itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Подвели под монастырь

Религия 
0
157
Время на чтение 4 минуты
В феврале 1920 года во Владивостоке появилась одинокая и замученная долгой дорогой монахиня. Это была матушка Руфина, бывшая настоятельница монастыря в Чердыни. Спустя некоторое время она встретила своих православных сестер (в пути они заболели тифом и были оставлены на попечение женской обители в Чите). Матушка Руфина смогла угостить их караваем, она отдала за него 400 тысяч рублей - все свои деньги… Пройдет совсем немного времени, и матушка Руфина примется строить здесь, на краешке еще белой России, женский монастырь.
До сих пор на владивостокском Морском кладбище среди могил еще можно увидеть остатки его фундамента…
Но сначала в одной из квартир на 7-й Матросской улице игуменья основала подворье в честь иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии-Путеводительницы. Так появился на свет женский монастырь, сыгравший огромную роль не только в России, но и в Китае и Америке. Помещение было маленькое - всего три крохотные комнатки да кухня, поэтому отправлялись только всенощные. Но игуменья Руфина не успокоилась и решила строить во Владивостоке собственное здание для женского монастыря. Первым делом она отправилась за помощью и советом в контору главного инженера-строителя Владивостокского порта, где ее встретил генерал-майор А. И. Исаков. Он внимательно выслушал игуменью и предложил взять на 20 лет в безвозмездную аренду четыре десятины Морского кладбища с небольшой церковью Божией Матери Всех Скорбящих Радости.
В марте 1920 г. монастырь был торжественно заложен. На время строительства 20 монахинь расположились в караульном помещении рядом с кладбищем. "Энергия матушки, - вспоминала позднее А. Мичурина, - снова развернулась во весь свой богатырский размах. Поместившись в крайней простоте и тесноте, матушка и сама погрузилась в работу, с трех часов утра уже находясь на постройке, и сестер вдохновляла на неустанный труд. Закипело дело. Вели сестры хозяйство, смотрели за могилами, помогали в совершении треб, рукодельничали".
Благосостояние возникающей обители росло. Росло и здание будущего монастыря. По замыслу матушки, оно должно было иметь три этажа. Первый, полуподвальный, предназначался под службы, второй - под жилье, а третий - для храма.
Стройка остановилась на втором этаже. Когда во Владивосток пришли красные, для игуменьи Руфины начались тяжелые дни. Один из владивостокских протоиереев успел предупредить монахиню о том, что подписан документ о ее аресте. Лишь тогда она засобиралась в Харбин.
Правдами и неправдами игуменья Руфина получила разрешение на выезд. Странницей, с узелком и посохом в руках пришла она в Харбин, где начала новое строительство. Сколько же трудностей ей пришлось вытерпеть на этом пути! Но несокрушимая вера в Бога, преданность идее помогли выполнить задуманное. Так появился монастырь во имя Тихвинской Божьей Матери. Позднее он был переименован в Богородице-Владимирскую женскую обитель. 26 августа 1925 г. (по ст. ст.) обитель перешла в помещение в Новом городе, где объединилась с домовой церковью бывшей гимназии Д. Л. Хорвата. 26 октября того же года состоялась первая литургия, которую провел митрополит Мефодий. Чуть позже под монастырь был куплен дом на Почтовой улице. В 1936 г. Руфина открыла отделение Харбинской женской обители в Шанхае, заведовать которым стала А. А. Мичурина, постриженная в монахини под именем Ариадна. После смерти Руфины в 1937 г. Ариадна была назначена настоятельницей монастыря в Харбине.
Митрополиты Платон и Феофил, архиепископы Леонтий и Арсений, а также другие священники в Америке неоднократно предлагали монахиням переехать в США, чтобы организовать монастырь подобно харбинскому, с собственным православным кладбищем, а также получить возможность воспитывать детей в православном духе и поддерживать пожилых людей.
"Что же касается переезда в Америку, - писала игуменья Ариадна, - то этот вопрос весьма сложен. Конечно, если бы была жива матушка Руфина, быть может, часть монастыря давно была бы уже в Америке. У нее на это был совершенно индивидуальный взгляд. Я же, приняв на свои плечи такую ношу, откровенно скажу, не решилась сразу привести в исполнение план почившей матушки. Переехать одной небольшой семье со станции на станцию часто бывает тяжело, а через океан даже невозможно, а если улыбается счастье единичным семьям, так и то лишь после массовых хлопот".
Расстояние, политические конфликты и другие проблемы затягивали решение этого вопроса. Наконец, в Сан-Франциско приехали инокини Евтропия и Агафья, которые нашли приют в Доме милосердия. Купленное ими здание было решено считать подворьем. В это время шла война, и всякая связь с Китаем прекратилась. В октябре 1942 г. Малый архиерейский собор решил согласиться открыть это подворье в Сан-Франциско на Фелл-стрит "на правах домовой церкви". Первой настоятельницей стала Евтропия. Через полгода состоялось торжественное освящение подворья, на которое собралось около 250 человек. Это богослужение проводил митрополит Феофил. "Ваша настойчивость, - сказал владыка, - твердость вашего характера и преданность делу показали, что в вас есть качества, необходимые для ведения подворья".
В 1948 г. в Сан-Франциско прибыла игуменья Ариадна с четырьмя монахинями. Она сразу же стала хлопотать о разрешении приехать в США оставшимся монахиням и сиротам, которые еще жили в Шанхае и Харбине. Со временем ее усилия увенчались успехом. Другим ее большим делом стало учреждение братства "Ревнителей православия". В 1959 г. был открыт скит имени преподобного Серафима Саровского, где устроили свечной завод и стали выпекать просфоры. В дальнейшем женский монастырь в Сан-Франциско успешно продолжил свою деятельность на ниве православия.
…Немало воды утекло с тех пор, когда бывший Владивостокский монастырь нашел себе приют на американской земле. В 1996 г. успокоилась душа игуменьи Ариадны, чуть позже ушла в мир иной игуменья Евтропия, кстати, тоже когда-то жившая во Владивостоке.
Порядки сан-францисского монастыря считаются одними из самых строгих в Америке. Правда, за последние годы здесь не появилось ни одной русской монахини. Это осложнило положение монастыря. Ситуацию усугубляют также разногласия в руководстве Русской православной зарубежной церкви, под юрисдикцией которого находится женский монастырь.
Насколько известно, монахини собираются покинуть Калифорнию. Как мне рассказывали в мой последний приезд в Сан-Франциско, новая настоятельница монастыря - православная японка решила продать всю монастырскую недвижимость, которая исчисляется не одним миллионом долларов, и перебраться с несколькими монахинями в штат Невада, где законы регистрации значительно упрощены. Таким образом, вероятно, и будет поставлена точка в истории монастыря, основание которого было положено более 80 лет тому назад во Владивостоке.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала краеведа В. С. Гришечкина.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии