Эти трогательно-незамысловатые сказания я услышал более 70 лет назад в Архангельской области.
Однажды в начале 1930 года я услышал от одной из сестер московской церкви святителя Николая в Кленниках, что Наркомлес организует Северную экспедицию и набирает в нее геодезистов. А я как раз окончил среднюю школу с геодезическим уклоном (тогда все средние школы обязательно имели какой-нибудь "уклон" - электротехнический, литературный, технический, химический...). Пошел в отдел кадров экспедиции. Приняли, и я, получив благословение настоятеля храма Николы-Кленники протоиерея Сергия Мечева, отправился работать в Архангельскую область.
Съемки велись по берегам рек Сухоны, Северной Двины и Вычегды. В сентябре остановились в затоне Приводино. Я снял комнату у местного колхозника. Дом крепкий, двухэтажный, сложенный из толстенных бревен. Коровы, лошади, овцы, куры... Семья была небольшая - хозяин, жена и бабушка Прасковья - старушка весьма словоохотливая.
Как-то раз, помнится, зарядил проливной дождь. Геодезический отряд работать не мог, сидели дома, составляя карты съемок. И вот разговорились с бабушкой Прасковьей. Она вдруг спросила меня: "Милый, а ты об Иисусе Христе слышал?" Я ответил утвердительно. "Ишь ты, - молвила она, - а я думала, в Москве все комсомолу молятся. Пойди-ка, посмотри мою светелку, небось, в Москве таких не видел". Я вошел в ее комнатку. В углу стоял огромный угловой застекленный киот, в котором горела лампадка, на стенах висело множество икон - часть из них древнего письма. Я перекрестился. Бабушка сказала: "Хочешь, о Христе тебе расскажу? Ты Евангелие-то читал?" Бабушка достала и показала мне большое Евангелие в потрепанном кожаном
переплете на славянском языке. "В нем, милый, жизнь человеческая и твари всей".
И после этого повела неспешный рассказ.
"Ты, небось знаешь, что Христос плотником был. Вышел-то на проповедь Спаситель в годах не молодых, так Отец Ему повелел, а до этого со Своей Матерью и своим старым отчимом жил. Отчим плотником был и научил Христа делу плотницкому. Учить начал с 14 лет, а вскорости Христос плотницкую работу не хуже, а даже лучше отчима освоил, чему тот весьма удивлялся. Жили они небогато: что отчим заработает, то и тратили на еду и одежу, лишнего ничего позволить себе не могли, да и плотников в городе много было, а дом их еще на отшибе стоял, и приходило заказчиков мало.
Начал Христос плотником работать, народу с заказами приходить все больше и больше стало, отбоя нет: изготовь да изготовь. Достаток в семье появился, одежу получше купили, зажили по милости Господа неплохо. Вскорости умер отчим Иосиф, и остались они с Матерью вдвоем. Погоревали, конечно, поплакали, а от Божией воли никуда не уйдешь. Работает Спаситель плотником. Заказчиков видимо-невидимо привалило: кто стол, табуретку, а кто побогаче - кресло заказывает, скамейку, стул затейливый или кивот для икон (бабушка упорно верила, что иконы были всегда и переубедить ее было невозможно. - В. Б.). Столько народу шло, что отказывать приходилось.
Стали люди замечать: если плотник Иисус сделает стол, то еда на нем вкусная, приятная, и никаких ссор за столом не бывает; ежели кому кровать исполнит, то человек недужный, лежа на ней, быстро поправлялся; полочку сделает - посуда меньше бьется; в кресло сядешь - спокойствие и мысли богоугодные на ум приходят и раздражение пропадает.
Брал Христос работу не просто так, а с разбором. Бывало, придет женщина бедная или убогая и просит скамейку сделать. Он сделает. Приходит за заказом, деньги Ему дает, а Он скамейку отдаст да еще свои деньги в руку ей сунет. А придет богатый человек и требует кровать или стол сделать, а плотник Христос не берется: что-то от этого человека Его отталкивает. Или явится заказчик, обговорит работу, да забудет все сказать, возвращается - а стол, кровать, кресло или табуретка исполнены так, как он желал, хотя и не упомнил чего-то при заказе.
Особенно часто женщины люльки для детей ему заказывали: молва в городе пошла, что в люльке, сделанной плотником Христом, ребенок не заболеет. Люльки или колыбели некоторым матерям бесплатно делал, с других брал деньги. Почему? То только Ему да Матери Его было известно. Пошла слава о плотнике Христе и за пределы города, даже несколько раз из Иерусалима заказчики приезжали - двоим-троим сделал, что просили, а больше заказов из других мест не брал.
Любил Иисус столы делать. Вот попросят Его стол для семьи изготовить - заказ возьмет, другую работу отложит и начнет стол ладить. Перво-наперво дерево подбирал сухое, не извилистое, сучков чтоб не было. Сделает основу стола и за столешницу принимается. Доски для нее выстрогает, подгонит одну к другой. Подгонит так, что смотришь на столешницу, и видится тебе, что не из многих досок она сделана, а вся целая. Отполирует, олифой покроет - красота необъятная. Сядешь за такой стол, и тебя словно тепло радостное охватывает, вставать не хочется.
Матери Своей два стола сделал и велел, чтобы на них что-либо плохое или скверное ставить не позволяла. Давно это было, еще до комиссаров: говорил в проповеди наш батюшка, что апостол Лука на этих столешницах иконы с Божией Матери написал. Бывало, детей соберет и им деревянные игрушки делает. Любили плотника Христа дети, часто к Нему прибегали, и Он детей любил, и Матерь Его.
Приветлив и добр был плотник Христос к людям. Старого уважит, доброе слово скажет, о здоровье спросит, с молодым по-хорошему поговорит, а то задумчиво посмотрит на человека и скажет ему самое сокровенное и тайное, что на душе у пришедшего лежит, так, что возвращаясь домой, тот жизнь свою всю продумает и поступит, как совесть праведная скажет.
Чтобы Спаситель ни делал, всегда творил молитву Отцу Своему Небесному; начиная готовить каждую новую вещь, призывал благословение Господа.
Часто с Матерью Своей ходили они в Иерусалим поклониться Великому Храму и жертву Господу принести. Путь не близкий, но обыкновенно собиралось несколько человек и идти было не боязно. Посты и праздники соблюдали строго, Матерь Его за всем этим смотрела.
Молился Христос подолгу - и малолетком, и когда в возраст зрелый вошел. Молча молился, и что за молитвы говорил - даже Матерь не знала. А то, бывало, в горы уйдет, сядет на камень в уединенном месте и во весь голос к Богу молитвы возносит.
С Матерью тоже в горы ходил и вдвоем молились - так горячо, что у Пресвятой Девы слезы по лицу текли. Матерь во многом о будущей жизни Сына догадку имела, но молчала, на то и Мать. Соседи любили и уважали Матерь и плотника Христа, за советом ходили, а если какое горе случалось - бежали к Матери и Сыну, зная, что утешат, успокоят. И уходили с душой просветленной. В церкву ихнюю в субботу Христос всегда хаживал и молился. А то начнут старейшины и книжники по Писанию спорить, договориться не могут, а Христос встанет и по-своему им растолкует, да так все ладно и понятно, что удивлялись: плотник простой, а Писание знает лучше их. Откуда?
Все дети отчима Иосифа с женами, детьми, внуками их навещали. В летах сводные братья и сестры были, имена братьев в Евангелии сказаны: Иаков, Иосий, Симон, Иуда, а сестер ни одно имя не названо. Любили они Иисуса Христа. Хоть намного старше Его были, всегда Его совета слушались, и Пресвятую Богородицу уважали. Знали, что Пресвятая Дева добра, деньги в долг просили, ну, конечно, обратно по-родственному не отдавали. То вещь какую просили Спасителя сделать, а за нее заплатить тоже по-родственному забывали - все как у нас с родными бывает.
Один-то сын отчима Иосифа, Иаков, апостолом стал и в Евангелии называется братом Господним. Вот так-то, милый, о плотнике Спасителе у нас сказывают. Я от моей бабушки слышала, а та от своей бабушки, вот и идет память о плотнике Христе".
Пересказывая поведанную бабушкой Прасковьей легенду, я, конечно, не мог в полной мере воспроизвести очаровательную непосредственность и наивность ее рассказа. Ничего подобного нигде больше слышать или читать мне не приходилось. Вероятно, это результат самобытного устного народного творчества обитателей Русского Севера.
А вот другое сказание - о Параскеве Пятнице, именем которой бабушка наречена была при крещении. Житие святой в изложении рассказчицы, как я позже уяснил, значительно отличается от напечатанного в Четьях-Минеях - здесь тоже многое привнесено народной фантазией. "Жили в Иконии - где эта страна, не знаю - благочестивые христиане, муж и жена. Детей у них долго не было. Молили, молили Бога, и послал Он им радость великую: родилась в пятницу дочь. Назвали ее в память радости этой Пятницей, по-ихнему - Параскевой. Родители Параскевы вскорости умерли, и взяли ее на воспитание люди добрые, в Бога крепко верившие. Воспитали девочку в строгой вере Христовой. Подросла она и решила навсегда остаться девицей, веру, Слово Божие проповедовать, в чем и преуспела - многих ко Христу привела.
Был в то время правителем Рима император Диоклетиан (умер в 306 году от Рождества Христова. - В. Б.), который ненавидел христиан и постоянно гонения на них устраивал: зверям на растерзание бросал, распинал, в воде топил, головы мечами рубил. Злоба-то бесовская чего только не придумает, дабы заставить человека от Христа отречься. Трудно христианам жилось, каждый донести властям мог, и тогда смерть неминучая приходила. Девица Параскева работу домашнюю исполняла: стряпала для приемных родителей и для бедных христиан, за скотиной ухаживала. Когда коров доила, ласкова была с ними, каждой доброе слово скажет, а те, хоть и бессловесные, на доброе слово отзывались и молока давали больше, чем у других людей.
Любила Параскева лен прясть. Бывало, подруги соберутся в доме и лен прядут, а Параскева им об Иисусе Христе, Пресвятой Богородице, апостолах рассказывает. Откуда у нее знание такое было, никто не ведал. Говорит она, а девки вокруг как завороженные слушают, веретена у них, словно пчелы, жужжат. Часто они собирались, и премудрость христианскую Параскева им передавала.
Объяснить не объясню почему, но придет Параскева на торг - вещь или припасы какие-либо купить, а уж торговцы ее знали и старались, чтобы первую покупку она у них совершила: у кого первого купит - у того торговля будет удачной. Каждый Параскеву к себе зазывает: "Купи да купи, цену сбавлю". Не любила Параскева на торг ходить из-за этого, но припасы дома кончались и приходилось ходить.
Молодая девица, а хозяйство домашнее в порядке содержала. Главным в ее жизни молитва была: что ни делает - молитву читает, то про себя, то в голос, или поет. Голос хороший, соловью подобный. Благочестием Параскева среди христиан прославилась. Бывало, выйдет в город, лепешки, хлеб с собой возьмет, деньги медные, идет и раздает бедным, увечным, больным, а если человек сильно недужный - домой приведет и выходит.
Параскева лицом и статью больно хороша была, по улице идет - народ заглядывается. Свах и женихов не счесть, но она всем отказывала, хотела в молитве и строгости христианской прожить до самого конца жизни своей. Один из знатных людей города, звали Ксенофонтом, полюбил Параскеву, сватов засылал, к дому ее постоянно ходил, выйдет она на улицу по делу - он тут как тут. Невмоготу стало Параскеве, просит: "Отстань от меня, обет Богу Христу дала остаться девою, я христианка". Парень хитрый, притворился, что в Христа верует, стал являться на собрание христиан, слово Божие от проповедников и слова Параскевы слушать, а у самого мысли бесовские: "Притворюсь христианином - замуж за меня и выйдет".
Долго так продолжалось, и поверили христиане, что он веру православную принял. Вновь подкатился Ксенофонт к Параскеве и опять за свое: выходи да выходи за меня, христианином, мол, стал. Не любила она его, и обет ведь дала девицей остаться. Отказала, конечно. Вселился бес в Ксенофонта, пошел и донес правителю, что Параскева христианка. Схватили ее и поволокли к правителю, тот стал уговаривать: "Молода и красива, жизнь твоя впереди, отрекись от Христа и принеси жертву Богам нашим - отпущу".
В Житии Параскевы говорится: "Юная дева, женскую слабость отвергше, дерзновенно отразила угрозы и прельщения мучителя, заставлявшего принести жертву идолам". Тогда тот приказал святую исповедницу повесить на дереве и терзать ее железом, потом, изъязвленную до костей и едва живую, бросить в темницу. Господь Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил.
Правитель не вразумился этим чудесным исцелением, еще сильнее истязал Параскеву, но она не отреклась от Иисуса Христа, продолжая славить Его. Тогда начали жечь ее факелами и, ничего и этим не добившись, отсекли святой мученице голову. Смерть ее так подействовала на жителей города, что многие из них стали христианами, а предатель и доносчик Ксенофонт заболел проказой и был изгнан.
Вскоре после мученической кончины Параскевы с нее была написана парсуна, а останки благоговейно предали земле. Когда христианство пришло на землю Русскую, полюбил наш народ Параскеву за ее жизнь православную и великую мученическую смерть и во многих городах и селах воздвиг храмы в честь ее.
Много чудес происходило с людьми, молившимися святой Параскеве, и чтили ее на Руси - особенно женщины - почти наравне со святителем Николаем чудотворцем. Лен сеять - молебен святой служат, лен дергать - тоже молебен, колодезь выроют, освятят - образ Параскевы обязательно около него поставят, и даже стали самый день Пятницы особо чтить в память святой. Какая женщина занедужит - обязательно с молитвой к Параскеве обращалась".
Бабушка Прасковья рассказала мне несколько чудес, совершившихся в ее краях по молитвам людей, обращавшихся к святой.
"От своих сродников слышала, да и сама видела. Взгляни в окошко: вон в том доме моя сродственница Арина жила, померла года три тому назад. Ты по полям ходишь и знаешь: льна у нас много сеют. У Арины большое поле льном засеяно, а тут к осени человек злой поле поджег, бросились тушить - сделать ничего не могут, керосином полил. Арина домой побежала, икону святой Параскевы схватила, вернулась на поле свое и иконой перекрестила - огонь сразу угас, сама видела.
В колодезе у нас вода родниковая, вкусная, добротная. Вдруг протухла. Что ни делали - тухлой оставалась. Колодезника наняли, на веревке спускали, осмотрел дно - никакой нечисти нет, а дышать нельзя.
Думали-думали, откуда воду брать? Одна баба возьми и скажи: "Образ святой Параскевы принести надо и молебен ей отслужить". Позвали священника, отслужил молебен, на другой день зачерпнули из колодца воду ведром - стала вода по-прежнему чистой и вкусной, как ранее была. Образ Параскевы у колодца поставили, много лет стоял...
Засуха, бывало, поля сжигает или дождь беспрерывно идет, посевы вымокают, а то червь капусту, морковь, свеклу жрет. Соберемся всем селом и со священником крестным ходом по полям пойдем, образ Параскевы несем - напасть и пропадала..."