itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Бегство от одиночества

Между сектантами и православными неофитами есть много общего

Новости Москвы  Религия 
0
147
Время на чтение 3 минуты
К новым религиозным объединениям можно относиться по-разному. С одной стороны, человек имеет право верить в то, что он считает нужным и правильным. С другой - последствия пребывания в секте бывают достаточно болезненными как для самого верующего, так и для его родственников и знакомых.
К счастью, есть примеры довольно удачного возвращения из подобных организаций. С одним из таких опытов мы хотим познакомить наших читателей.
Несколько лет назад моя близкая знакомая (назову ее Машей) стала активной "прихожанкой" Московского филиала Всемирного духовного университета "Брахма Кумарис".
Почти сразу поведение девушки стало меняться. Старым друзьям общаться с ней становилось все труднее. Она взахлеб рассказывала о своем новом окружении, призывала видеть в ней "только душу", воспринимая собственное тело как своеобразную темницу. Изменилась Маша и внешне. Она похудела, осунулась: членам духовного университета предписано мало спать и есть. При этом ее глаза светились абсолютным счастьем.
Вот что она впоследствии говорила о причинах своего обращения: "У меня был период полного одиночества, глубокой депрессии и безуспешных поисков смысла жизни. Мать была самым близким человеком, который всегда меня поддерживал. Когда она ушла в "Брахма Кумарис", я почувствовала, что остаюсь совсем одна. Поверив ее восторженным отзывам, я тоже решила пойти туда. Я ждала увидеть людей, которые стремятся найти себя, Истину, Бога и обрести новые силы ради того, чтобы сделать наш мир лучше".
Для нас, ее близких знакомых, наступил довольно сложный период. Первое, что осознаешь в подобной ситуации, - это чувство абсолютной беспомощности. Конечно, в Москве есть несколько реабилитационных центров, но они могут реально помочь, лишь когда человек сам решил туда прийти. Я поехал к священнику Олегу Стеняеву, возглавляющему один из них, однако осуществить его рекомендации на практике было очень проблематично. Девушка не разговаривала ни о чем другом, кроме своих новых убеждений. Я пытался переключить ее на другие темы, стараясь не вызвать подозрений.
Приходилось на ходу приспосабливаться к новым условиям, в которых общение оставалось еще возможным. Главной сложностью было научиться разговаривать с девушкой "на ее языке", пытаясь разделить радость от ее духовных откровений. Время шло, а ситуация нисколько не улучшалась, и нужно было найти силы отойти, немного успокоиться и наблюдать за происходящим как бы со стороны. Я начал обзванивать всех ее старых знакомых, просил поддерживать с ней хоть какие-то отношения. Нужно сказать, что они оказались на высоте, и, как потом вспоминала Маша, это сыграло определенную роль в ее возвращении. По ее словам, "странным поначалу было то, что далеко не все мои знакомые приходили в восторг от моих сбивчивых эмоциональных рассказов о "чудесном месте". Это больно ранило. Особенно если кто-то открыто сомневался в моих словах. "Но это же правда! - хотелось кричать мне. - Они просто не могут врать! Если бы вы видели их чудесные глаза, доброту и тепло!".
Мне же, в свою очередь, немного помогал опыт общения с православными неофитами. Они вели себя похоже: та же экзальтация, желание спасти мир и обратить всех в свою веру. Характерным признаком этого были рассказы о чудесах и помощи свыше. Например, когда мать Маши была в Индии, там случилось страшное землетрясение. По ее рассказам, во всем городе уцелело только здание университета "Брахма Кумарис". Как и в случае с неофитами, открыто сомневаться в подлинности рассказов было занятием бесперспективным. Чтобы не стать объектом проповеди, с одной стороны, и не потерять хотя бы каплю доверия, оставшегося между нами, - с другой, я не спорил с ней, но просил уважать мои собственные убеждения.
В подобных ситуациях вступают в силу психологические факторы. Маша искала душевного комфорта, чувства безопасности, заботы, дружеских отношений. Естественно, "община" на первых порах дала девушке это ощущение единства, любви и подлинной "семьи". Однако со временем религиозная практика начинала требовать все больше и больше усилий: вставать было необходимо в четыре утра и до шести (это называлось "Час нектара") медитировать.
Вскоре Маша почувствовала себя гораздо хуже: отсутствие сна, недостаток питания привели к букету заболеваний. Кроме того, подавление свободы оказалось столь велико, что вызвало внутренний протест: "Никто не отвечал на мои вопросы, - рассказывала она. - Кое-кто прямо говорил, чтобы я перестала их задавать. Требование не сомневаться оказалось для меня невыполнимым". Религиозные постулаты и запреты должны были приниматься "на веру", что привело к внутреннему конфликту. Решающую роль сыграло и то обстоятельство, что у нее оставались друзья за пределами университета.
Наступил самый сложный этап борьбы за собственную свободу. В числе активных прихожан оставалась мать девушки. Маше пришлось выдержать сильное давление со стороны самого близкого человека: "Очень скоро наш уютный дом превратился в зону военных действий. Мучаясь от приступов анемии, я потихоньку начала есть мясо. Через три месяца, узнав об этом, мама заявила, что есть мы будем порознь. Я не менее непоколебимо отстаивала свою территорию и запретила ей говорить со мной на тему университета. Прошло уже три года, но до сих пор мама иногда забывает об этом, снова вспыхивает скандал".
Эта история, как и множество подобных ей, могла бы закончиться гораздо печальнее, не сумей Маша сохранить в себе остатки критического отношения к происходящему. Важна оказалась и помощь друзей. Когда человек уходит в секту, он обычно обрывает все свои старые связи. И мы, окружающие, подчас идем у него на поводу, не желая навязывать свое общение. Этого делать нельзя, если мы хотим дать ему шанс вернуться.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Зайцев
Православие в футляре
Многие "христианские" авторы сознательно стремятся изолировать себя и читателя от внешнего мира
15.01.2003
Положение церкви в России
РПЦ на рубеже веков: достижения и неудачи глазами статистики
01.07.2002
Все статьи Александр Зайцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25