Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ

А.  Морозов, Московский журнал

01.07.2003

Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью отличались материалы еженедельника "Искры" (издательство И. Д. Сытина), однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя "иллюстрированным литературно-художественным и юмористическим журналом", быстро превратился в фотоприложение к газете "Русское слово": очерки и статьи с его страниц исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что в опять же сытинском еженедельнике "Заря", начавшем выходить в самом конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение к "Московскому листку" Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся "Всемирной иллюстрацией", и некоторые журналы: "Кривое зеркало" (позднее - просто "Зеркало"), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909-1911 годах, "Жизнь", основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева "Русская иллюстрация" (1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы зарождаются чуть ли не каждый день - одни вскоре исчезают, другие, напротив, наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор Г. Гольц, который подвизался в "Огоньке", "Крокодиле", "Советском экране", и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же "Советского экрана", еще с "Эхом" и "Зрелищами".
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал "Красная нива", выходивший в 1923-1931 годах. Его отличало прекрасное оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате "Красная нива" заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся после закрытия в 1918 году дореволюционной "Нивы", которая была, по существу, петербургским журналом. Новая "Нива" стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей "Огонек", основанный М. Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик. Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского "Огонька". Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее "московским", чем "Красная нива". При этом невыразительность большинства помещенных в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался "тем самым" всенародно любимым "Огоньком".
Ежемесячник "30 дней" с первого же выпуска (1925) подхватил традиции дореволюционного "Аргуса". Сходство простиралось даже на формат и характер верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей "30 дней" являлся бывший редактор "Аргуса" В. А. Регинин. Публикуемый в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы - все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках, и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и другой основатель журнала - В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство "Земля и Фабрика", где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих писателей, художников, фотографов, быстро сделавших "30 дней" весьма популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда Кржижановского "Московские вывески". Просуществовали "30 дней" до 1941 года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным "Эхе", появившемся сначала в сезоне 1922/23 года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках и тому подобном. Журнал Моссовета "Строительство Москвы", увидевший свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными рамками, ибо под словом "строительство" подразумевалось созидание новой жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать, самозабвенно отдавался решению "квартирного вопроса" возникший в 1922 году журнал с довольно-таки угловатым названием: "Жилищное товарищество - жилище и строительство". А проекты реконструкции Москвы регулярно публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике "Строительная промышленность".
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал "Советская работа", страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит "Экран", появившийся в сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта. Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые бойкие перья того времени - А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд, М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце 1923 года "Экран" возродился как журнал "Рабочей газеты" - орган уже не столько "интеллигентский", сколько "пролетарский". С 1923 по 1931 год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась приверженность "рабочей теме".
С 1923 года газета "Правда" начала издавать литературно-художественный и сатирический журнал "Прожектор" (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский), весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями, однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие, как "Московский пролетарий", "Московский служащий", "Красный транспортник", "Металлист", "Рабочий народного питания" и так далее, писали не только о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х. Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов и прочих "левых" - "Кино-фот", "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ", "Современная архитектура".
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания, в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это - "Театральная Москва", "Театр и музыка", "Эрмитаж", "Зрелища", "Рампа", "Рабочий зритель", "Новая рампа", "Искусство - трудящимся"; впоследствии эстафету подхватили "Новый зритель", "Современный театр", "Программы академических театров", "Цирк и эстрада", "Синяя блуза". Здесь помещались критические отзывы о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым задором, борьба "левых" и "правых" течений. Все, о чем говорили, о чем спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы и "Вестник работников искусств" (позднее - "Рабис"), издававшийся с 1920 года сначала нерегулярно, но в 1927-1930 годах ставший "крепким" еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал "Советский экран".
Малотиражный ежемесячник "Среди коллекционеров" (1921-1924), выходивший под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного журнала "Старые годы", очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров. Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать - по памяти! - замечательную книгу "Венок усадьбам".
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов ("Бузотер", впоследствии переименованный в "Бич"; "Крокодил", "Заноза с перцем", "Лапоть", "Комар") наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, выпускавшийся с 1924 года газетой "Гудок" еженедельник (правда, скорее ленинградский, чем московский) "Смехач". В 1928 году его сменил "Чудак", просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом "Огонек" под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию, "Чудак" уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только "Крокодил" (издавался "Рабочей газетой" с 1922 года), под крышей которого нашли себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло в 1929 году "в целях экономии и устранения однотипных изданий", в результате чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было закрыто.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме