Тогда же критики окрестили его махрово-славянофильским, сугубо православным и ура-патриотическим - видимо, в начале 90-х это были самые страшные ругательства. Все это не помешало "Витязю" окрепнуть и бороться за "нравственное кино" уже не только в России, но и за рубежом. Москва, Минск, Киев, Смоленск, Приднестровье, Поволжье, Югославия, Тамбов, Рязань, наконец, Калуга, город, который ассоциируется прежде всего с гением Циолковского.
А теперь - и со взрывной, прямо-таки космической энергией Бурляева. Прекрасный артист (помните Бориску в "Андрее Рублеве" Тарковского?), он упорно внедряет в наше испорченное сознание понятие "славянская христианская кинематографическая культура". Что интересно - в этом году в славяне записали и индусов, и итальянцев, и немцев, и шведов, и даже филиппинцев... Все они привезли свои картины - более 200. Видимо, все относительно, и славянство тоже - форум-то международный. И уже спорит с Канном. Кроме шуток. На открытие примчался Никита Михалков, пожертвовавший "брату Николаю" двумя днями в Канне. Как опытный промоутер он устроил мировую премьеру своей новой телевизионной ленты "Мама", трогательной и сентиментальной, посвященной столетию его матери Натальи Кончаловской, не на набережной Круазетт, а в местном драматическом театре на улице Кирова. И неспроста - о чем ниже.
А затем Никита Сергеич удивлял гостей фестиваля нечеловеческой демократичностью на приеме у губернатора, где еще раз повторил свою любимую мысль о том, что порядочные губернаторы должны просто драться за право проведения "Золотого Витязя" - настолько сие мероприятие повышает реноме власти.
...В Калугу, приветливую, солнечную и чистенькую, нынче вас домчит за два с половиной часа экспресс-электричка. 250 гостей фестиваля разместились в двух гостиницах. В фешенебельной "Приокской" - члены жюри и VIР (кстати, жюри было не одно, а шесть, по количеству конкурсов, и в каждое обязательно входили сербы - давняя привязанность президента фестиваля). В "Калуге" жила публика попроще - артисты, журналисты, технический персонал. И сын Бурляева, композитор и музыкант Иван Бурляев, удививший на открытии и закрытии своим фантасмагоричным лазерным шоу с прямо-таки кипящей музыкой... Но дым Ваня пускать любит не только на сцене, но и в жизни - с личным кальяном в свободное от трудов время наследник не расставался. И мама не запрещала - еще одна "могучая кучка", династия Бондарчуков, была представлена в Калуге практически в полном составе. Наталья Бондарчук с дочерью Машей и мамой Инной Макаровой поддерживали бывшего мужа и зятя как могли.
Остальные больше заботились о себе. Или о своем имидже. Ольга Будина, ведущая церемонии открытия и закрытия вместе с Борисом Невзоровым, строго придерживалась образа нездешней Аглаи - при этом безбожно путая текст. Вечно молодая Барбара Брыльска на пару со Станиславом Микульским демонстрировала извечную польско-российскую дружбу. Галина Бокашевская, звезда "Тоталитарного романа", эффектно меняла туалеты, позировала фотографам и кокетничала с киевлянином Николаем Олялиным, которому бес ребро просто проломил - ни одна фестивальная девушка не осталась без его знаков внимания. Впрочем, все было под рукой: грехи можно было тут же замолить у монахов Оптиной пустыни да смыть водой святых источников Тихоновой пустыни и Шамордина - туда через день отправляли всех желающих.
Зарубежные гости стремились всюду успеть. И... порой расплачивались за это. Гнусное нападение было совершено ночью на 78-летнего режиссера, автора фильма "Утро" серба Младомира Джорджевича-Пуриша, возвращавшегося в "Приокскую". Преступные калужские элементы напали на ветерана, бывшего партизана, сзади, нанесли удар по голове, забрали все деньги и документы и были таковы. Режиссер оказался в больнице. Вообще драчки вокруг фестиваля возникали с печальной регулярностью - и в гостиничном баре, где Владимир Конкин активно выяснял нелицеприятные отношения со столичной журналисткой (!), и даже прямо на улице, по типу стенка на стенку, с размахиванием "стволами"... Но это уже совсем другое, не духовное кино...
Бурляев тем временем презентовал свою книгу "Одолевая радостью страданья", которую писал, по его словам, 37 (!) лет. Там много чего - и летопись фестиваля, и мысли, и думы... Словом, былое... Даже поэма "Иван Вольнов" - по ритму стиха чисто лермонтовская. Прямо дежа вю! Однако соратникам президент книжки вовсе не дарил, не делал скидку, а предлагал купить в фойе всего за 150 рэ. Я лично видела священника, купившего аж две!
Артисты же трудились как пчелки. Лариса Лужина, Римма Маркова, Алексей Булдаков - эти и другие проверенные бойцы выступали в городах области. Не было видно и Ларисы Голубкиной, которая старательно как председатель жюри отсматривала анимационную программу. Елена Цыплакова курировала программу студенческих и дебютных картин, Ираклий Квирикадзе - художественных фильмов. Среди которых кроме дилогии Михалкова, замечу, значились и "Пианист" Романа Полански, и "Бэран" Маджида Маджиди, и "Камо грядеши" Ежи Кавалеровича, и "Утро понедельника" Отара Иоселиани, и "Чти отца своего" Якоба Бергера... Что выбрали судьи - догадайтесь с трех раз. Вышеперечисленные классики отдыхают и нервно курят, вчитываясь на досуге в почетные дипломы, - Гран-при получил создатель летописи самой образцово-показательной семьи страны. Восьмикилограммовый "Золотой Витязь" в двух экземплярах украсит отныне фамильную усадьбу на Николиной Горе: один - в доме Никиты Сергеевича, второй - в доме Андрея Сергеевича (Кончаловскому приз достался за "Дом дураков" - без намеков, ей-богу!).
Еще один "Золотой Витязь" уедет во Францию к офранцузившемуся грузину с великой славянской душой Отару Иоселиани. "Серебряного Витязя" завоевал украинец Сергей Маслобойщиков ("Шум ветра" - сомнительный коктейль из Сокурова и Тарковского), "Бронзового Витязя" - Арво Ихо за обаятельный, но не новый фильм "Сердце медведицы".
- Это первый ваш фестиваль, на котором вы получаете приз вместе с братом? - поинтересовался корреспондент "МК" у счастливого призера (младшего брата) сразу после награждения.
- Нет, однажды, в 87-м, мы уже побеждали вместе с Андреем в Канне - его актриса получала приз за женскую роль, а мой - Мастроянни - за мужскую (за "Очи черные". - Н.Б.).
- Так ли уж нечаянна эта радость, Никита Сергеевич?
- Настоящей радостью всегда оказывается радость случайная. Когда ты начинаешь работать для того, чтобы потом потрогать что-то руками, ради чего-то - ради денег, славы, то в общем человек несчастен. Он добивается, чего хочет, но все равно мало. Я считаю, что самое главное - когда ты работаешь потому, что не можешь не работать, когда ты говоришь потому, что не можешь не сказать. Я старался воспитывать своих детей так, как воспитывали меня - сравнивая с жизнью не тех людей, кто живет лучше, а с жизнью тех, кто живет хуже тебя, - потому что их намного больше. Даю честное слово, что я не рассчитывал на высокую награду за маленькую домашнюю интимную картину, но я очень счастлив, что любая искренность так оценивается соотечественниками в этом прекрасном городе Калуге.
- Смогли бы вы снять этот фильм двадцать лет назад?
- Нет. Я думаю, что я недозрел тогда. У меня не возникало бы такого желания, мыслей поговорить с родителями о них двадцать лет назад. Но я рад, что хоть сейчас меня Господь сподобил... Был к тому же повод - столетие мамы и 90-летие отца, слава богу, живого. А затем формальная необходимость снимать о них картину переросла в реальное желание узнать о них побольше самому. Все, что я знал про отца, когда я стал с ним разговаривать, все это приобрело совершенно невероятный эффект для меня.
- Вы узнали много нового о родителях?
- Не то что узнал... Думаю, что довольно много для себя сумел сформулировать, понять, почему так, а не иначе... Очень многое из того, что связывает с матерью, не понимаешь, пока ты растешь. И только потом, со временем, ты понимаешь, кем ты стал и кем станут твои дети. Думаю, что отец не сказал бы того, что говорил мне, любому журналисту, который бы не смог спросить того, что спрашивал я. Как, например, умещаются в одном человеке потрясающие детские стихи, детская психология с абсолютным отсутствием интереса к детям... А он сам ребенок. И ощутить это, и рассказать мне было очень важно. Одна журналистка мне сказала, что после просмотра фильма "Отец" по телевидению ночью бросилась звонить отцу в Киев, с которым не разговаривала двенадцать лет. Вот это самая большая награда. Если картина побуждает вспомнить о родителях... Или сравнить своих и чужих родителей. Или себя сравнить. Это уже есть духовная работа. Позвоните родителям.
- Кажется, вы не сняли еще фильм о жене и о сыне...
- У меня нет такого желания... Я вообще-то очень скучаю, когда меня приглашают в гости, усаживают в кресло, дают альбом фотографий и начинают показывать свою семью. Дядю Федю, тетю Лиду, дачу на Кипре, собаку на даче... Кошмар! С ума сойти! Я опасался, что и здесь так будет. Я к этому очень осторожно отношусь. Не нужно навязывать свою историю. Но я думаю, что в "Отце" это простительно - Сергей Михалков уже в истории, что бы там ни говорили.
- Может быть, тогда ваш сын снимет о вас?
- Может быть... Кто знает...
Калуга-Москва