Реформатор на святом престоле

Религия 
0
158
Время на чтение 7 минут
Папа Римский Иоанн Павел II резко осудил агрессию против Ирака. И предупредил: "То, что происходит сейчас в Багдаде, угрожает судьбам всего человечества... Только на мирной земле может быть создано справедливое общество".
Он призвал полтора миллиарда католиков молиться о мире. Символично, что в эти дни он дал аудиенцию Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергею Миронову, зная, что наша страна также протестует против англо-американской агрессии против Ирака. Понтифик продолжает проявлять свой неуемный характер.
С щемящим чувством смотрю я каждый раз, когда по телевидению вижу этого согбенного старика, который даже в кресле сидит, опираясь на тонкий золоченый посох, венчаемый Христовым распятием. Его руки сжимают посох, и только посвященные замечают их дрожь. Болезнь Паркинсона одолевает старика. Но под островерхой золотой тиарой, как и прежде, бугрится могучий лоб мыслителя. Язык мало послушен, но ум не гаснет и серые глаза живы, когда он поднимает их и оглядывает многотысячную паству.
Четверть века назад я знал его другим. Мы, журналисты, были 16 октября 1978 года на одном из приемов в Варшаве, где оказался и тогдашний министр по делам религий Юзеф Конколь - человек общительный и остроумный. Естественно, мы засыпали его вопросами о выборах нового Папы Римского, которые проходили уже не первый день в Ватикане. В качестве шутки мы спрашивали, есть ли шанс занять святой престол у примаса Польши кардинала Стефана Вышиньского или у главы Краковской курии кардинала Кароля Войтылы. Хитрый министр отшутился: "Панове, если поляк станет Папой, я ставлю вам ящик шампанского".
Прием уже подходил к концу, когда к Конколю торопливо приблизился новый гость и что-то сказал полушепотом. Мне показалось, что привычный румянец сошел с лица министра. Он дал какие-то распоряжения пришельцу и несколько растерянно посмотрел на нас: "Панове редакторы, сейчас вам принесут шампанское".
- Кто? - спрашиваем мы в один голос.
- Войтыла, - ответил министр и тут же ушел.
Состояние министра нетрудно было понять: не только его ведомству, но и всему государственному и партийному аппарату предстояли невиданные хлопоты и проблемы. Народ же ликовал - земляк становится во главе полутора миллиардов католиков всего мира, воспарив над политическими и военными союзами, над королями и президентами, которые будут целовать ему руку.
Безусловно, в появлении поляка на Олимпе католицизма сыграла роль незаурядная личность Кароля Войтылы, нареченного по его собственному выбору Иоанном Павлом Вторым в знак преемственности святых под этими именами. Но не стоит умалять и политической игры мирового закулисья. "Холодная война" к тому времени давно перевалила через свой пик, появился первый российско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений, а в Хельсинки европейские страны, США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне - ОБСЕ).
Первым документом была признана невозможность победы ни одной из великих держав с помощью ракетно-ядерных сил, вторым - вектор борьбы между двумя противостоящими блоками переводился в политическую сферу, на внутреннее разложение прежде всего социалистического лагеря.
Тут Запад и задумался над использованием "христианского ресурса", который в то время явно недооценивался. Американским и европейским лидерам, заангажированным в "холодной войне" с социалистическим лагерем, нужно было привлечь на свою сторону католичество. А для этого требовалось политизировать его. И новый глава Ватикана начал оправдывать эти надежды.
В первых же своих проповедях и посланиях он провозгласил объединение Европы на основах христианства, как важнейшей духовной и морально-этической ценности.
Впрочем, мы перескочили некоторые вехи в жизни этого великого христианского лидера. Он был рожден для церкви и борьбы. Изучал историю церкви и иностранные языки, чтобы совершенствовать свои познания в истории религии и общаться с католиками в Италии, Франции, Испании, Германии и других странах, где он побывал после войны. Свободно владел семью языками, в том числе русским, и мог изъясняться на нескольких других.
Под немецкой оккупацией, работая в каменоломне под Краковом, он в самодеятельном кружке учился декламации, искусству театра одного актера. Готовился к проповедям. Он писал стихи, а в дальнейшем также пьесы на религиозные темы. Одна из них (если не ошибаюсь, она называлась "Убийство во храме") рассказывала о том, как епископ польский Станислав защищал церковь от вмешательства светской власти и был прямо в храме заколот правившим князем. Это противопоставление светской власти и церкви было любимой темой краковского ксендза, прошедшего все ступени церковной иерархии вплоть до кардинала.
В борьбе с Примасом Польши (главой католической церкви в стране), кардиналом Стефаном Вышиньским, который старался слить церковь с социалистической системой, Кароль Войтыла всячески поднимал роль католицизма в государстве.
Все это не могло быть незамеченным идеологами западной культуры. Его приглашали в разные страны не только церковные деятели, но и политики, университеты. И когда осенью 1978 года престол Петра в Риме оказался без святого отца, вспомнили и о 58-летнем краковском бунтаре.
Сведущие люди рассказывали, что Соединенные Штаты, Германия и некоторые другие страны, отправляя своих кардиналов на выборы нового Папы Римского, давали негласный наказ покончить с церковной монополией Италии, ставить на реформаторов и к этому же склонять прелатов Африки, других континентов. В конце концов Войтыла получил поддержку большинства иерархов.
А в мае 1979 года Польша встречала своего духовного кумира. Это было его первое десятидневное паломничество.
Освещать этот первый визит в соцстрану главы Ватикана аккредитовалось более тысячи журналистов со всего света. Значился в этих списках и я. Ватиканская пресс-служба состояла всего из шестерых монахов Ордена паулинов. Эти красавцы-мужчины в сутанах светло-бежевого цвета необыкновенной чистоты успевали за час до выступления понтифика раздать всем нам заготовленный для молитвы или проповеди текст и вежливо просили не передавать его в редакции, пока не будут сделаны поправки с учетом живой речи. Западные журналисты, конечно, бежали, сломя голову, к телефонам (мобильников еще не существовало), чтобы тут же передать несколько фраз из еще не произнесенного текста. Паулины видели это, но оставались невозмутимы, пунктуальны, вежливы и продолжали давать нам тексты под эмбарго.
Журналисты из соцстран не злоупотребляли терпением паулинов, потому что их оперативная информация, как правило, не публиковалась в газетах и не передавалась по радио и телевидению. В СССР появилось только две десятистрочные заметки: первая о прибытии Папы Римского в Варшаву, вторая - об отлете его в Ватикан. Наши материалы шли только в служебные вестники ТАСС.
Понтифик замотал всех, кто обслуживал его визит. В семь часов утра он проводил богослужение для епископов и других служителей высокого ранга. Потом встречался с этими же людьми, чтобы обсудить общецерковные вопросы и проблемы церкви в Польше, в куриях и приходах. В середине дня проходили массовые богослужения. Вечером - встречи с молодежью, светскими католиками, творческой интеллигенцией и другими группами населения. Последние обычно проходили наиболее расковано.
Вечером на площади городка Гнезно собралось не менее 10 тысяч молодых ребят и девчат. Одеты они были совсем не для молитвы: ребята в потертых джинсах и цветастых футболках, девчонки в коротких обтянутых шортах и маечках с глубоким вырезом. При появлении Папы на балконе его временной резиденции собравшиеся визжали, прыгали, махали руками, как это делается ныне на концертах рок-групп. Войтыла начал с шуток, коснулся истории Польши, повседневной жизни, а потом предложил спеть "партизанские" песни. На самом деле это были песни подпольной Армии краевой, которая сначала воевала с немцами, а когда пришли освободители - советские войска - и с ними тоже. И так более двух часов - до темноты дирижировал Папа Римский молодежью. Он был свой в доску для юных поляков.
Особенно взбодрились после первого визита польские ксендзы. В костелах наряду с богослужениями начались некие вечера поэзии, даже концерты, посвященные великим деятелям культуры. На них выступали и не на религиозные темы. Декламировались стихи Словацкого и Мицкевича, обличавшие врагов Польши.
Когда в конце 1980 года возникло ядро профсоюза "Солидарность", церковь выделила ксендзов для "обслуживания" региональных объединений этой организации. Они присутствовали на заседаниях руководящих органов профсоюзов. Так, ксендз Яновский патронировал гданьскую "Солидарность", а костел святой Бригиды стал как бы фирменным храмом профсоюза.
Ксендзы брали на себя функции связных "Солидарности" с западными профсоюзами, которые оказывали ей большую материальную помощь.
К осени 1981 года политическая ситуация в стране стала тупиковой: первый секретарь ЦК ПОРП Войцех Ярузельский, партия в целом и правительство уже не могли контролировать положение, а "Солидарность" и вся оппозиция закусили удила, радикализировались, не шли ни на какие компромиссы. Одновременно существовала опасность, что страны Варшавского Договора могут пойти на решение конфликта по чехословацкому образцу - введением войск в страну. Тогда и решено было ввести военное положение. Около 6 тысяч оппозиционно настроенных деятелей было интернировано. В начале жесткая эта мера потом стала постепенно ослабевать, и в конце концов все пошло мирным путем к преобразованию страны от жесткой системы к расширению демократии. Церковь набирала силу.
Не нашел ватиканский глава общего языка с православными, потому что слишком самонадеянно начал наступление на Восток. В первые же свои паломнические визиты в страны мира Иоанн Павел II умело вкраплял в проповеди намеки на необходимость воздействия на православие. Из Ватикана все эти годы шла "утечка информации" о том, как хотел бы понтифик побывать на русской земле.
Русская православная церковь неизменно отказывала главе Ватикана в визите в Москву из-за нерешенных вопросов между двумя церквями и не прекращающихся попыток прозелитивизма - перетягивания на свою сторону православных. Ватикан открыл в России четыре католические епархии в обход наших законов.
Настырный святой отец, побивший паломнические рекорды по количеству посещенных стран, дотянулся-таки и до России. Через телемост, организованный в марте 2002 года между Ватиканом и московским костелом Непорочного зачатия для совместного богослужения. Это последнее "прости" российским католикам, с которыми воочию ему так и не удалось встретиться, хотя он побывал в большинстве стран, окружающих Россию, даже в Казахстане, Армении и Азербайджане, где католиков не так уж много.
В мире оценили решительный шаг ватиканского властителя - осуждение американских церковнослужителей, замеченных в извращении малолетних. Это был призыв к самоочищению католической церкви от скверны.
Не отнимешь влияния Папы Римского (Войтылы) на многие мировые процессы. Он расширил контакты между христианскими церквами. Не боялся ездить в Латинскую Америку и принимать на аудиенцию епископов, которые поддерживали повстанцев, воевавших с проамериканскими режимами. Встречался с иноверцами. Благословлял деятелей, менявших облик Восточной Европы.
Реформатор Папа Римский Иоанн Павел Второй издал 13 энциклик, являющихся своеобразными законами для верующих. Совершил более ста зарубежных поездок, причислил к лику святых почти 800 человек.
Он рукоположил более 300 епископов. Но найдутся ли среди них клирики, равные ему по знаниям и силе воли? Может быть, и найдутся, но возникнет ли в мире ситуация, требующая таких масштабов международной перестройки, к какой причастен Иоанн Павел Второй. Вряд ли.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35