окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в
29-й полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстонии в городе Раквере и занимал здание городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, о. Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о. Сергия на службе в госпитале "по желанию всего состава служащих".

Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года ввиду окончательного распада русской армии и беспрепятственного продвижения германских войск в глубь России Эстония была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят.

Когда же власть взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима в числе многих других жителей Раквере из самых разных слоев общества.

По делу о. Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: "Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь". 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.

После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г.Раквере.

Мощи священника Сергия (Флоринского), канонизированного Русской Православной церковью, будут покоиться в храме Рождества Богородицы в эстонском городе Раквере. Протоиерей Сергий (Флоринский) был причислен к лику мучеников Архиерейским Собором Русской Православной церкви в августе 2000 года наряду с другими новомучениками и исповедниками земли российской.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ ФЛОРИНСКОГО
Протоиерей Сергий Флоринский родился в древнем городе Суздале 4 марта 1873 года в семье священника. По окончании в 1893 году Владимирской семинарии он поступил на должность учителя, а в 1900 году был определен священником в 151-й пехотный Пятигорский полк в Гродненскую губернию. Сформированный 28 ноября 1863 года 151-й пехотный полк отличился в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и был награжден Георгиевским знаменем с надписью "За взятие Карса 6 ноября 1877 года". С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. отец Сергий вместе с воинами своего полка почти год проводит в действующей армии. Его служение на фронте было отмечено двумя наградами: орденом святой Анны III степени и памятной бронзовой медалью на Александро-Георгиевской ленте.

Необходимо отметить, что обязанности полкового священника не ограничивались совершением богослужений. Порой полковые священники шли в атаки вместе со своими частями, вместо оружия держа Святой Крест, и во время гибели не покидали своих подопечных, оставаясь на тонущих кораблях вместе с ранеными и умирающими. Когда началась Первая мировая война 1914 года, протоиерей Сергий вместе со своим полком отправляется на передовую. И здесь его отмечают наградами: орденом святой Анны III степени, святого Владимира IV степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. После Февральской революции 1917 года положение военного духовенства в частях стало очень трудным. Равнодушие и кощунство окружающих порождало чувство ненужности. Опасность смерти угрожала не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше. 22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в
29-й полевой запасной госпиталь, который в это время располагался в Эстонии в городе Раквере и занимал здание городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте своего служения, о. Сергий своими качествами пастыря и человека в скором времени покорил сердца всех сотрудников госпиталя. Когда через 6 месяцев после его назначения, в январе 1918 года, последовал приказ народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и вынес решение об оставлении о. Сергия на службе в госпитале "по желанию всего состава служащих".

Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года ввиду окончательного распада русской армии и беспрепятственного продвижения германских войск в глубь России Эстония была занята немецкими войсками с установлением оккупационного режима. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужой стороне без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало разрешение отцу Сергию на выезд из страны на родину, даже тогда, когда надзор с него был снят.

Когда же власть взяла Эстляндская Трудовая Коммуна, то 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима в числе многих других жителей Раквере из самых разных слоев общества.

По делу о. Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце своего единственного и краткого допроса, протокол которого занял всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: "Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь". 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Расстрел был совершен в лесу Палермо, где ныне установлен памятный камень всем расстрелянным в то время.

После ухода большевиков все расстрелянные были перезахоронены. Протоиерей Сергий Флоринский был похоронен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы в г.Раквере.

Мощи священника Сергия (Флоринского), канонизированного Русской Православной церковью, будут покоиться в храме Рождества Богородицы в эстонском городе Раквере. Протоиерей Сергий (Флоринский) был причислен к лику мучеников Архиерейским Собором Русской Православной церкви в августе 2000 года наряду с другими новомучениками и исповедниками земли российской.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35