Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"ВСЯ СТРАНА ТВОИ ПЕСНИ ПОЕТ"

Московский журнал

01.04.2003

 В историю отечественной музыкальной культуры золотыми буквами вписано имя Александра Васильевича Александрова - выдающегося композитора и хорового дирижера, народного артиста СССР, профессора, генерал-майора.
"Несокрушимая и легендарная, в боях познавшая радость побед" - эти слова по праву можно поставить эпиграфом ко всем песням, которые сочинил композитор Александров, воспев в них легендарные подвиги защитников нашей Родины. Поистине легендарной была и его творческая жизнь.
Александр Васильевич Александров родился 13 апреля 1883 года в селе Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитанный на благодатной почве русского народного певческого музицирования, он с самого детства проявлял удивительные музыкальные способности.
В 1892 году его голос услышал Петр Александрович Заливухин - солист хора петербургского Казанского собора. По его рекомендации Александра приняли в этот хор, руководитель которого, Василий Александрович Фатеев, в 1898 году содействовал поступлению юноши в регентские классы Петербургской певческой капеллы. В ту пору уже окончательно проявились феноменальные музыкальные данные Александрова: абсолютный слух, отличный голос, наконец - явное композиторское дарование. В 1901 году, получив звание регента, он поступает в Петербургскую консерваторию, где основы теории композиции преподавали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. К. Глазунов! 
В начале 1902 года Александрову предложили хормейстерскую работу в городе Бологое. Там он руководит хоровыми классами в железнодорожном и техническом училищах, одновременно служит регентом в местном соборе; в 1906 году переезжает в Тверь и сразу развертывает там активную деятельность: создает превосходный любительский хор, основывает первую в городе музыкальную школу.
Именно из Твери пошла всероссийская известность поначалу скромного учителя сольфеджио Александрова. В 1913 году он с большой серебряной медалью окончил Московскую консерваторию по классу композиции у профессора С. Н. Василенко, а в 1916 году - по классу сольного пения у профессора У. А. Мазетти.
Уроки итальянца Мазетти, несомненно, повлияли на становление Александрова как певца, однако не забудем, что его певческая культура основывалась на русской корневой традиции - отсюда столь отчетливая и неподдельная "русскость" звучания хоров под его управлением - в том числе и мужского хора Краснознаменного ансамбля. 
В 1918 году А. В. Александров стал преподавателем Московской консерватории; спустя четыре года его утвердили в звании профессора (1922). Вместе со своим учеником Г. А. Дмитревским и корифеями русского хорового искусства - Н. М. Данилиным, П. Г. Чесноковым, А. В. Никольским - Александров организовал кафедру хорового дирижирования.
Многие известные всему миру композиторы и дирижеры с великой благодарностью вспоминают Александрова как своего учителя. С 1925 по 1943 год он заведует кафедрой, с 1929 по 1936 год занимает должность заместителя декана военно-дирижерского факультета. Кроме того, в 1920-х годах Александр Васильевич возглавлял Государственную московскую академическую капеллу, был регентом в храме Христа Спасителя, работал хормейстером в столичных театрах и в частях Красной Армии.
В тот период с необыкновенным размахом раскрывается могучее дарование Александрова-композитора. Им создается цикл "Семь русских народных песен в свободной обработке для смешанного хора без сопровождения" ("Вниз по матушке по Волге", "Горы", "Утенушка луговая", "Ехал пан", "Волынка", "Поле, поле", "Ах, не одна во поле дороженька..."). Вспоминает профессор Московской консерватории В. Г. Соколов: 
"Мне посчастливилось быть участником одного из первых исполнений этого цикла - будучи учащимся музыкального техникума имени Скрябина под управлением самого Александрова. Особенно запомнилась мне одна песня своим необыкновенным проникновением в стиль народного распева. Гениальность этой обработки заключается в том, что при всех хитросплетениях голосов партитуры совершенно не ощущается руки композитора; полное впечатление, что это импровизация народных певцов - умельцев".
В 1928 году А. В. Александров принял предложение стать музыкальным руководителем (с 1937 года начальник - художественный руководитель) ансамбля красноармейской песни. Вся дальнейшая творческая деятельность Александра Васильевича была связана с этим ансамблем, положившим начало созданию коллективов нового типа - ансамблей песни и пляски.
Трудно переоценить роль Александрова в становлении Краснознаменного. Исполнителей набирали большей частью в армейской самодеятельности, и из них выросла целая плеяда первоклассных артистов - вокалистов, музыкантов, танцоров. Произошел своеобразный синтез традиций народного исполнительства и советской массовой песни, возникла новая манера хорового пения - ярко-эмоциональная, торжественно-приподнятая и вместе с тем проникновенно-задушевная.
В 1937 году в Париже на Международной выставке техники и искусства коллективу был присужден "Гран При". Об ансамбле с восторгом отозвалась зарубежная пресса.
С 1928 года А. В. Александров начинает публиковать и исполнять свои обработки народных песен и песен времен гражданской войны. Однако новое время требовало новых песен. И Александров становится на путь самостоятельного песенного творчества. Многие его произведения этого столь любимого в России жанра приобрели всесоюзную известность. В них автор предстает подлинно русским художником, тонко чувствующим красоту родных напевов. Среди его лучших сочинений военных лет - "Торжественная кантата", "Эшелонная", "Бейте с неба, самолеты" и "Гимн партии большевиков", музыка которого 1 января 1944 года стала Государственным гимном СССР. Рассказывает ветеран ансамбля Вячеслав Иванович Медведев: 
"Как известно, в годы Великой Отечественной войны был объявлен конкурс по созданию нового, вместо "Интернационала", гимна Советского Союза. Все произведения - а в конкурсе участвовало около двухсот композиторов - передавались для разучивания хору нашего, как он тогда назывался, Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР. Не знаю, довелось ли их слышать Сталину на предварительных турах и как он относился к различным вариантам музыки для гимна, но хорошо помню, как в августе 1943 года мы выступали на кремлевском концерте в честь первого салюта в Москве, это когда был освобожден от фашистов Орел. Концерт по традиции открывали исполнением маршеобразного "Гимна партии большевиков" на музыку Александрова и стихи Лебедева-Кумача. Когда концерт закончился, Сталин передал пожелание, чтобы мы снова сыграли эту вещь, но только помедленнее и на полтона ниже. И тут на глазах у всех произошло чудо! Музыка преобразилась, зазвучала необычайно торжественно и распевно, просто дрожь по телу от нее прошла. В зале все смолкли, понимая, что происходит что-то необыкновенное. "Вот теперь это гимн Советского Союза", - удовлетворенно произнес Иосиф Виссарионович". 
Создатели гимна были поощрены денежными премиями, после чего Александр Васильевич обратился к Сталину:
"Прошу Вас принять в фонд обороны полученные мною сто тысяч рублей за музыку к гимну Советского Союза на построение самолета... Гимн принадлежит народу, и я счастлив принести ему в дар свой труд". 
Невозможно забыть первое исполнение ансамблем на Белорусском вокзале перед уходящими на фронт солдатами гениальной песни Александрова на слова В. Лебедева-Кумача "Священная война". Сам Александр Васильевич свидетельствовал:
"Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы - исполнители - нередко плакали".
"Священная война" прозвучала в одном концерте пять раз! Второго такого случая история, наверное, не знает.
Помимо своих песен А. В. Александров охотно включал в репертуар ансамбля произведения других мастеров. Вот что в связи с этим вспоминают композиторы. К. Я. Листов:
"Помню, я принес Александрову несколько песен... По своему обыкновению, Александр Васильевич пробегал ноты глазами... И тут он неожиданно предлагает: "А ну-ка, молодой человек, посмотри, не завалялось ли чего-нибудь еще... "Тачанка". Вот песня! Будем петь ее целых пять лет, молодой человек! А вы, автор, можете идти домой и спать спокойно. Все эти пять лет!" 
Б. А. Александров: "Когда В. П. Соловьев-Седой приносил песню в ансамбль, то А. В. Александров спрашивал: "Ну, что принес нового?" И Василий Павлович разворачивал клавир очередного шедевра, который был не похож ни на одну из его прежних вещей".
А. Г. Новиков: "Александр Васильевич ни в каких условиях не давал композиторам "дремать". Вдруг - звонок телефона, и в трубке знакомый голос: "Что, разве нет новых песен? Почему не заходите?" И я пришел. Показал ему кое-что, в том числе и "Смуглянку". Взял. "Приходите на репетицию!" Появляюсь в ЦДКА. В одной комнате играет оркестр. Музыканты улыбаются... Это хорошо, значит, песня нравится. Хор поет - просто красота! Александр Васильевич приглашает на сводную репетицию. А на сводной ничего не получается.... Александр Васильевич был всегда очень волевым дирижером, но при этом всячески поощрял творческую инициативу. Вот и теперь. "Давайте-ка, товарищи, вместе подумаем, что нам сделать. Ведь песня хорошая, не может быть, чтобы она у нас не получилась". К нему подошел солист Николай Устинов: "А что, если запевать не тенору, а баритону? Только немного пониже тональность нужна". В Зале имени П. И. Чайковского "Смуглянку" встретили бурно, на бис. Пели ее подряд три раза!"
В 1937 году Александр Васильевич становится народным артистом СССР, в 1940-м - доктором искусствоведения, в 1942-м за свои песни он удостоился Государственной премии СССР. 
В 1943 году широко отмечалось шестидесятилетие со дня рождения композитора и сорокалетие его творческой деятельности - Александрову был вручен орден Ленина и присвоено звание генерал-майора. В одном из своих последних писем он писал: 
"Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом - большое счастье".
Александр Васильевич Александров умер 8 июля 1946 года в Берлине во время очередной гастрольной поездки. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1946 году Краснознаменному ансамблю было присвоено имя А. В. Александрова. На хоровых факультетах консерваторий Москвы и Ленинграда учредили "александровские" стипендии.
С 1970 года стали ежегодно присуждать композиторам золотые и серебряные медали имени Александрова за лучшие героико-патриотические произведения: на одной стороне медали - изображение А. В. Александрова, на другой - нотный стан с начальными тактами "Священной войны" (последнее присвоение медалей состоялось в 1985 году).
Волей и талантом Александра Васильевича Александрова, патриота, наделенного драгоценным даром постижения музыкально-поэтической сокровенности России, был заложен прочный фундамент традиции Краснознаменного ансамбля, которая и по сей день бережно сохраняется и развивается.
Трудно найти такое место на планете, где бы не побывали с концертами "александровцы". Их голоса звучали и в знаменитом парижском зале "Плейель", и в окопах Великой Отечественной, и под сводами ныне восстановленного храма Христа Спасителя, и в горах Афганистана, и на блок-постах в Чечне... Творческая палитра Краснознаменного не имеет себе равных, его потенциал, как живой родник, неиссякаем.

Когда-то поэт Сергей Алымов, с которым Александров создал более двадцати песен, написал своему другу:

От зеленых утесов Байкала
До кавказских огромных высот
Тебя знают и старый, и малый -
Вся страна твои песни поет.

Это воистину так.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме