itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Война в Ираке возобновит экспорт Россией танков Т-72 и других вооружений и усилит конкуренцию с Украиной

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы  Политика 
0
186
Время на чтение 44 минут

Война в Ираке возобновит экспорт Россией танков Т-72 и других вооружений и усилит конкуренцию с Украиной

Сообщения о том, что в Ираке американским и британским танковым подразделениям достойно противостоят российские танки Т-54, Т-55 и Т-72, поставленные Багдаду еще во времена СССР только усилили интерес многих импортеров военной техники к российскому и украинскому Военно-промышленному комплексу. Не секрет что Российское оружие обладает такими общепризнанными в мире качествами, как простота, надежность и доступные цены. Это особенно важно для стран данного региона, не располагающих значительными финансовыми возможностями (Иордания, Сирия, Ливан).

Нужно признать, что спровоцированный врагами С.С.С.Р. развал второй сверхдержавы вызвал соперничество двух славянских государств России и Украины в борьбе за рынки стран-экспортеров из Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. По окончании же войны с Ираком это соперничество, более похожее на противостояние может только усилиться, какой бы не был исход войны мирового Сиона с Вавилоном. Итог же его может иметь два последствия: если проиграет Ирак, то поддержавшая страны-агрессоры Украина, пославшая на войну батальон войск химической защиты, может уже не рассчитывать на возможность продать свои модернизированные танки Т-72ПМ Ираку или соседям ныне оккупированной страны, поскольку американцы и британцы собираются стать монополистами в поставках вооружений поверженной ими же стране, да и другие арабские страны, сочувствовавшие Ираку, вряд ли предпочтут покупать оружие у Украины, прямо или косвенно участвовавшей в агрессии против исламского государства.

Если же Ирак одержит победу или окажет достойное, как сейчас героическое сопротивление с помощью советского оружия, то, прежде всего, Россия и Белоруссия имеют более чем реальную возможность возобновить в массовом количестве экспорт военной техники: систем ПВО, зенитных комплексов, самолетов и, в первую очередь, танков. Таких как Т-55 и особенно Т-72. Именно они сейчас находятся на вооружении Ирака и сражаются с американскими и британскими бронетанковыми частями. Что же мы знаем о нашем героическом танке Т-72?.

Танк Т-72 (Россия)

  • Год выпуска - 1972.
  • Боевая масса - 41.0 т.
  • Экипаж: 3 человека.
  • Габариты: длина - 6860 мм, ширина - 3590 мм, высота - 2190 мм.
  • Броня - противоснарядная.
  • Защита от ОМП: ПАЗ, ППО, ТДА.
  • Состав комплекта вооружения: пушка 2А46, упр. снаряд 9М112: по лазерному лучу через пушку, зенитная установка: НСВТ "Утес", пулемет: ПКТ спареный.
  • Дополнительное вооружение: АКМС-74, 10хФ1, система заряжения A3.
  • Мощность двигателя - 780 л.с.
  • Максимальная скорость: по шоссе - 60 км/ч, по грунтовой дороге 35-45 км/ч, под водой 5-7 км/ч.
  • Запас хода: по шоссе 700 км, по грунтовой дороге: 460-650 км.

Современные модификации танка Т-72, находящиеся на вооружении России:

  • Т-72 (1973 г.) - базовый образец. Т-72К (1973 г.) - командирский танк. Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А (1979 г.) - модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
  • Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.
  • Т-72М (1980 г.) - экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982 г.) - модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
  • Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
  • Т-72Б (1985 г.) - модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
  • Т-72Б1 (1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
  • Т-72С (1987 г.) - экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование - танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Производство в России и поставки на экспорт

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация - танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находился танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.

На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

Приведем характеристику только одной модификации этого танка.

Боевая и техническая характеристики танка Т-72Б

  • Боевая масса - 44,5 т
  • Экипаж - 3 чел.
  • Высота по крыше башни - 2226 мм
  • Пушка - 125-мм гладкоствольная - пусковая установка
  • Боекомплект - 45 выстрелов
  • Типы боеприпасов - БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета
  • Комплекс управляемого вооружения - 9К120
  • Управляемая ракета - 9М120 с управлением по лучу лазера
  • Дальность пуска УР - 100-4000 м
  • Вероятность попадания УР - 0,8 по цели типа танк при стрельбе с места
  • Дальномер - лазерный
  • Стабилизатор - электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали
  • Баллистический вычислитель - аналоговый
  • Заряжание - автоматическое
  • Пулеметы - один 12,7-мм, один 7,62-мм
  • Броневая защита - комбинированная
  • Динамическая защита - встроенная
  • Дымовые гранатометы - 8 шт.
  • Максимальная скорость - 60 км/ч
  • Запас хода по шоссе - 500 км
  • Двигатель - двенадцатицилиндровый четырехтактный многотопливный дизель
  • Мощность двигателя - 618 кВт (840 л.с.)
  • Трансмиссия - механическая планетарная
  • Подвеска - торсионная
  • Гусеница - с РМШ
  • Глубина преодолеваемой водной преграды - 5м

Чтобы лучше понять и прочувствовать, что же происходит в Ираке на полях сражений, и что чувствуют здесь, в России люди, имеющие отношение к поставкам этого знаменитого танка в Ирак, предлагаю прочесть фрагмент статьи генерального директора ГПО "Уралвагонзавод" Николая Малых "ТАНКИ Т-72: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА", опубликованной к 25-летию начала серийного производства самого массового танка последней четверти XX века.

в 1973 году на Уралвагонзаводе была выпущена установочная партия Т-72, которые, безо всякого преувеличения, стали целой эпохой в мировом танкостроении и самыми массовыми последней четверти XX века: всего было выпущено около 30 000 танков различных модификаций.

Низкосилуэтный танк Т-72 имеет классическую схему общей компоновки, характерную для российских танков. В литую, обтекаемой формы башню повышенной бронестойкости установлена гладкоствольная пушка калибра 125 мм с выстрелами повышенного могущества с частично сгораемой гильзой. Огонь ведется с высокой скорострельностью - до 7 - 8 выстрелов в минуту, которая обеспечена установкой автомата заряжания, и на большие дальности прямого выстрела. Пушка стабилизирована в двух плоскостях и позволяет вести прицельный огонь на высоких скоростях. Система управления с оптическим дальномером. Защита корпуса дифференцирована. Характерной для танка является установка бульдозерного отвала на нижнем лобовом листе, что позволяет самостоятельно подготовить укрытие, а в сложенном транспортном положении отвал является дополнительной броневой защитой.

Особенностью конструкции танка является малогабаритное моторно-трансмиссионное отделение, которое в два раза меньше по объему, чем у лучших зарубежных танков. Двигатель традиционно расположен поперек машины и соединяется повышающим редуктором с бортовыми планетарными коробками перемены передач с гидроуправлением, имеющими высокий коэффициент полезного действия и ремонтабельность. Система охлаждения - вентиляторная. V-образный двигатель мощностью 780 л.с. в сочетании с уникальной до сего времени ходовой частью обеспечил высокую мобильность и маневренность танка.

К настоящему времени во многих локальных конфликтах танк Т-72 подтвердил статус одного из лучших и почти четверть века доминирует в армиях многих стран мира, а в ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии.

Изначально заложенные конструктивные особенности танка позволили в дальнейшем проводить его многократную модернизацию, что привело к существенному повышению уровня боевых свойств.

С 1979 по 1985 год в серийном производстве находился танк Т-72А. Основные отличия от базового образца заключались в установке лазерного прицела-дальномера ТПДК-1, ночного прицела-наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошных бортовых противокумулятивных экранов, системы 902Б запуска дымовых гранат, пушки 2А46 вместо 2А26М2, ночного прибора механика-водителя ТВНЕ-4Б, двигателя В-46-6. На базе Т-72А выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем и Т-72М1 с дополнительным усилением защиты лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни. Танки этой серии экспортировались в страны бывшего Варшавского договора, Индию, Ирак, Сирию, Алжир, Кувейт, Ливию, Финляндию, Югославию.

С 1985 года производился танк Т-72Б (экспортный вариант - Т-72С), который от Т-72А отличался в основном установкой стабилизатора 2Э42-2 вместо 2Э28, комплекса управляемого вооружения, съемной контейнерной динамической защиты, двигателя В-84 вместо В-46-6.

События последних десятилетий показали, что успешное развитие основного танка невозможно без создания на его базе семейства боевых машин обслуживания, инженерных, специальных машин и машин гражданского назначения, способных решать не только основные задачи, но и задачи при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, при проведении спасательных и эвакуационных работ и т.д. Особое внимание заслуживает идеология построения семейства военно-гусеничных машин на базе Т-72.

Отличительные конструктивные качества танка, обеспечивающие отбор мощности, еще раз ярко подтверждаются созданием на его базе целой плеяды военных гусеничных машин: командирских танков Т-72К и Т-72АК, ремонтно-звакуационной машины БРЭМ-1, танкового мостоукладчика МТУ-72, инженерной машины разграждения ИМР-2 и др. Для семейства танков Т-72 характерны высочайшая надежность всех узлов и механизмов на поле боя, отличная подвижность и маневренность вне зависимости от климатических и дорожных условий.

Следующим "знаковым" этапом дальнейшего совершенствования оригинальной конструкторской идеи, заложенной в танке типа Т-72, явилось логически обоснованное возросшими требованиями современного боя создание нового российского ракетно-пушечного танка Т-90С, в котором основные боевые и технические характеристики получили качественное развитие, сохранив при этом одну из главных особенностей танка серии Т-72 - уникальную эксплуатационную надежность всех узлов и механизмов.

Т-90С разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.

В этой связи и учитывая большую потребность в высокоэффективной бронетехнике, Уралвагонзавод при активном участии Главного автобронетанкового управления МО РФ разработал комплексную модернизацию танков типа Т-72 по трем основным направлениям: огневая мощь, защита экипажа и подвижность. В танк устанавливаются следующие системы и узлы:


- модернизированная пушка;
- усовершенствованный комплекс управляемого вооружения;
- современная система управления огнем, включающая комбинированный прибор - прицел с тепловизором, информационный канал управляемого вооружения и прицельного комплекса (1А40-1);
- двухплоскостной стабилизатор повышенной точности с электромашинным приводом горизонтального наведения; - закрытая зенитная установка, позволяющая командиру вести прицельную стрельбу с использованием дистанционного управления, оставаясь под надежной защитой брони;
- встроенная динамическая защита (ВДЗ), эффективная против бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов.

Сочетание ВДЗ и традиционной многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях. Так, журнал "Janes International Defense Review" в 7 за 1997 год дает следующую оценку бронезащиты танков Т-72 с ВДЗ: "Танки Т-72 с "тяжелой" броней "Контакт 5" становятся "невосприимчивыми к поражению" (непробиваемыми) сердечниками из обедненного урана бронебойных подкалиберных (АРFSDS) снарядов М829, выстреливаемых из 120-мм пушек американских танков М1 "Абрамс". При это следует отметить, что снаряд М829 считается одним из самых эффективных по поражающей способности среди современных снарядов для танковой пушки";


- система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с лазерными головками самонаведения. Система обеспечивает автоматическое создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями постановкой быстродействующей аэрозольной завесы (СПЗ);
- система электромагнитной защиты (СЭМЗ);
- система коллективной защиты от оружия массового поражения;
- быстродействующая система противопожарного оборудования;
- дизельный двигатель мощностью 1000 л.с. с газотурбинным наддувом, повысивший характеристики подвижности и маневренности на поле боя;
- усиленные коробки передач;
- гусеничные ленты с асфальтоходными башмаками.

Реализация указанных мероприятий ставит модифицированные танки типа Т-72 практически на один уровень с самыми современными танками по огневой мощи, защищенности и мобильности. При этом стоимость модернизированных танков значительно ниже, что, по нашему мнению, должно вызвать повышенный интерес у потенциальных заказчиков военной техники.

Одновременно с поставкой модернизированных танков Уралвагонзавод предлагает:
- учебные классы и учебные действующие стенды для обучения экипажей без затрат моторесурса танков;
- организацию гарантийного и постгарантийного обслуживания;
- организацию ремонтно-эксплуатационных баз, включающих в себя пополняемый фонд запчастей на весь период эксплуатации танков;
- поставку инженерных машин сопровождения и подвижных ремонтных мастерских.

Опыт производства танков Т-72 и семейства машин сопровождения на их базе показывает, что специализация разработки унифицированных шасси и его отдельных узлов позволяет снизить стоимость производства специального шасси приблизительно на 50%. В этой связи и учитывая тот факт, что эксплуатация бронированных гусеничных машин на единой базе резко снижает расходы на содержание их парка, представляется целесообразным создание семейства машин различного функционального назначения для сухопутных войск на базе шасси танка Т-72, которое по характеристикам и надежности практически не имеет конкурентов.

Компоновка шасси танков Т-72 носит модульный и гибкий характер, что позволяет при замене танкового вооружения создать целую гамму специализированной техники, включающую:
- командно-штабные бронированные машины управления и связи;
- боевые машины пехоты;
- мобильные комплексы зенитных управляемых ракет; - самоходные артиллерийские установки;
- минометные установки;
- транспортные бронированные машины и др.

Единая база основного танка и специализированных боевых машин и, как следствие, одинаковые эксплуатационные возможности при планировании и проведении боевых операций, единая система связи, обеспечивающая мобильность и управляемость войсковых подразделений, единая система технического обслуживания и ремонта - это то, к чему стремятся все армии мира!"

Вдумайтесь в этот весьма примечательный факт - общий объем мирового рынка модернизации российских танков Т-72 до войны с Ираком оккупационных войск США и их союзников оценивался в 1,7 тыс. машин! Теперь же, после достойных истории мировых войн боев иракских Т-72 с американской армадой эта цифра может на порядок увеличиться. Это ли не дает России возможность укрепить свой ВПК и авторитет на рынке вооружений, пошатнувшийся в последние годы?

Единственным серьезным конкурентом российского ВПК в поставках Т-72 на мировой рынок является как ни странно братская Украина. Уже в конце октября 1998 г. Рвущаяся на Запад Украина проинформировала сухопутные силы НАТО, что она в состоянии модернизировать Т-72, чтобы продлить срок их службы до следующего тысячелетия. Украина предлагала три этапа модернизации в зависимости от требования заказчика и его финансовых средств. Основные усовершенствования касались брони, маневренности и огневой мощи. В сотрудничестве с чешской фирмой PSР в Украине создали вариант Т-72МП. Активную роль в этой модернизации играла Франция.

Чтобы не потерять контракты на модернизацию Т-72, "Росвооружение" также пошло на сотрудничество с зарубежными фирмами, некоторые из которых теперь, по видимому, будут пересмотрены. К примеру, американская компания "Нексель", до войны в Ираке представляла на российском рынке интересы ряда крупнейших фирм - производителей современной военной техники. Эта фирма участвовала в формировании пула российских и американских фирм, которые, в том числе, занимались модернизацией Т-72. По расчетам, цена модернизированного в рамках данного пула Т-72 должна была не превысить 30% от стоимости нового танка. Материально участие американцев в данном проекте должна была выразиться в поставках гироскопов, тепловизоров и других компонентов, на основе которых Красногорский оптико-механический завод должен был изготовить новую систему управления огнем. Каким образом этот контракт будет возобновлен после войны в Ираке теперь неизвестно. Пойдут ли в России на сотрудничество с агрессором или предпочтут чтобы американцы отказались от контракта сами, покажет время и театр боевых действий в пустыне Ирака, где происходят настоящие танковые сражения российских Т-72 с американской и британской бронетехникой.

Известно, что до нападения на Ирак оккупационных войск на первом месте для России стояла модернизация более тысячи Т-72, принадлежащих Индии. Однако Дели пока не приняла окончательного решения: опираться на собственные силы или заключить долгосрочный контракт с Москвой. Похоже, и этот вопрос будет решен в Ираке, где наши танки Т-72 да к тому же не модернизированные еще себя покажут, защищая Багдад, и устроив агрессорам второй Сталинград, а, возможно, и Курскую дугу.

До войны в Ираке "Росвооружение" в меру активно предлагало своим потенциальным зарубежным заказчикам различные варианты модернизации Т-72 (см. список), вплоть до строительства в странах-покупателях специальных предприятий! Можете себе представить, что будет, если Ирак одержит победу в войне с армадой американцев и их сателлитов. Контракты, на казалось бы с трудом продаваемые танки с Россией пожелают заключить многие государства. И речь идет не только о старых или модернизированных Т-72, но и о Т-80 и даже Т-90. И это в то время, как на вооружении более двух десятков государств мира еще находятся наши Т-54 и Т-55.

Необходимо также остановиться и на Т-55, значительное количество которых имеется на вооружении ближневосточных стран. До войны эти танки, попав под сокращение обычных вооружений в Европе, стали по бросовым ценам поступать на мировой рынок. Омские конструкторы уже создали опытный образец тяжелого бронетранспортера БТР-Т на базе этого танка, также поступили и в Грузии. Киевский танкоремонтный завод успел завершить до войны в Ираке выполнение контракта по ремонту партии Т-55 для Сирии. На Украине и теперь надеются, что Сирия заключит контракт и на модернизацию 300 танков Т-72. Россия здесь может достойно ответить Украине большими контрактами с Ираном, который сейчас серьезно озабочен охраной своей границы с воюющим Ираком и готовится к отражению будущей агрессии со стороны США (см. материалы www.iran.ru).

Всем, в том числе США и их союзникам становится ясно, что каким бы ни был исход агрессии активность военных контактов России с Ираном последних лет не только увеличиться, но и превзойдет показатели прошлого века. Что же даст России "сохранение динамики связей" в торговле оружием с Ираном? Ежегодные военные расходы Тегерана до нападения на Ирак американских ястребов составляли 500-700 млн. долл. Россия получала от этого 200-300 млн. долл. т. е. примерно 10% экспорта всего российского оружия! И это притом, что в угоду американцам до нападения на Ирак Россия намерено ограничивала список продаваемых Ирану вооружений танками Т-72 с организацией их лицензионного производства в Иране, боевыми машинами пехоты (БМП-2 также с организацией производства) и подлодками (проекта 877ЭКМ), опасаясь в случае экспорта тактических ракет, зенитных средств, морских вооружений или современных самолетов (именно в этих видах вооружений и техники сейчас крайне нуждается Иран) навлечь на себя гнев, и соответственно, санкции США. Если же после войны Россией будет принято решение о возобновлении полноценного военно-технического сотрудничества с Ираном, объем новых контрактов, по мнению экспертов, может достичь 4-5 млрд. долл. И это без учета дохода который может приносить модернизация советской техники, поставлявшейся в Иран в конце 80-х ? начале 90-х годов. По мнению же большинства военных экспертов, война у границ Ирана, равно как и неясное и нестабильное будущее устройство Ирака подвигнет Иран удвоить военные расходы, обратясь за помощью к России, Китаю и Франции, тем более, что в случае победы над Ираком агрессоров, Иран будет окружен со всех сторон американскими военными базами (Азербайджан, Узбекистан, Пакистан, Ирак). Здесь то и должно показать себя политическое и военное руководство России, - упустит ли оно такой шанс поставить Ирану более чем на 1 миллиард долларов или евро вооружений в год или отдаст этот рынок Китаю, Франции и Германии. Как поступит Москва осталось ждать недолго.

Однако не только страны Ближнего Востока и Иран являются потенциальными покупателями российских танков.

И до войны в южной Азии Индия и Пакистан уделяли своим бронетанковым силам гораздо больше внимания, поскольку большая часть территории на границе между двумя пребывающими в состоянии постоянной напряженности государствами удобна для бронетанковых операций. До заключения сенсационного контракта с Украиной Пакистан импортировал дешевые китайские танки, главным образом Т-59, который представляет собой посредственную копию советского Т-55. Всего Исламабад закупил 1200 этих машин и несколько сот единиц их усовершенствованного варианта Т-69. Следующим шагом возможно станет совместное с Китаем производство более совершенного танка Khalid, который в Китае имеет обозначение Т-85. Но основной толчок в наращивании бронетанковой мощи пакистанской армии дал контракт с Украиной на поставку 320 танков Т-80УД, которые позволили сухопутным силам страны сделать огромный качественный скачок в их боевых возможностях. Несмотря на опасения, что Украина будет не в состоянии выполнить условия контракта после решения России отказаться от поставок комплектующих частей, до последнего времени реализация соглашения казалась вполне успешной. Украина заявляет о своей способности производить 95% частей, включая вызывавшие наибольшие опасения орудийные стволы и системы управления огнем. Кроме того, Пакистан совместно с Китаем ведет разработку основного боевого танка нового поколения MBT-2000. Последнее обстоятельство играет на руку России, поскольку Иран не относит Пакистан к своим союзникам в силу американского влияния на эту страну и наличия на ее территории военных баз потенциального агрессора. Так что можно смело утверждать ? Иран будет искать новый более современный, чем Т-72 и его модификации танк и с этой целью обратит свои взоры скорее на Россию, чем в сторону настроенной на сотрудничество с США и НАТО Украину. В подтверждение этих слов напомню, что по данным международных оборонных исследовательских центров в первой половине 1990-х Россия поставила в Иран 120 танков Т-72 и линию по их сборке. Но в нынешних условиях такое количество не позволит уберечь территорию от танкового вторжения, что ярко демонстрируют сражения в Ираке, а потому Ирану будет приобретать новый танк и в значительно большем количестве.

Именно так поступила Индия. Пакистанские усилия в приобретении нового танка в Украине не могли остаться незамеченными индийскими военными, которые быстро решили вопрос о том, какой вариант ответа на украинские закупки может быть более эффективным и менее дорогим - импорт партии новых российских Т-90С или проведение модернизации имеющихся на вооружении Т-72М1 (см. список). Кроме того, разработка собственного индийского основного боевого танка Ardjun вступила наконец в стадию мелкосерийного производства, однако пройдет еще немало времени прежде чем он станет самым массовым индийским основным боевым танком. Да и в этом Россия окажет Индии посильную помощь, если использует события последнего времени в своих военных и стратегических целях.

Вспомним, как в российской прессе задолго до войны в Ираке появились сообщения о заключении еще одного танкового контракта с Кипром на поставку дополнительно 40 танков Т-80 на сумму 120 млн. долл. ? самая большая сумма за танки этой модели! Но и ранее состоялся крупный трансферт российской бронетехники. Так в августе 1996 года в Болгарию были поставлены 100 единиц Т-72, однако эта передача носила некоммерческий характер. Западные источники оценивают ее как поставку в счет долга, а российские - как безвозмездную передачу излишков российской армии по типу каскадных натовских трансфертов. Но даже такой характер сделки указывает на то, что российские Т-72 остаются востребованными и нашими друзьями и бывшими союзниками, спешно бегущими под крыло американского ястреба.

Еще вчера светские авторы заказных статей о кризисе российского ВПК скорбели о выдуманной "серьезной проблеме российского танкостроения - наличие явно избыточных промышленных мощностей, занятых производством двух типов основных боевых танков - Т-72/90 (Уралвагонзавод) и Т-80 (Трнсмаш)". С возгласами достойными лучшего применения ретивые эксперты сокрушались: "В мире нет ни одной другой страны, которая имела бы два танковых проекта одного поколения.Принятие решения в пользу закрытия одной программы потребует большой смелости, поскольку оно подразумевает закрытие одного из двух крупных заводов, однако ни емкость мирового рынка, ни внутренние заказы не могут обеспечить сохранение двух программ". Как же они просчитались, и что будут говорить теперь? Неужели им не ясно, что после войны с Ираком американской банды многие страны обратятся за помощью к России и далеко не все из них смогут позволить себе обременительные для бюджета Т-80 (Россия предлагает эти танки нескольких модификаций Т-80У, Т-80УК, Т-80УМ1, Т-80УЕ1), в то время как есть проверенные временем и ежедневными боями в иракской пустыне Т-72! Советский Союз в свое время поставил за рубеж 8 тыс. только одних танков Т-72. Железное сердце машины за долгие годы изнашивается и требует замены, этим и придется заняться после войны в Ираке России, поскольку и теперь эти танки востребованы многими странами.

В подтверждение этих слов см. таблицу. Обратите внимание на приобретения Ираном танков Т-72.

Список наиболее значительных контрактов на поставку российского Т-72 в 1994-1997 гг.

Импортер Экспортер Класс вооружения Тип Дата заказа Дата поставки Количество
Болгария Россия основной боевой танк Т-72 1996 1996 100
Венгрия Беларусь основной боевой танк Т-72 1996 1996 540
Венгрия Беларусь основной боевой танк Т-72 1995 1996 131
Иран Россия основной боевой танк Т-72 1995 Первый прототип лицензионного танка Зульфикар-4
Иран Польша основной боевой танк Т-72 1994 70
Иран Россия основной боевой танк Т-72 1993-1994 120

Но и это еще не все. В 2001 году Белоруссия завершила выполнение контракта на поставку танков Т-72 в Марокко. Этот факт 1 марта 2001 года корреспонденту Агентства военных новостей подтвердили в дирекции Борисовского танкоремонтного завода министерства обороны республики, на котором проводилась предпродажная подготовка боевых машин. Чтобы продать находившиеся на длительном хранении танки выпуска начала 1980-х годов, их пришлось серьезно модернизировать. На машины установили современные приборы наблюдения и прицеливания, комплексы управления огнем, ряд новых элементов системы жизнеобеспечения.
Всего в Марокко поставлено 48 танков и значительное количество запасных частей к ним. По неофициальным данным, эта сделка обошлась марокканцам в 10-12 млн долл.

А ведь до сих пор Россия предлагает многим государствам предков Т-72 - усовершенствованные Т-55 (Конструкторское бюро транспортного машиностроения (г. Омск))!

1. Модернизированный танк Т-55 с комплексом динамической защиты серийного основного танка на корпусе и башне и с системой управления огнем, аналогичной БМП-3

  1. Модернизированный танк Т-55 с комплексом динамической защиты серийного основного танка на корпусе и башне, установкой серийной пушки калибром 125 мм, боекомплектом механизме заряжания в съемном модуле на корме башни, системой управления огнем и элементами ходовой части танка Т-80У
  2. Тяжелый бронетранспортер (БТР-Т) на базе танка Т-55 с пулеметной установкой калибра 12,7 мм. Вариант названия - дозорно-патрульная машина.

Кроме того, до войны США против Ирака Россия была готова модернизировать в соответствии со стандартами НАТО находящиеся на вооружении Польши самолеты Миг-29, Су-22, вертолеты Ми-24, танки Т-72, системы противовоздушной обороны. Что будет после поражения оккупационных войск не трудно догадаться ? многие контракты со странами НАТО будут расторгнуты. Однако их с лихвой могут компенсировать другие ? со странами Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Впрочем, есть одна "держава" которая с радостью заполнит собою Россию, вместившись в нишу перевооружения и модернизации армий новых "приемных друзей" НАТО из Восточной Европы.

Соперничество с Украиной

Вначале краткая справка от агентства Интерфакс от 10.09.2001 г. В то время на вооружении украинской армии находилось около 4 тыс. танков - Т-62, Т-64, Т-72, Т-80. Кроме того, в 2001 году, сразу после парада в честь 10-й годовщины независимости Украины первые 10 новых танков Т-84 были приняты на вооружение 72-й механизированной дивизии Южного оперативного командования. В перспективе эта техника станет основной боевой единицей танковых войск.

После развала Советского Союза в группировке войск на территории Украины было 6,5 тыс. танков. На конец 1996 года парк танков был сокращен на 2,4 тыс. единиц, посредством утилизации и продажи излишков за границу.

Государственная программа реформирования и развития ВС Украины на период до 2005 года предусматривает сокращение технопарка еще на 400 танков. В то же время, предусматривается модернизация T-72 и закупка новых Т-84.

С 1992 года Украина сравнительно активно предлагала на внешних рынках вооружение, доставшееся от бывшего СССР, а также собственного производства. Однако вплоть до конца июля 1996 года, когда она заключила самую крупную сделку в своей истории (продав партию из 320 танков Т-80УД Пакистану за 580 млн. долл.), Украине не удавалось играть заметной роли в качестве официального поставщика вооружений на мировой рынок. Основной поток вооружений шел в зарубежные государства по каналам теневого экспорта (в отдельные годы их доля в общем экспорте ВВТ составляла до 80 проц.). Показательно, что наличие на Украине значительного теневого сектора, занимающегося торговлей оружием на международном уровне, подтверждалось в 1995-96гг. сообщениями органов МВД и Совета безопасности Украины.

Впоследствии ситуация изменилась - по данным SIPRI за 1997 год. Украина вошла в первую десятку крупнейших экспортеров оружия в мире, заработав официальными поставками около 350 млн. долл. Такому успеху во многом способствовала предпринятая реорганизация экспортного механизма, при которой по аналогии с Россией была создана единая государственная компания "Укрспецэкспорт", объединившая три ранее самостоятельных спецэкспортера ("Прогресс", "Укринмаш" и "Укроборонсервис"). Пяти оборонным предприятиям было разрешено вести внешнеэкономическую деятельность в координации с "Укрспецэкспортом" и по очень ограниченной номенклатуре (радиоэлектроника, программное обеспечение).

В середине 1998 года под давлением промышленных кругов произошла очередная реорганизация украинского экспортного механизма в области ВТС: согласно правительственному постановлению N838 выход на мировой рынок формально получили все украинские предприятия оборонной промышленности. Вместе с тем, были сформулированы довольно жесткие требования, которым должен соответствовать спецэкспортер в новых условиях - наличие военной приемки, внутрифирменной службы экспортного контроля. Таким образом, в своей эволюции украинский экспортный механизм следует российскому опыту. Характерно при этом, что и проблемы, возникающие в настоящее время перед украинским военно-промышленным и военно-техническим сообществами родственны тем, с которыми сталкиваются их российские коллеги. Одна из них - сложность получения кредитов для развертывания производства (пополнения оборотных средств). Даже ПО им.Малышева, получив значительный заказ от Пакистана, вначале не имело начальных средств, чтобы развернуть такое масштабное производство.

Учитывая сложное экономическое положение Украины, вряд ли можно ожидать, что государство сможет предоставлять кредиты под реализацию контрактов всем предприятиям ВПК, работающим на экспорт. А банковские кредиты с их высокими ставками могут значительно увеличить стоимость изделий и тем самым подорвать их конкурентоспособность - не секрет, что одним из экспортных преимуществ украинских оружейников является невысокая цена предлагаемых вооружений (так например, американский танк М1А2 Abrams стоит около 5,5 млн. долл., тогда как Т-80УД пока что обходится вдвое дешевле). Таким образом, можно предположить, что известные финансовые трудности республики рано или поздно начнут оказывать свое негативное воздействие на ценовую конкурентоспособность украинских вооружений, поставляемых из промышленности. С этой проблемой, как известно, уже столкнулись в России, где начался процесс удорожания производимой военной продукции в сравнении, например, с той же Украиной.

Украина сталкивается со значительными трудностями при поиске платежеспособных клиентов. К примеру, несмотря на проявленный интерес к новейшим украинским танкам, ОАЭ в свое время все же закупили французские; около года вела Украина переговоры о поставке Йемену двенадцати самолетов Су-17, а продать удалось только четыре, да и то по гораздо меньшей цене. Так что совсем не случайно, что свои танки, ракеты и самолеты Украина предлагает по демпинговым ценам, а торговым сделкам предшествуют длительные, изнурительные переговоры. К тому же среди клиентов республики числятся в основном государства, лежащие в зонах политической нестабильности и вооруженных конфликтов. Так, основные рынки оружия для украинских предприятий ВПК ныне находятся в Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.

Вместе с тем, украинское руководство строит весьма амбициозные планы по укреплению позиций страны на мировом рынке оружия. Так, украинские должностные лица не раз заявляли о намерении Украины войти в первую пятерку стран - лидеров по экспорту ВВТ в мире.

В целом, планы Украины по расширению экспорта ВВТ включают следующие главные направления:

  • распродажа ВВТ из арсеналов советских ВС;
  • поставки новых вооружений, в частности, танков Т-80УД, Т-84, фрегатов;
  • поставка запчастей, оказание услуг по модернизации вооружений.

Контракты прошлых лет

Среди сравнительно крупных контрактов, заключенных в последние годы Украиной со странами дальнего зарубежья, выделяются следующие:

а) Распродажа военной техники, бывшей в употреблении,

  • в Йемен 4 истребителей Су-22 (1995),
  • в Уганду партия из 60 танков Т-55 (1996),
  • в Йемен 4 самолета Су-17 по очень низкой цене - 500 тыс. долл. (1996),
  • в Анголу партия 50 танков Т-55 (официально опровергается),
  • продажа трех военно-транспортных вертолетов Ми-17 и шести боевых вертолетов Ми-24 в Шри-Ланку (для доставки войск в отдаленные районы страны и борьбы с тамилами),
  • поставки в 1995-96годах вооружения и аммуниции правительству Афганистана в борьбе против талибов (официально опровергается),
  • поставка в нарушение международного эмбарго оружия боснийским мусульманам (1994 - в разгар конфликта в Югославии, данные не подтверждены),
  • выполнение срочного заказа в середине 1997г. военного ведомства Народной Республики Конго на приобретение крупной партии военного имущества (заказ был выполнен совместно с чешскими компаниями). Было поставлено стрелковое оружие, а также подержанные боевые вертолеты Ми-8, бронетранспортеры и вездеходы.

Кроме того, в 1997 году компания "Укрспецэкспорт" через одну из израильских фирм предложила Эквадору взять в лизинг партию Су-27 из наличия ВВС Украины (причем по ценам, значительно более низким, чем это было в аналогичном предложении России). В 1998 году украинцы предлагали Гвинее свои услуги, причем на более льготных, чем российские условиях с поставкой специмущества из наличия Минобороны Украины.

Пытается Украина наладить сотрудничество в сфере ВТС и с Китаем. Еще в апреле 1995 года состоялся визит министра обороны Украины Шмарова в Пекин. Согласно оценкам китайской стороны, сделанным по результатам этого визита, Украина обладает лишь ограниченными возможностями в плане поставок современного ВВТ в Китай; пока что она не может реально соперничать с РФ по комплексному военно-промышленному и научному потенциалу и номенклатуре военного экспорта. Вместе с тем, украинская сторона предлагает ряд наименований техники, которая может служить дополнением к закупкам Китая в России - ракеты для оснащения самолетов Су-27, узлы подвески ракет для самолетов. Есть и предложения целых боевых систем: ЗРС С-300. Особый интерес у китайцев вызывают возможности НПО "Южное". Характерно, что украинская сторона выражает готовность поставлять аналогичные российским ВВТ, но по сниженным ценам, к тому же делает предложения по той номенклатуре, в отношении которой Россия занимает осторожную позицию (например, по ракетной технике, см. ниже).

б) Продажа новой продукции военного назначения из промышленности

  • в Камбоджу патроны калибра 7,62 мм в количестве 10 млн. шт.
  • 4 военно-транспортных самолетов Ан-32 в Шри-Ланку (1996),
  • в Бангладеш партию самолетов Ан-24,
  • в Индию 300 тяжелых грузовиков КрАЗ (1995),
  • в Китай партии из 56 управляемых ракет класса "воздух-воздух",
  • в Пакистан партия из 320 танков Т-80 УД за 580 млн. долл. (1996).
  • продажа Китаю средств РЭБ, а также авиационных двигателей АИ-25ТЛ для китайских УТС К-8J (1997).

в) Оказание услуг по модернизации, текущему ремонту, обучению военнослужащих и другие сервисные услуги.

  • ремонт вооружений советского производства в Индонезии (в соответствии с подписанным в 1996 году соглашением о военном сотрудничестве). Кроме того, по этому соглашению предполагается обучение индонезийских военнослужащих в военных академиях Украины,
  • в свое время американские СМИ утверждали, что Украина сотрудничает с Ливией (продажа ракет Scud). И хотя украинская сторона официально это отрицала, признанным был факт ведения переговоров харьковской фирмы "Монтажэлектро" с Ливией о возможном ремонте самолетов, военно-морской техники и даже о производстве продукции, применимой при разработке ракетных технологий.

Потенциальные контракты Украины до войны в Ираке

Украина до сих пор располагает некоторым количеством унаследованной от СССР военной техники, которая может стать предметом. ВС страны сократились за последние 5 лет более чем наполовину (с 750 тыс. в 1991 до 350 тыс. в 1996) и их потребность в технике также упала.

Основное внимание в планах Украины по развитию ВТС уделяется не торговле оружием и техникой в чистом виде, которой на Украине производится сравнительно немного, а сегменту рынка, связанному с сервисными услугами. Отмечается, что вплоть до настоящего времени сохранены возможности украинских предприятий по обслуживанию, ремонту и модернизации многих типов самолетов, вертолетов, а также танков советского производства (в частности, путем оснащения танков новым двигателем в 1200 л.с). По данным руководителя госкомпании "Укрспецэкспорт", Кукина, уже сейчас имеется как минимум 20 стран, заинтересованных в ремонте и модернизации имеющегося у них оружия советского производства. С другой стороны, уровень конкуренции на рынке модернизации вооружений стран СНГ пока что невелик.

Возвращаясь к теме бронетехники, до войны Украиной активно продвигается на рынок вооружений проект модернизации Т-72, предлагаемый заводом им. Малышева в Харькове (готовый образец был представлен на международной выставке Eurosatory-98). Украинский Т-72 оснащается с учетом стандартов НАТО французской системой управления огнем, башней с повышенной защитой и артиллерийским вооружением натовских стандартов. В модернизации Украиной Т-72 принимают участие Чехия и Израиль. По некоторым данным, в настоящее время прорабатывается вариант подключения к этой программе и Польши (если Украина имеет новую разработку двигателя, то Польша намерена заняться модернизацией башни танка, таким образом, имеется взаимная заинтересованность в совместной разработке). Данная программа еще до войны заинтересовала представителей НАТО (с этим, в частности, был связан визит помощника генсекретаря НАТО Рея на Украину). Сами же участники проекта намереваются провести модернизацию танков Т-72, имеющихся на вооружении в странах Восточной Европы.

Украинская программа модернизации танков Т-72 до войны вызывала больший интерес у иностранных заказчиков, чем аналогичная российская программа (ракетно-пушечный комплекс Т-72С). И не столько по техническим, сколько по политическим причинам ? Украина жаждала по расчету выйти замуж за НАТО, предоставив и свое "приданное". Украинская разработка, ведущаяся совместно с Францией и Чехией вызвала прагматический интерес в Европе и имела шансы стать базовым вариантом модернизации танкового парка стран Центральной и Восточной Европы, включая государства, претендующие на вступление в НАТО. Но и помимо Европы Украина ухаживала за Африкой, проведя модернизацию военной техники, в частности, танков Т-54 в Гвинее (последний танк был поставлен в Гвинейскую республику в 1984 году), поскольку на сегодняшний день лишь 40 процентов этой техники остается в рабочем состоянии. Кроме того Украина поставила Йемену четыре истребителя-бомбардировщика Су-17, продала транспортный самолет Ан-32 в Бангладеш, девять вертолетов Ми-17 и Ми-24 - в Шри-Ланку, в Сьерра-Леоне - два танка Т-72, в Уганду - 60 танков Т-55, начала поставку бронетранспортеров и двигателей в Индонезию и вышла в оружейном бизнесе на 15-е место в мире. До войны в Ираке Украина предлагает на мировом рынке более 1000 наименований оружия и продукции двойного назначения. Она сумела существенно "потеснить" Россию на рынках танковой и бронетехники, военно-транспортной авиации, комплектующих узлов к технике советского производства, военных судов, услуг по сервисному обслуживанию оружия, закупленного некогда в СССР. Основными рынками сбыта для продукции ВПК Украины были страны Азии (Китай, Вьетнам, Шри-Ланка, Иран, Индия, Турция) и Латинской Америки. Кроме того, Украина в пику России участвовала в тендерах на поставку танков Т-84 Турции, Греции и Малайзии.

Говоря о возможностях Украины по производству новой техники, следует упомянуть, что к настоящему времени, после освоения самостоятельного производства артиллерийского вооружения, она практически создала замкнутый технологический цикл по бронетанковой технике (по данным украинских источников, к настоящему времени доля российских комплектующих узлов и деталей в танке Т-80УД упала до 5 процентов, в то время как в начале 90-х годов она составляла 50 процентов). В связи с этим у нее объективно отсутствует необходимость в совместных с Россией разработках, вопрос о сотрудничестве не стоял. Обе стороны активно соперничают на внешних рынках, предлагая серийную продукцию (Украина - танки Т-80УД, Т-84, Россия - Т-80У, Т-90). После войны в Ираке такое соперничество может только усилиться, хотя Россия имеет гораздо больше шансов вытеснить Украину с рынка вооружений некоторых государств и регионов.

Кроме бронетанковой техники, Украина предпринимает усилия по налаживанию самостоятельного производства средств ПВО, в частности ЗРС С-300 (до недавнего времени ею изготавливались лишь отдельные компоненты). Недавно было объявлено о создании нового самоходного зенитного ракетного комплекса "Донец" (его серийное производство предполагается начать в 1999 году).

Украина имеет традиционно сильные позиции в секторе производства транспортных самолетов, которые создаются киевским КБ им.Антонова. Такие самолеты уже поставлялись в Бангладеш и Шри-Ланку; по данным украинской стороны, заказы на них поступают из Ирана, Перу, Шри-Ланки и Индии. Украина также участвует в тендере на поставку авиатехники в Бразилию и Колумбию.

Что касается военно-морских вооружений, то в республике нет средств на строительство крупных кораблей. Вместе с тем, имеется ряд проектов сторожевых кораблей. В частности, прорабатывается вопрос строительства боевых кораблей для ВМС Вьетнама.

Таким образом, Украина постепенно расширяет номенклатуру предлагаемого на экспорт вооружения. При этом предлагаемые ею изделия все больше пересекаются с традиционной номенклатурой российского экспорта ВВТ.

Среди потенциальных контрактов по модернизации и ремонту военной техники выделяются следующие:

  • упомянутое выше намерение Украины провести модернизацию танкового парка (танки Т-72) стран Центральной и Восточной Европы;
  • участие в возможных тендерах по модернизации ЗРК "Шилка" (к ней был разработан новые зенитные пушки);
  • по имеющимся данным, на Украине вскоре будет налажено серийное производство автоматической пушки для БМП-2; Украина надеется получить заказ на поставку этих пушек, несмотря на существование конкуренции со стороны Словакии и России;
  • по заявлению украинских военных, предприятия Минобороны могут проводить модернизацию танков иностранных модификаций, в частности, американских танков М-60;
  • Украина решила участвовать в разработке нового пакистанского танка Т-2000. До настоящего времени в разработке Т-2000 Пакистан активно сотрудничал с Китаем; украинские же специалисты предложили использовать ходовую часть танка Т-80УД для установки на нее орудийной башни от танка Т-2000, уже созданной пакистанскими и китайскими оружейниками;
  • в проведении ремонта военно-транспортных самолетов и бронетехники на Украине заинтересована армия Венгрии;

Потенциальные контракты на поставку новой военной техники Украиной до войны включали:

  • участие в тендере по обновлению бронетанкового парка Турции (как следующая после Пакистана цель для производителей ПО им.Малышева). Долговременная программа модернизации турецкой армии на первом этапе предусматривает закупку Анкарой около 1 тыс. танков на сумму в несколько млрд. долл. Украина готова выпустить для продажи всю требуемую партию в 1 тыс. танков за 2 млрд. долл. По сравнению с американским предложением (танки М1А2 Abrams) украинские танки существенно дешевле; кроме того, в Киеве рассчитывают на то обстоятельство, что турецкая сторона учтет имеющуюся вероятность замораживания поставок американских машин со стороны Конгресса (ввиду нарушения прав человека в Турции);
  • участие в конкурсе по закупке партии основных боевых танков, объявленного Грецией. Помимо украинского танка Т-84 другие предложения на данный тендер включают: американский танк М1А2 Abrams, германский Leopard-2А5, российский Т-80У. При этом греческая сторона предполагает наладить лицензионное производство выбранной модели танка силами местной промышленности. Как отмечают наблюдатели, помимо боевых и эксплуатационных качеств при выборе будут учитываться политические соображения, а также производственно-технологические достоинства той или иной модели;
  • предложение военно-транспортного самолета Ан-70, который уже в настоящее время изъявили желание закупить Индия, Иран, Вьетнам и еще десять потенциальных покупателей;
  • намерение продвигать на внешние рынки фрегаты класса "Кривак-3", скоростные суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
  • намерение выйти на мировой рынок вооружений с новым самоходным зенитно-ракетным комплексом "Донец";
  • готовность поставлять ЮАР различные типы боевых средств, включая технику для ВМС, сухопутных войск и ВВС (в частности, ракеты и УРС для использования в военных и гражданских целях);
  • предложение странам Латинской Америки военно-транспортных самолетов Ан-32П, Ан-74;
  • в июне 1998 украинские разработчики боевых кораблей принимали участие в третьем заседании рабочей группы НАТО по совместной разработке корабля класса "фрегат".

Некоторые особенности экспортной политики Украины в сфере Военно-технического сотрудничества до войны в Ираке

Рассмотрение особенностей ВТС Украины с зарубежными государствами показывает, что главный упор делается на коммерческую сторону контрактов, их возможные военно-политические последствия не принимаются в расчет. Характерным примером этого может служить сделка на поставку партии танков Пакистану - при этом не учитывалась возможность передачи высвобождающихся вооружений в Афганистан, где они могли бы быть применены талибами против участника СНГ - Таджикистана. Проведение Пакистаном серии ядерных испытаний также не повлияло на осуществление контракта по поставке украинских танков; по словам представителя "Укрспецэкспорта" Малева, в данном случае речь идет об экспорте обычных вооружений и украинская сторона не чувствует себя виновником такого поведения Пакистана.

Различными экспертами (в частности, из IISS), приводятся данные о поставках Украиной оружия в зоны конфликтов (Судан, Йемен) и даже в страны, на которые наложено эмбарго СБ ООН (Ливия). Показательно также то обстоятельство, что Украина поставляла вооружения одной из сторон Карабахского конфликта - Азербайджану, тогда как Россия осуществляла тайные поставки другой стороне конфликта - Армении.

В ряде случаев Украине удается вести ВТС одновременно с двумя странами, находящимися в состоянии острого военно-политического противостояния (как, например, с Пакистаном и Индией). Россия, как известно, в своей экспортной стратегии старается избегать таких ситуаций и в парах противостоящих сторон выделяет одну (например, Китай в противовесе Тайваню, Индию в противовес Пакистану).

С другой стороны, в июле 1996 года Украина присоединилась к Вассенаарским договоренностям. И как отмечают украинские эксперты, благодаря созданию единой экспортной организации правительство намеревается усилить контроль за распространением оружия и предотвратить его попадание в руки неугодных режимов.

Еще одной особенностью экспортной политики Украины является чрезвычайно активная работа "Укрспецэкспорта" по мелким сделкам стоимостью до 200 тыс. долл., предполагающим поставку боеприпасов или проведение работ по ремонту и восстановлению военной техники. В результате такого подхода, согласно данным Кукина, потребителями украинской продукции военного назначения являются более 50 стран мира, включая США, Великобританию, Францию, Германию и Китай.

Однако вряд ли такие успехи Украина сохранит, участвуя, пусть и косвенно, в войне против Ирака. По политическим и, как это ни странно звучит, морально-этическим причинам с Украиной, возможно, откажутся сотрудничать некоторые страны Ближнего Востока (Иран, Сирия, Йемен) и Азии (Китай), да и США могут обнаружить в Ираке, если его одолеют, следы украинского оружия. Что за этим последует нетрудно догадаться.

Здесь-то и должна показать мощь своего ВПК и мудрость руководителей "Рособоронэкспорта" Россия, оставленная проамериканскими политиками на затворках мировой торговли вооружениями.

Пока же взаимоотношения России и Украины в области военно-технического сотрудничества (ВТС) характеризуются наличием двух особенностей. С одной стороны, постепенно нарастает конкуренция на внешних рынках, а тем более после войны в Ираке (как в части видов экспортируемого ВВТ, так и географии партнеров по ВТС), снижается по политическим причинам и под воздействием США уровень межгосударственного военно-экономического сотрудничества. В тоже время существует вторая особенность. Она состоит в сближении подходов двух славянских государств в ведении ВТС со странами дальнего зарубежья, укрепления интеграционных процессов ВПК обоих государств.

Говоря о первой тенденции, следует отметить, что обе страны все чаще выступают соперниками на рынках развивающихся стран. Соперничество особенно разворачивается на рынке бронетехники, средств ПВО, услуг по модернизации и ремонту военной техники и др. Российские ведомства, принимающие решения о продаже оружия, порой оказываются под давлением сразу с двух сторон, как это случилось в начале реализации Украиной контракта по поставке танков Пакистану. Индийское правительство просило блокировать поставку комплектующих для таких танков и тем самым приостановить выполнение контракта, тогда как российские предприятия ВПК требовали разрешения на продолжение поставок комплектующих украинским смежникам, так как это касалось вопроса их выживания. В таких условиях затруднительной оказывается сама постановка задачи поиска наиболее эффективной экспортной стратегии России в области поставок ВВТ и предоставления услуг военного назначения.

Предпринимаемые в свое время Россией меры по ограничению поставок по кооперационным связям (запрет на поставку российских комплектующих для танков Т-80УД) не дали ожидаемого эффекта. Скорее, наоборот, они только побудили Украину к скорейшему созданию собственного производства артиллерийских орудий. Кроме того, была продемонстрирована возможность быстрой замены традиционных поставщиков из России на производителей аналогичной продукции в странах ЦВЕ. Механизм экспортного контроля также не смог обеспечить строгое выполнение запрета: появились сообщения о фактах, когда под видом запчастей к наличной военной технике из России на Украину направлялись комплектующие к новым вооружениям, поставляемым на внешние рынки.

В итоге оба государства фактически пошли по пути создания замкнутых циклов производства по некоторым видам вооружений: Украина создала танковую пушку для Т-80УД, Россия самостоятельно разработала новый ракетоноситель "Тополь-М". Сегодня обе страны всерьез поговаривают о самостоятельном производстве комплексов ПВО С-300 и др. Более того, российская сторона была вынуждена прекратить выпуск ряд систем вооружений, в которых особенно значительной оказывалась доля импортируемых комплектующих. Все это, естественно, наносит реальный экономический ущерб как России, так и Украине.

С другой стороны, существуют многочисленные объективные предпосылки к развитию другого направления - к углублению взаимовыгодного сотрудничества двух государств в военно-экономической сфере. Так, между предприятиями ВПК обоих государств до сих пор поддерживаются тесные военно-промышленные связи: в суммарном товарообороте оборонной продукции Украины на долю России приходится до 70 процентов. Согласно результатам исследования украинских специалистов, проведенным в конце 1997 года, самостоятельно Украина может разрабатывать и производить только около 30 процентов необходимой ей военной техники. В обеих странах сохранено ядро военно-промышленного комплекса. К настоящему времени создана и действует российско-украинская межправительственная комиссия по ВТС, сформирована нормативно-правовая база.

С экономической точки зрения, развитие равноправного сотрудничества и кооперации способствует реальному удешевлению разработки и стоимость конечного продукта, ускорению его появления и облегчению продвижения продукции на рынки других стран (что особенно важно в условиях финансового кризиса, поразившего как Россию, так и Украину). В идеале можно представить экспорт в третьи страны продукции военного назначения, созданной в кооперации предприятиями России и Украины (при условии пропорционального распределения прибыли).

Ныне, как известно, имеются примеры программ по совместной разработке и созданию систем вооружений. К числу довоенных и наиболее крупных из них относятся:

  • программа разработки и производства среднего военно-транспортного самолета Ан-70,
  • производство вертолетов Ка-50 (Ка-52), оснащаемых двигателями запорожского предприятия "Мотор-Сич",
  • производство систем ПВО, в частности, комплексов С-300.

Вместе с тем, факторы экономических выгод от интеграции с Россией, судя по всему, ныне не являются превалирующими в формировании политики украинского политического руководства., и последние события в Ираке в этом убеждают. Видимо правы те политологи, которые считают, что украинское руководство взяло курс на интеграцию в европейские структуры и на сближение с НАТО не потому, что ненавидит Россию, а потому, что именно ЕС и НАТО являются главными и единственными на сегодняшний день полюсами притяжения практически всех европейских стран. Украине как будто нужен союз с ЕС и НАТО - и этого она будет добиваться любой ценой. И напротив, ей в обозримом будущем совершенно не нужны политический союз и тесная экономическая интеграция с ослабевшей и отсталой по европейским меркам Россией. Это, как представляется, объясняет и отмечаемое ныне стремление Украины установить экономические связи, в том числе в сфере ВТС, с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), являющимися кандидатами на вступление в НАТО и ЕС. Да и в нынешнем расколе Европы и НАТО из-за позиции по войне в Ираке будет стремиться играть на два фронта, что и продемонстрировал Киев, отправив батальон химической защиты в Кувейт.

Учитывая это, можно предположить, что и в дальнейшем украинская сторона реально будет идти на совместные проекты с Россией в сфере ВТС лишь в тех случаях, когда она не может реализовать их сама либо с помощью таких партнеров, как Польша, Чехия, Израиль, Франция, причем развитие замкнутого цикла производства в ближайшем будущем не представляется возможным. Примерами таких проектов и является упомянутые программы по разработке и производству некоторых видов авиатехники (как самолетов, так и вертолетов), сотрудничество в области космоса и ракетных технологий.

Исходя из этого, как представляется, и необходимо рассматривать возможные меры по усилению конкурентных позиций России на рынке оружия третьих стран (на фоне роста конкуренции со стороны украинских оружейников). К числу таких мер можно отнести следующие:

  • развернуть и активизировать работу компании "Промэкспорт" на рынках развивающихся стран, заинтересованы в приобретении бывшей в употреблении военной техники, проведении восстановительных и ремонтных работ. К числу таких государств, отличающихся низкой платежеспособностью, относятся страны Тропической Африки, некоторые государства на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива, в Латинской Америке, малые государства Южной Азии.
    Известно, что ранее конкурировать с Украиной, Белоруссией, Польшей, Чехией, Словакией, Израилем на данном сегменте оружейного рынка приходилось ГК "Росвооружение", предлагавшей военную продукцию хоть и лучшего качества, но по более высоким ценам. В связи с этим зарубежные клиенты, польстившись на дешевизну, зачастую отдавали предпочтение российским конкурентам. Российская сторона в этих случаях обычно сетовала на занижение цен и даже демпинг, практикуемые Украиной, Белоруссией. Думается, что это не совсем справедливо - ведь если они предлагают военную технику из наличия ВС, то она естественно будет стоить дешевле новых вооружений серийного производства. России необходимо достигать лучшей координации и разграничения сфер деятельности своих спецэкспортеров и таким образом торговать на одинаковых условиях с конкурентами из числа стран СНГ.
    В этой связи можно сделать и такой вывод: чтобы российские предприятия могли успешнее конкурировать со странами СНГ и ЦВЕ на рынках оружия стран "третьего мира", не нужно гнушаться мелких контрактов, шире предлагать услуги по восстановлению, ремонту и модернизации военной техники, поставке легкого стрелкового оружия, боеприпасов; весьма перспективными представляются сделки типа "trade-in" (замена старой военной техники на новую), поставка подержанной военной техники на безвозмездной основе,
  • при работе на рынке бронетанковой техники в странах с невысоким уровнем платежеспособности (при наличии острого соперничества с украинскими оружейниками) можно использовать прием, практикуемый украинской стороной: если Украина предлагает новые машины Т-80УД (или Т-84, оцениваемые примерно в 2,2 млн. долл.), то российское предложение могло бы включать танки Т-72 из наличия Вооруженных Сил по существенно более низкой цене (например, около 1 млн. долл. или даже ниже).

В случае объявленных тендеров на закупку новой бронетанковой техники в противовес украинскому танку Т-80УД следует, видимо, выставлять Т-90С в их полной комплектации (а не Т-80У); при этом желательно шире распространять информацию о результатах сравнительного испытания Индией различных типов танков (они, как известно, пришли к выводу о превосходстве российских Т-90С над украинскими Т-80УД).

  • России не следует в дальнейшем вводить запреты на поставки запчастей и комплектующих по линии кооперационных связей российских предприятий и Украины. Во-первых, практика показала, что это неэффективно с точки зрения интересов российских предприятий ВПК; во-вторых, это может позволить России проникать на рынки стран, выход на которые в официальном порядке представляется затрудненным (Пакистан, Тайвань, государства-участники вооруженных конфликтов); кроме того, у России фактически появится возможность поставлять вооружения двум противостоящим сторонам (как известно, ныне это удается немногим производителям вооружений, в том числе Франции и Украине). Опыт сотрудничества с Белоруссией в этом плане продемонстрировал продуктивность такого подхода. Следует учитывать и такое обстоятельство: опробовав закупленную таким образом военную технику российско-украинского производства, клиент может впоследствии пожелать закупить ее в официальном порядке непосредственно у России.
    Вместе с тем, на ряд уникальных разработок отечественных военных НИИ и ОКБ, используемых при производстве военной техники (как например, это уже было сделано в отношении системы динамической защиты танков) необходимо получать патенты, имеющие международную силу. Это исключит возможность безвозмездного использования украинской стороной российских разработок в своем производстве военной техники,
  • России необходимо изыскивать новые подходы к продвижению российской программы по модернизации танка Т-72 в страны Центральной и Восточной Европы, а теперь Иран, государства Ближнего Востока и другие; аналогично, вряд ли стоит уступать Украине рынок по модернизации БМП-2.

з) Говоря о будущем экспорта продукции военного назначения странами СНГ, некоторые отечественные эксперты еще совсем недавно делали выводы о проблематичности его перспектив. Быстрая деградация ВПК государств СНГ, по их мнению, не оставляла сомнений в том, что крупных прорывов с их стороны на мировой рынок оружия не произойдет. Распродав излишки оружия и боевой техники, развалив науку и образование, вытеснив за пределы республик специалистов из числа русскоязычного населения, они, как представлялось, перейдут в разряд покупателей оружия. Таким образом, - делался окончательный вывод, - России не следует опасаться серьезных угроз своим интересам в этом направлении.

Практика, однако, опровергла такого рода прогнозы, а война с Ираком оккупационных войск США еще более убедила в иллюзорности этого мнения. Самостоятельные контакты стран СНГ с государствами вне Содружества будут наносить еще больший ущерб военно-политическим и коммерческим интересам России, если мы не справимся с ситуацией. Вспомним, какие страны поддержали агрессию США и Британии! В общем плане такой ущерб стратегическим и экономическим интересам России проявляется в следующем:

  • распродажа оружия по заниженным ценам сбивает цены на аналогичную российскую продукцию;
  • укрепление связей в военно-экономической области со странами дальнего зарубежья (Турцией, Китаем) создает необходимую базу по его обслуживанию, ремонту. Тем самым сокращаются перспективные рынки для российского ВВТ;
  • продажа Украиной ракетной техники странам, сопредельным с Россией, потенциально может представить угрозу оборонным интересам РФ.

А между тем, к примеру в 1998 г., оружие у России закупили 59 стран (как ранее у СССР). Предприятиям ВПК выдано гарантий на 400 млн. долларов и привлечено авансовых платежей из-за рубежа еще на 500 млн. Портфель заказов российским оборонным предприятиям до 2005 г. оценивался почти в 8 млрд. долларов. При этом основной доход приносит экспорт авиатехники, боевых кораблей, комплексов ПВО и танков. Торговля оружием составляет 80% промышленного экспорта России. Военно-техническое сотрудничество с зарубежными государствами дает существенную долю валютных поступлений в федеральный бюджет, служит важным средством погашения госдолга, обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения, гарантирует сохранение российского ВПК. Если создать для него благоприятные условия, он может стать важным источником инвестиций, необходимых для подъема всей промышленности.

Однако внутри России и теперь существует своя пятая колонна. Вспомним, как при отсутствии экономической гибкости и дальновидности, при откровенном саботаже, неповоротливости военных чиновников и утечки информации из недр "Росвооружения", "Промэкспорта", и других структур были сорваны многие контракты. В качестве примеров можно привести следующие примеры:

  • Бразилия готова приобрести вертолеты Ми-24 MB, но с обрезанными консолями, усиленным бронированием, с установкой системы управления полетами в ночное время;
  • Индия готова приобрести истребители МиГ-21, но с ракетами Р-72 и БРЛС "Копье";
  • Сирия готова приобрести танки Т-55, но с усиленной защитой от средств воздушного нападения;
  • Бангладеш, Индонезия и некоторые другие страны готовы приобрести МиГ-29, но с улучшенными характеристиками двигателей (моторесурс должен быть свыше 500 часов, а экологические характеристики должны быть улучшены);

Египет, Сирия, Югославия готовы приобрести зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-75, С-125, С-200, но с измененной элементной базой и улучшенным программным обеспечением. Но и это еще не весь список прежних неудач и недостатков России на рынке вооружений. Так, негибкая система ценообразования на предлагаемую продукцию привела к тому, что в ряде случаев Россия потеряла выгодные контракты:

  1. Индонезия предлагала за тральщики пр. 266 МЭ 6-9 млн. долл., до 50 % суммы планировалось оплатить бартером (чай, кофе, сахар). Предложение было отклонено на основании того, что бартер трудно реализовать. Себестоимость тральщика пр. 266 МЭ в 1992 г. составляла 1 млрд. долл. Потребности Индонезии были удовлетворены поставками кораблей из Германии - бывший флот ГДР.
  2. Перу изъявляла желание приобрести истребитель МиГ-29. Но российская сторона не согласилась на цену ниже 20 млн. долл. при том, что США предлагали F-16 за 16-18 млн. долл. В результате Перу приобрела МиГ-29, но у Белоруссии за 14 млн. долл.
  3. Индия планировала приобрести авианесущий крейсер "Горшков" за 1 млрд. 200 млн. долл. при условии, что 400-500 млн. будет потрачено на ремонт и модернизацию на российских верфях. Россия не согласилась на цену ниже 1 млрд. 600 млн. долл.
  4. Грузия планировала приобрести танк Т-55 у России. Цена России была 250 тыс. долл. за танк. Предпочтение было отдано Чехии, предложившей Т-55 за 500 тыс. долл. с учетом стоимости доставки их в Грузию.
  5. Украина практически вытеснила Россию с рынка боеприпасов в Центральной Африке, используя льготные условия оплаты и демпинговые цены.
  6. Казахстан успешно продвигает на рынки Юго-Восточной Азии МиГ-21 по цене 5 млн. долл., в то время как Россия предлагает аналогичную продукцию за 7-8 млн. долл.

Все это привело к тому, что Россия была вытеснена с целого ряда важных рынков. Но так было до войны. Теперь же есть возможность не только исправить свои ошибки, но и с еще большим энтузиазмом, решительно, без оглядки продвигаться на мировой рынок вооружений, в союзе или вопреки Украине. И в этом России уже сейчас помогают героические защитники Багдада и других городов Ирака родины древнего Вавилона. Предаст ли Россия по окончании войны своих союзников еще раз, отказавшись от военно-технического соперничества и конкуренции с США и их сателлитами, покажет время. Багдадское время.

По материалам Руслана Пастухова и информационных агентств.

г.Москва
27-28 марта 2003 г. 9-й день войны мирового Сиона с Вавилоном

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рожинцев
Светлый Князь
125-летию со дня рождения Олега Константиновича посвящается
27.11.2017
Первый Монарх Югославии
О жизни и убиении Короля-Витязя Александра I Петера Карагеоргия
18.12.2008
Король Дании Фредерик VII Ольденбург
197-летию со дня рождения посвящается
07.10.2005
Император Павел I - покровитель Русской Церкви
251-летию со дня рождения Государя Императора Павла I Петровича посвящается
03.10.2005
Все статьи Александр Рожинцев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30