В церковь Святослава первый раз привела няня Арина. Позже он поступил в художественную школу, а на каникулах ездил в Псково-Печерский монастырь помогать монахам реставрировать храмы.
В 1960 году, после школы, Гаврилов подал документы в духовную семинарию Троице-Сергиевой лавры. Не сложилось. "Меня сразу вызвали в горисполком, - рассказывает отец Иоанн. - Оказалось, строгий партработник уже получил по шапке из-за моего заявления и был настроен очень решительно. Мне поставили условие: или я забираю документы, или отправляюсь на Колыму". От карьеры священника пришлось отказаться.
Но судьба все же преподнесла ему подарок. Молодого художника направили работать на "Мосфильм". Работа на киностудии была для него в диковинку. До этого ему не приходилось строить целые миры на маленьких съемочных площадках. Втянулся Святослав быстро и вскоре с успехом оформлял декорации к постановкам, которые быстро приобрели популярность. Его первым фильмом стала "Оптимистическая трагедия".
Но по-настоящему судьбоносной стала для будущего священника встреча с Андреем Тарковским.
- Ни до него, ни после я не видел столь мудрого режиссера, - говорит отец Иоанн. - Тарковский был пророком, и работа вместе с ним делала людей другими, здорово их меняла. Тарковский очень серьезно относился к каждой мелочи и людей в свою команду подбирал по тому же принципу. Он мечтал, чтобы между ним и подчиненными не было недопонимания...
Молодым людям не пришлось долго привыкать друг к другу. Они читали одних и тех же авторов - Соловьева, Флоренского, Платона. Часами могли беседовать на философские темы, не обходили стороной дела духовные и даже мистические. По словам отца Иоанна, Андрей уже тогда чувствовал, что на него возложена особая миссия.
Первым фильмом, над которым вместе работали Станислав Гаврилов и Андрей Тарковский, был "Андрей Рублев".
Гаврилов рисовал декорации и даже расписывал Владимирский собор. Теперь ему очень жаль, что фрески делались на скорую руку и после съемок стали быстро разрушаться.
Над "Солярисом" Станислав Гаврилов работал уже в качестве художника-постановщика. И если в "Андрее Рублеве" стояла задача отстроить Храм на земле, то в "Солярисе" пришлось строить Храм в космосе.
Потом был "Сталкер". Гаврилов несколько месяцев готовил декорации: что-то переделывал, испытывал истинные, сладкие, как сам говорит, муки творчества. Съемки должны были вот-вот начаться, как вдруг фильм прикрыли. "Я вдруг понял: пора что-то резко менять в своей жизни, - продолжает отец Иоанн. - Сама судьба намекнула мне на это". Художник расстался с кино, бросив столь успешно начавшуюся карьеру. Тарковский заканчивал "Сталкера" уже без него.
После "Мосфильма" он устроился на работу в издательство Московской патриархии. "У Андрея был дар пророка, - вспоминает отец Иоанн. - Он умел повлиять на людей, в том числе и на меня. Его творчество приближало к Богу. И в моем пути к Творцу я должен был сделать решительный шаг вперед". В 1990 году художник Гаврилов был рукоположен в священники под именем Иоанн и отправился в Охотино восстанавливать храм Вознесения, который стоит на живописном берегу Волги, прямо напротив маленького города Мышкина.
До 1961 года храм был действующим. Но при Хрущеве его закрыли и разграбили. Батюшка постепенно возвращает церковь к жизни. Все делает сам. Средств не хватает, поэтому более чем за 10 лет сделать удалось не много. Священник намеренно не ходит по инстанциям и не просит денег у спонсоров. Считает, что Бог обязательно пошлет человека, который поможет храму. За прошедшие 10 лет такой человек так и не появился. Иоанн не ропщет: на все воля Божья.
Селяне своим вниманием церковь жалуют редко. А если появляются в храме, то не всегда с благими намерениями. Не раз в церковь захаживали воры. В последний раз они умудрились сделать подкоп под толстыми стенами. Ломами пробивали гранитный пол. Искали старые иконы. Проникнув внутрь, ничего ценного не обнаружили, а хлопот отцу Иоанну прибавили. Пришлось закапывать большой лаз и вновь бетонировать пол.
Отец Иоанн поддерживает отношения с зарубежной паствой. Недавно он стал почетным настоятелем часовни Святой Анастасии Узорешительницы, построенной в Мышкине и с благословения Патриарха перевезенной в 1997 году в Италию.
"В Италии я встретил священника, который причащал Андрея Тарковского в последние годы его жизни, - рассказывает батюшка. - Его воспоминания очень важны для меня. Ведь с Андреем после его отъезда за рубеж связаться было невозможно. Он жил и умер как пророк. И это настоящий подарок Творца, что я встретил его на своем жизненном пути".