Закон - от мира сего

Какой должна быть свобода совести сегодня?

Религия 
0
183
Время на чтение 7 минут
В 1991 году Верховная Рада Украины приняла Закон "О свободе совести и религиозных организациях", действующий и сегодня. За прошлые годы этот Закон обеспечил радикальные изменения в религиозной жизни страны, которые в 1991 году невозможно было даже представить. Страна прошла путь от почти тотального запрета и вытеснения религиозной сферы за рамки общественной жизни до свободного открытого исповедования каждым своей веры и расцвета религиозного плюрализма. Изменения в обществе, а также принятие Конституции Украины (1996) привели к необходимости корректировки Закона "О свободе совести и религиозных организациях" (далее в тексте - Закон), приведения его в соответствие с новыми реалиями жизни и статьями Конституции. Среди прочего, в 1991 году сложно было предвидеть такие, например, современные феномены религиозной жизни, как раскол православия, появление многочисленных новейших религий и проповедников из-за рубежа, массовое возвращение церквям их собственности (здесь возникают многочисленные проблемы, которые должны решаться на базе Закона), претензии церквей на присутствие в общественно-политической жизни, в образовательной системе страны, в Вооруженных силах и многое другое. Кроме того, Украина стала субъектом международного права с его обязательными конвенциями относительно прав человека и с пристальным вниманием международного сообщества к воплощению в жизнь норм религиозной свободы.
Поэтому неудивительно, что почти сразу после принятия Конституции Украины Госкомитет Украины по делам религий (в составе Совета министров), а также некоторые депутатские группы ВР начали разрабатывать и согласовывать изменения к действующему Закону 1991 года и представлять их на рассмотрение в Верховную Раду. Таких законопроектов было уже несколько, и все они по тем или иным, чаще всего - политическим, причинам были отклонены, не рассматривались. Очень уж разные сегодня представления депутатского корпуса о том, какой должна быть религиозная жизнь страны. Некоторые фракции, сделав ставку на поддержку своей политики той или иной церковью, лоббируют ее интересы и считают, что в Законе необходимо зафиксировать особую роль этой церкви (а это всегда означает ущемление прав всех остальных церквей). Другие депутаты, причастные к рассмотрению проекта изменений в Закон, выделяются изрядным невежеством в религиозной сфере и позволяют себе обнародовать в СМИ мнения, несовместимые не только с основными правами человека, но и со здравым смыслом. Не были безупречными также проекты изменений в действующий Закон, разработанные Госкомитетом по делам религий. В пылу борьбы вокруг проекта Закона кое-кто настаивает даже на том, чтобы оставить в силе ныне действующий Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях". Забывая при этом, что многие его статьи мало соответствуют новым реалиям религиозной жизни в Украине.
Сейчас в Верховной Раде находится очередной, последний по времени проект Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях", разработанный Госкомрелигий Украины и внесенный Кабинетом Министров. Законопроект ожидает рассмотрения в первом чтении. У этого проекта довольно длинная и драматическая история. В его разработке участвовала рабочая комиссия Всеукраинского Совета Церквей (ВСЦ), в состав которого входят руководители и представители крупнейших церквей Украины; текст проекта неоднократно обсуждался на заседаниях ВСЦ и на круглых столах, где присутствовали руководители церквей, отечественные и западные ученые, депутаты ВР, представители зарубежных организаций (например, Фонда Аденауэра) и др.
Но несмотря на все усилия, Госкомрелигий не удалось согласовать проект Закона с руководителями церквей Украины, хотя этот проект уже ожидает рассмотрения в ВР. Более того - в последнее время развернулась активная кампания за его отзыв и радикальную переработку. За это выступает сегодня большинство членов ВСЦ, некоторые причастные к процессу депутаты ВР, Институт религиозной свободы; серьезные замечания есть у Украинской Ассоциации религиозной свободы. Критикуют проект и многочисленных верующие, судя по количеству писем, которые получает, в частности, Верховная Рада. (В этих письмах, впрочем, чаще всего нет конкретных замечаний; к тому же, значительная часть писем содержит почти одинаковый текст.)
Какие недостатки видят критики в проекте Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях"? Во-первых, по мнению директора Института религиозной свободы Александра Зайца, проект "включает статьи, ограничивающие свободу вероисповедания (по сравнению с действующим Законом) и усиливающие полномочия Госкомрелигий в религиозной сфере". Комитет ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией рекомендовал отклонить проект по той причине, что "он создает дополнительные возможности для разнообразных злоупотреблений и коррупционных действий со стороны должностных лиц органов исполнительной власти в сфере государственно-конфессиональных отношений".
Члены Всеукраинского Совета Церквей утверждают, что их замечания по проекту фактически проигнорированы. Более того, Институт религиозной свободы обвинил Госкомрелигий в манипулировании мнением членов ВСЦ. Часть руководителей и представителей различных церквей Украины выдвинули точку зрения (после нескольких лет обсуждения проектов изменения Закона), что разработке Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" должны обязательно предшествовать разработка и принятие концепции взаимоотношений церкви и власти в Украине. В частности, такое требование озвучил на последнем заседании ВСЦ глава УГКЦ кардинал Гузар. По его словам, только имея общую концепцию, можно браться за внесение изменений в действующий Закон "О свободе совести и религиозных организациях".
Но что должно быть основным содержанием предлагаемой концепции? Почти все руководители и представители церквей, участвовавшие в недавнем "круглом столе", организованном Институтом религиозной свободы, настаивали только на одном пункте будущей концепции - на декларации партнерских отношений церкви и государства. Однако, более-менее конкретизировано партнерство и его атрибуты не было. Между прочим, в действующем Законе 1991 года "О свободе совести и религиозных организациях", а также в проекте Закона "О внесении изменений" 2002 года, есть немало концептуальных декларативных положений, таких, как провозглашение свободы вероисповедания, отделение государства от церкви и тому подобное. Вообще, концепция может входить в состав любого закона и разрабатываться вместе с ним. Желательно было бы более конкретно формулировать ее возможное содержание.
Интересно, что в связи с обсуждением концепции отношений власти и церквей, а также при возникновении той или иной конфликтной ситуации, связанной с церковной жизнью, неизменно озвучивается мнение об ущербности, ненадобности или даже вредность наличия в системе власти Украины Государственного комитета по делам религий. Этот орган некоторые люди церкви и политики считают реликтом Советской власти, орудием вмешательства властных структур во внутренние дела церквей, то есть проводником так называемой патерналистской политики правительства в отношении церквей.
Напомним, однако, что в отношениях власти и церкви значительную роль играет чисто бюрократическая составляющая, без которой до сих пор никто не может обойтись. Скажем, регистрация религиозных организаций различных уровней. Если Госкомрелигий будет упразднен, то его чиновники-специалисты полным составом войдут, скорее всего, в Министерство юстиции и будут там заниматься теми же делами. Какая для церквей разница, где регистрироваться? Но в случае конфликтных ситуаций - имущественных или межцерковных - церквям уже негде будет так или иначе улаживать дела. Думаю, что сегодня не все украинские церкви готовы обойтись без государственного патернализма. И потому функция политического опекунства церквей перейдет кое-где, например, к ВР. (Кажется, некоторые депутаты отнюдь не против этого.) А в регионах, районах останутся все те же местные чиновники с правом "казнить или миловать" - выделять или не выделять участок под храм, возвращать или нет культовые сооружения. И все это по принципу - "чего моя левая нога пожелает".
Важно отметить, что политика нынешнего Госкомрелигий в целом не противоречит общим основам свободы вероисповедания. Госкомрелигий подчеркнуто корректно относится к любым церквям, конфессиям, движениям; не поддается искушениям популистского осуждения или дискриминации новейших религий, не идет на поддержку какой-то одной церкви за счет других, заботится, как может, о нашем хронически больном православии. Не в последнюю очередь благодаря стараниям Госкомрелигий имеется экуменический Всеукраинский совет церквей, где представители различных церквей и конфессий учатся спокойно общаться между собой. Жалко только, что этот совет объединяет далеко не все украинские церкви. А что касается патернализма, то принимать или не принимать советы Госкомрелигий - сегодня полностью зависит от воли каждого иерарха.
Все это не означает, однако, что законопроект, о котором идет речь, лишен недостатков. В сборнике Института религиозной свободы "Информационные материалы по проекту Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" приведен ряд аналитических документов, где говорится о недостатках или недоработках проекта. Здесь и некоторые несоответствия действующей Конституции, и увеличение контролирующих полномочий исполнительной власти (Госкомрелигий и местной власти) и др. Кроме того, как говорят критики, проект чересчур декларативный, "ставящий религиозные организации в зависимость от государственных чиновников разных уровней".
Отметим еще несколько моментов, которые бросаются в глаза в проекте изменений в Закон. Как известно, сложной общественной проблемой сегодняшнего дня являются конфликты, связанные с церквями - борьба за храмы или религиозные общины, в связи с реституцией церковного имущества и др. Госкомрелигий накопил немалый опыт урегулирования этих конфликтов. К сожалению, этот опыт отнюдь не отражен в новом законопроекте, скажем, в виде тех или иных стратегий, алгоритмов решения конфликтов или рекомендованных норм. В проекте Закона не намечены, к сожалению, сроки, в которые нынешние государственные владельцы должны вернуть имущество церквям (Что это, собственно говоря, такое - "постепенный возврат"?). Не говоря уже о том, что "передача в собственность" и "передача в пользование" не четко размежеваны конкретными показателями (причинами, прецедентами, условиями). Не упоминается также фактор, с которым наиболее часто связано невозвращение имущества церквям, - финансовая сторона реституции. Ведь ее необходимым условием является переселение нынешнего владельца в другое помещение, для чего должны быть предусмотрены средства в бюджете. Напомним, что государство должно вернуть церквям их имущество не только согласно указам Президента или законодательным актам, но также в соответствии с внешними обязательствами. Об этом, в частности, напоминал посол США в Украине Карлос Паскуаль в статье для газеты "День".
Неприемлемым в новом проекте представляется еще и то, что законодательно расширив право церквей на образовательную деятельность, проект Закона не выдвинул никаких требований к духовным образовательным школам, к их аккредитации, уровню и качеству преподавания и полученному образованию. Так общеизвестно, что сегодня этот уровень сложно считать достаточным.
Еще одно. Учитывая, что Украина является членом мирового и европейского сообщества и что Запад накопил большой опыт (законодательный, юридический, социальный) защиты религиозной свободы, стоило бы - очень стоило - представить проект Закона на экспертизу в одну из соответствующих европейских институций.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Клара Гудзик
Церковь на распутье
Архиепископ Львовский Макарий: "Вселенский патриарх имеет и желание, и право вмешаться в наши дела"
13.10.2005
Битва за Лавру
Быть ли заповеднику в стенах монастыря?
10.04.2004
Украина призвана стать экуменической лабораторией христианства
Архиепископ Никола Этерович о Католической церкви, душпастырях и готовности к диалогу
24.03.2004
Все статьи Клара Гудзик
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.04.2024 20:12
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 19:49
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35