Православные подданные ЕЈ Величества

Интервью к 89-летию митрополита Сурожского Антония (Блума)

Религия 
0
136
Время на чтение 4 минуты
Митрополит Антоний (Блум) уже сорок лет руководит Сурожской епархией, объединяющей православные приходы Русской Православной Церкви (РПЦ) в Великобритании и Ирландии. В феврале нынешнего года он заявил, что уходит на покой, сославшись на плохое состояние здоровья. Однако Священный Синод пока не дал согласия на его отставку. 19 июня митрополиту Антонию исполняется 89 лет. Наш корреспондент встретился со старейшим иерархом РПЦ и попросил его рассказать о судьбах английского православия.
- Ваше Высокопреосвященство, когда вы оказались в Англии?
- Я приехал сюда в 1949 году. В это время в Великобритании был всего один приход Русской Православной Церкви в Лондоне. В нем насчитывалось чуть более ста человек. В основном это были люди поколения моей матери и бабушки, а также очень небольшая группа детей.
В 1920-е годы Бердяев писал, что Бог разослал по всему миру русскую эмиграцию для свидетельства о православии. Но эти слова, наверное, больше относились к Франции, все-таки туда приехали тысячи русских. В Англии же эмигрантов оказалось гораздо меньше, и у них не было столь явного ощущения своего миссионерского предназначения. На первых порах перед нами стояла другая задача: остаться православными, сплотиться. А вот распространяться пока еще не хватало сил.
- Тогда англичан в лондонском приходе почти не было?
- Иногда приходили англичане - мужья или жены наших прихожан, но их было мало. И в такой обстановке приход принял по-настоящему героическое решение. Люди, оторванные от родины и от своего языка, решились на подвиг - ввести в богослужение наряду с церковнославянским английский язык. Решение поддержали все прихожане.
Очень скоро нас заметили. Люди заинтересовались православием. На службах стали появляться англичане. Активную деятельность вело содружество Святых Албания и Сергия, в которое входили как православные, так и англикане. В результате православие не только стало интересным для многих, но и начало вносить свой вклад в религиозную и культурную жизнь Великобритании.
Затем мы открыли школу для детей, начали учить их особому предмету, который назвали "родноведением", в который входили русский язык, литература, история. Тогда во многих детях, плохо говоривших по-русски, что-то проснулось. Я помню, как одна девочка сказала: "Я всегда чувствовала, что у меня что-то дремлет в душе. Когда мы начали петь русские песни, во мне пробудилось какое-то особое чувство".
И вот с тех пор мы растем...
- Наверное, последняя волна русской эмиграции в большей степени состоит из людей нецерковных?
- О новой эмиграции говорить сложно, поскольку никто, даже российское посольство, не знает точно, сколько людей приехали в Англию за последние годы. Но в храм люди приходят и их достаточно много. По выходным и праздникам на службах присутствуют до 600 человек. Мы постоянно крестим и венчаем.
Правда, представители новой эмиграции о православии знают мало, даже те из них, кто был когда-то крещен. Поэтому мы проводим регулярные беседы, носящие главным образом образовательный характер. Одну неделю беседы проходят на русском, другую - на английском языке.
- А службы по-прежнему остаются двуязычными?
- Да, службы совершаются на двух языках: неделю по-русски, неделю по-английски. Однако на каждой службе проповедь произносится поочередно на двух языках, поэтому мы учим священников говорить короткие проповеди. Исповедь совершается на том языке, на котором хочет говорить исповедующийся. Обычно исповедь принимают три священника, и прихожане могут выбрать того, кто лучше знает русский или, наоборот, английский язык.
- Каков национальный состав духовенства Сурожской епархии?
- В епархии 26 священников и диаконов, из них большинство - не русские. Некоторые совсем не владеют русским языком. В ряде приходов службы совершаются только на английском.
Всех кандидатов в священство мы старательно готовим, стараемся передавать им самое ценное. К каждому ищем индивидуальный подход. Иногда бывает, что у человека есть все данные, а вот священника из него не выходит. Бывает и наоборот.
У нас нет своей семинарии, поэтому кандидатов мы учим всему сами - литургике, догматике, другим дисциплинам. Но, разумеется, давать знания в том объеме, в котором они даются в духовной школе, у нас не получается.
- Как у Сурожской епархии складываются отношения с английскими государственными властями?
- Никаких особых отношений у нас с государством нет. Мы находимся на законном положении и не считаемся иностранной Церковью, поскольку большой процент наших прихожан - британские подданные.
- Каковы отношения вашей епархии с другими конфессиями? Ведь в Великобритании есть своя государственная Церковь.
- С представителями Англиканской Церкви отношения у нас хорошие. С самого начала англикане помогали русским эмигрантам. Когда-то я много проповедовал в Англиканской Церкви, читал там лекции. В последние годы делаю это меньше, сил уже не хватает. Когда возникали какие-то вопросы, я всегда говорил, что проповедую Евангелие, а не православие. Хотя для меня это одно и то же.
При этом мы никогда не пытались систематически обращать англикан в православие. Если кто-то приходил и говорил, что хочет стать православным, поскольку ему понравилось участвовать в богослужениях, то мы обычно отвечали: "Ты потерпи немного". Так, люди ждали год, другой, третий - за это время мы их готовили. Происходили даже забавные случаи: приходит, например, очень увлеченный православием человек, и я ему говорю: "Побудь с нами, помолись, познакомься с другими прихожанами". Через некоторое время слышу от него: "Православие замечательно, но с русскими совершенно невыносимо..." И человек уходит. Но вскоре он возвращается со словами: "Нет, ради православия я готов и русских потерпеть".
С католиками у нас отношений никаких нет. Они не агрессивны, и мы на них не нападаем, держимся в стороне. Одно время католики устраивали экуменические собрания, но я сказал, что не буду к ним ходить, покуда они не прекратят своей подрывной деятельности в России.
С представителями неопротестантских структур контактов тоже практически нет.
- По поводу ваших взаимоотношений с Московской Патриархией ходят самые разные слухи...
- У нас с Патриархией отношения очень близкие. Я лично знал Святейшего Патриарха, когда он был еще архимандритом. Русская Церковь для нас родная. Мы не выходцы из нее, мы ее представители, мы часть этой Церкви.
Сергей Мудров
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

+Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
К 100-летию со дня рождения
Открытое письмо епископу Подольскому Илариону (Алфееву)
17.06.2014
Митрополит Антоний (Блум) оправдывает возможность абортов
К 10-летию со дня кончины митрополита Антония (Блума)
05.08.2013
"Действие свободной Божественной любви..."
Проповеди в праздник Воздвижения Креста Господня
27.09.2007
Все статьи +Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49