Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"МОРСКОЙ СБОРНИК"

Московский журнал

01.05.2003

В 2003 году "Морскому сборнику" - одному из старейших периодических изданий России - исполнилось 155 лет.
Его предтечей были вышедшие в 1800 году в Санкт-Петербурге "Морские записки, или Собрание всякого рода касающихся вообще до мореплавания сочинений и переводов", объявленные регулярными ("сочинение сие долженствует продолжаться беспрерывно, наподобие Академических актов"). Однако второго выпуска так и не последовало. Зато появился "Морской сборник". Он начал выходить в марте 1848 года и выходит по сей день. Его судьба уникальна. Это единственный из русских журналов, который, несмотря на все исторические потрясения, ни разу не менял названия и не прерывался. Был критический момент зимой 1941 года, когда редакция находилась в блокадном Ленинграде.

Однако один из офицеров-редакторов сумел вынести уже подготовленный номер (сдвоенный 11-12) пешком через Ладогу и выпустить его в Москве. "Сборник" издавался под наблюдением Морского генерального штаба (сейчас - под эгидой Главного штаба ВМФ). Первый номер под редакцией капитана 1-го ранга Б. А. Глазенапа увидел свет 15 марта 1848 года (тираж 400 экземпляров) и разошелся мгновенно. Впоследствии тираж возрос до 900 экземпляров. Шеф флота Великий князь Константин Николаевич пожелал превратить "Морской сборник" в своеобразную печатную "всероссийскую кают-компанию", что ему в итоге вполне удалось. Журнал быстро "набирал вес". В 1853 году был открыт гидрографический отдел, позже - библиографический. "Морской сборник" начинают читать по всей России. Именно здесь И. А. Гончаров впервые публикует свои путевые заметки о плавании на фрегате "Паллада".
1850-1860-е годы - время расцвета. Тираж уже составляет 6 000 экземпляров. Редактируют журнал в этот период адъютант Великого князя капитан-лейтенант Н. Ю. Лисянский и капитан 1-го ранга И. И. Зеленой. С "Морским сборником" активно сотрудничают выдающиеся моряки - Г. И. Бутаков, К. Н. Посьет, С. С. Лесовский, а также такие литературные знаменитости, как А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, Г. П. Данилевский, С. В. Максимов. Материалы "Сборника" с готовностью перепечатывают газеты. Его голос звучит все громче и громче. Чтобы дать представление о "Морском сборнике" тех лет, лучше всего, пожалуй, будет просто привести фрагменты оглавления одного из номеров (N 6 за 1860 год): 

I. ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Высочайшие приказы по Морскому ведомству Приказы Его Высочества, Генерал-Адмирала

II. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СТАТЬИ И ИЗВЕСТИЯ
Медицинское наставление для руководства командирам судов в дальних заграничных и кругосветных плаваниях Цельная стрельба в Кронштадтском стрельбище Известия о плавании наших судов за границей

III. ЧАСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ
Возможность заменить винтовой двигатель иным, более выгодным и безвредным 
О состоянии Финляндского купеческого флота
О ветрах и погоде в Гибралтарском проливе
О торговом судоходстве Голландии
О турецких военных госпиталях и медицинской школе в Константинополе

IV. СМЕСЬ
О кораблестроительных работах в Финляндии
Опыт выделки орудий Армстронга в Соединенных Штатах 
Взятие двух Мексиканских пароходов военными крейсерами Соединенных Штатов

V. БИБЛИОГРАФИЯ
О Русско-Византийских монетах Ярослава I Владимировича с изображением св. Георгия Победоносца (! - Ред.)
Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 годах

ПРИЛОЖЕНИЯ
Лоцманские заметки
Пароходные сообщения

В 1917-1918 годах "Морской сборник" - на перепутье. Помещаемые в нем статьи носят в основном историко-обзорный и технический характер. Тон - умеренно-патриотичен, "красная" риторика почти отсутствует. Констатируется кризис, переживаемый российским флотом после Брестского мира. Журнал призывает к возрождению флота и предлагает ряд неотложных мер, в числе которых - скорейшая организация обучения матросов и офицеров, ремонт кораблей, создание эффективной системы флотского командования. Общий вывод: "Раз необходим для России военный флот, раз он существует - он должен представлять собой действительную реальную силу".

В 1920 году в судьбе "Морского сборника" произошел крутой поворот. 15 июня приказом РВСР N 1067 была учреждена "Главная Военно-Морская Научная Редакция, имеющая целью распространение военно-морских научных, оперативных и технических знаний среди личного состава Красного флота и популяризацию среди населения республики морской идеи". В сдвоенном (6-7) номере журнала появилось следующее редакционное уведомление:
"<…> Как будто именно теперь, когда связь Российской Советской Республики с открытым морем сделалась хуже, чем прежде <…> сама жизнь властно требует выяснения значения моря для Республики, а вслед затем и значения военно-морских сил для нее. Одним из могущественных средств для выяснения этих вопросов должна служить печать. <…> Редакция "Морского сборника", старейшего военно-морского научного журнала России <…> всех сознающих, что флот необходим для страны, всех любящих наш флот, всех, кто чувствует в себе силы помочь делу его воссоздания, - призывает к участию в указанном выше деле". 
Так журнал вновь утвердился в статусе "всероссийской кают-компании". 

Сделаем небольшое отступление.
Осенью 1920 года у "Морского сборника" появился двойник. Как известно, в ходе гражданской войны Черноморский флот, преобразованный в эскадру, покинул Севастополь и перебазировался в Бизерту (Северная Африка). Силами флотских офицеров здесь был сформирован Морской корпус, в течение четырех лет готовивший гардемарин и кадет. И один из преподавателей корпуса, капитан 2-го ранга Нестор Монастырев, выпустил в Бизерте несколько номеров "своего" "Морского сборника". С 1924 года, когда Франция признала Советский Союз, "двоевластие" кончилось: эмигрантский "дублер" журнала перестал существовать.
Итак, в новых условиях "Морской сборник" продолжил свое дело - продолжил с прежним размахом. Вот, к примеру, какие статьи печатались в нем в 1824 году (N 9): "Стратегия речной войны", "Подготовка комсостава", "О подготовке личного состава гидроавиации", "Боевая служба канонерских лодок", "Новости в судоподъемном деле", "Сведения об иностранных флотах", "Иностранные воздушные флоты"…

Во время Великой Отечественной войны журнал, кроме вестей с действующих флотов, публикует материалы, посвященные стратегии и тактике морского боя. В послевоенные годы на его страницах появляются большие теоретические работы, обобщающие опыт недавно отгремевших сражений, а также мемориальные рубрики ("Корабли Отечественной войны", "Корабли-герои"). 
В 1960-1970-х годах "Морской сборник" - рупор великой морской державы. В этот период его возглавляют такие крупные специалисты, как Герой Советского Союза, вице-адмирал Г. И. Щедрин, контр-адмиралы В. А. Дыгало, А. С. Пушкин и другие. В переживаемую ныне смуту, когда стремительно сокращаются флоты, когда потерян Севастополь, когда на Балтике мы вернулись к границам допетровских времен, пожалуй, как и в начале XX века, лишь "Морской сборник" остается "на плаву". Он не поддался на разрушительную демагогию, не снизил патриотического пафоса, не забыл о великих морских традициях России. Есть, конечно, констатации переживаемого ВМС кризиса, обусловленного тяжелым социально-экономическим и политическим положением в стране. Но есть и статьи, обращенные в будущее. Например: "Национальные интересы России и мировой океан". 
"Морской сборник" и сегодня верен себе.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме