Неадекватность ныне действующего Закона признается и религиозными организациями, и органами государственной власти, осуществляющими взаимодействие с ними, и общественностью. В этой ситуации здравыми и конструктивными являются шаги, предпринимаемые Кабинетом Министров Украины на пути к принятию нового закона.
Мы, участники Международной научно-практической конференции "Защита общества, семьи и личности от тоталитарных сект" - психологи, психотерапевты, юристы, богословы, сектоведы, представители Верховной Рады Украины, МВД Украины, Минздрава Украины, других государственных учреждений, ВУЗов, общественных организаций, центров исследования и информирования о сектах и служители традиционных религий - граждане разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий, вынуждены констатировать, что содержание законопроекта, разработанного государственным комитетом по делам религии и выдвигаемым сейчас на рассмотрение Верховной Рады Украины от лица Кабинета Министров, не только не исправляет ряда недостатков и недочетов прежней редакции, но и порой усугубляет их.
Разработанный ведомством известного своими связями с тоталитарными сектами и вмешательством во внутренние дела традиционных конфессий господина Бондаренко, законопроект, в случае его принятия, скорее внесет дестабилизацию в обществ и окончательно дискредитирует государственную политику в области гарантирования свободы совести и Прав Человека.
Законопроект господина Бондаренко по- прежнему уравнивает религии, являющиеся традиционными для Украины, внесшими решающий вклад в развитие ее культуры и духовности, с сомнительными неорелигиозными образованиями. При этом категорически не учитывается опыт европейских стран, имеющих в своем законодательстве четкое определение особого исторического вклада в свою национальную культуру традиционных религий, а то и государственные религии. Невзирая на все рекомендации, господин Бондаренко не счел нужным учесть данное обстоятельство хотя бы в форме преамбулы к закону, в которой подтверждалось бы равноправие граждан вне зависимости от их религиозных убеждений, но при этом объявлялось о признании особой исторической роли культурообразующих религий.
Некомпетентность составителей законопроекта находит свое отражение начиная с первой же его статьи, определяющей терминологию. Так, например, под бондаренковское определение "церкви" попадают практически все религиозные организации, в том числе те, которые себя таковыми не считают и не именуют себя подобным образом, как тоже "Белое братство" и "Общество сознания Кришны". Подобные проявления некомпетентности проявляются и в ряде других определений.
Ст. 3 Законопроекта, предусматривающая право родителей или опекунов на религиозное воспитание ребенка не учитывает положения п. 2 ст. 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений - "Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка" и п. 5 той же статьи - "Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию…", что очередной раз проявляет постоянную для Держкомрелигии позицию игнорирования многочисленных случаев нанесения вреда людям, и детям в частности, в религиозных организациях, относящихся к категории тоталитарных сект.
Ст. 5 включает в себя положение, предусматривающее запрет и ответственность за деятельность, оскорбляющую религиозные чувства граждан, что само по себе, бесспорно, конструктивный момент в законопроекте. Но при этом не дается пояснение, что подразумевается под "оскорблением чувств", что создает опаснейший прецедент, при котором Закон Украины будет запрещать религиозную богословскую полемику (так как здравость аргументов одной из сторон может оскорбить чувства другой), критику сатанизма (так как она оскорбит религиозные чувства сатанистов), утверждение верующим истинности именно своей религии (так как это может оскорбить представителей других религий, а положение о единственной полной истинности именно своей веры свойственно практически всем религиям), проповедь монотеизма (так как это может оскорбить язычников) и т.д. Без учета этих обстоятельств данное положение законопроекта может стать рычагом цензуры, аналогичной советской.
П. 4, ст. 6 Законопроекта противоречит ранее задекларированному стремлению авторов преодолевать негативные последствия атеистического террора в отношении Церкви. Пункт запрещает финансирование любых организаций, имеющих религиозные признаки. Это нанесет тяжелейший удар по традиционным религиям, так как лишит их возможности государственной поддержки в таких вопросах, как финансовая поддержка восстановления ранее разрушенных властями храмов и т.д.
Не взирая на конституционное разделение Церкви и государства, налицо постоянные попытки ведомства г-на Бондаренко навязать верующим Украинской Православной Церкви объединение с другими религиозными организациями Украины, именующими себя православными, в чем видится изменение в п. 2 ст. 9 Законопроекта, явственно введенные для реализаций "теологических" чаяний главы Госкомрелигии.
Также закон по- прежнему оставляет возможной деятельность незарегистрированных религиозных организаций и признает ее правомочной. Это положение не столько способствует реализации права на свободу совести, сколько открывает дорогу различным злоупотреблениям в религиозной сфере, так как незарегистрированная организация неподведомственна кому бы то ни было и в ней бесконтрольно может осуществляться любая незаконная деятельность, что сейчас очевидно на примере того же "Белого братства", получившего отказ в регистрации и возобновившего свою деятельность без нее, без каких либо препятствий продолжая калечить психику и судьбы молодых граждан нашей страны.
Также в законе по- прежнему не предусмотрена регистрация самих религиозных организаций, а лишь их уставов, что вовсе выходит за рамки здравого смысла.
В перечень необходимых для регистрации положений Устава не входит ни указание территории деятельности, ни целый рад других важных данных, что уже неоднократно создавало целый ряд негативных прецедентов.
В законопроекте предполагается ответственность (в форме судебного решения о ликвидации религиозной организации) лишь за нарушение 4 статей данного закона, что, сообразно пожеланию руководства тоталитарных сект, позволяет безнаказанно нарушать все остальные статьи.
Самым вопиющим нарушением прав верующих является введение положения о налогообложении религиозных организаций. Прямая жертва на храм или же жертва в виде приобретения церковной свечи, как и любые другие "доходы" религиозных организаций, которые поступают от людей и организаций уже уплативших налоги, должны повторно облагаться налогами, с точки зрения г-на Бондаренко. Церковь и прочие религиозные организации, не ведущие коммерческой деятельности, ставятся в один ряд с фирмами. Такого варварства нет не в одной цивилизованной стране мира.
В целом в законопроекте не учтены ни рекомендации Совета Европы (резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы N1412 от 22.06.99г., Решение Кабинета Министров Совета Европы от 1994 г. "Секты и новые религиозные движения", Рекомендации Парламентской Ассамблеи N1178 от 1992; "Постановление о сектах в Европе" Европарламента от 12 февраля 1996 г., основанное на Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, на договоре о создании Европейского Союза (ст. F абз. 2, ст. К абз. 2, 5, 6, 7, 9, ст. К3), на собственном решении от 8 июля 1992 года, Европейской Хартии о правах ребенка, Резолюция 1178 (1992) Совета Европы о сектах и новых религиозных движениях), ни опыт цивилизованных стран, ограничивающих в своих законах деятельность религиозных организаций, оказывающих деструктивное влияние на общество, семью и личность человека (именуемых тоталитарными сектами), ни защита Прав Человека и его гражданских свобод со стороны религиозных организаций.
Также не оговорены функции Прокуратуры Украины и Службы безопасности Украины в сфере деятельности религиозных организаций. А ведь даже практика последних мировых событий говорит об активной связи религиозной сферы социальной жизни с проблемой терроризма. Теракты, осуществляемые псевдоисламскими сектами и другими сектантскими образованиями наподобие Аум-Сенрике (чье ответвление "Гухья Самаджа" продолжает свою деятельность в Украине), массовые самоубийства ("Народный храм", "Орден храма Солнца", "Ветвь Давида", "Движение за восстановление 10 заповедей Божьих" и прочие секты), попытки которых осуществлялись уже и в Украине, массовые истребления мирного населения (например, "Армия Господня"), активная шпионская деятельность, осуществляемая "сайентологической церковью", мунитами, мормонами и другими сектами, формирование в Украине военизированных незаконных формирований, подчиненных лидерам сект, вмешательство тоталитарных сект в политику, отмывания через них денег, деятельность в Украине организаций, известных зарубежом торговлей наркотиками ("Общество сознания Кришны") и другими преступлениями, явно не относятся к компетенции Госкомрелигии, так как он не правомочен вести оперативно-следственную деятельность. Пока же все противодействие Государственного комитета по делам религии подобной деструктивной деятельности сект заключается только в предоставлении им льготного статуса религиозной организации. Европейская же практика пресечения такой преступной деятельности предусматривает не только создание законодательных барьеров на ее пути, но и формирование специальных структурных подразделений в силовых ведомствах.
Также закон не предусматривает ответственности самих религиозных организаций за совершение преступлений, а лишь отдельных физических лиц, что позволяет организации возлагать всю ответственность на отдельных граждан, оставаясь неприкосновенными.
Также в законе не учтен целый ряд других необходимых положений в отношении защиты здоровья, психики и морали граждан в религиозных организациях, проблема пропаганды некоторыми сектами в медицинских учреждениях отказа от медицинской помощи или некоторых ее видов, вопрос комплексной экспертной оценки (а не только религиоведческой, которая анализирует лишь доктрину организации, а не практику и ее влияние на личность), практики религиозной организации перед ее регистрацией и множество других вопросов, изложить которые не позволяет объем данного документа.
Вследствие вышеизложенного считаем крайне опасным принятие столь неподготовленного законопроекта. Его принятие (учитывая дополнительно всю сложность рассмотрения в Верховной Раде поправок к новопринятому закону) повлечет за собой создание дальнейшей почвы ущемления Прав Человека тоталитарными сектами, государственной дискриминации прав верующих, дестабилизации религиозно-социальной ситуации и провоцированию напряженности в межконфессиональных и религиозно-государственных отношениях, подрыву интересов национальной безопасности.
Просим Президента Украины, Премьер-министра, Депутатов и Председателя Верховной Рады не принимать данный законопроект, который явно нуждается в принципиальной переработке.