Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Богатсво - для умножения добра

Святейший Патриарх  Кирилл  (Гундяев), Труд

15.03.2003


Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл …

- Уважаемый Владыко, вам, наверное, трудно будет не согласиться со мной в том, что мира на земле не было ни при земной жизни Иисуса Христа, ни потом, ни сейчас. Почему же? Я думаю, что так будет до тех пор, пока сохраняется огромный разрыв в уровне жизни людей и пока народы разделяются религиями, которые оправдывают богатых, а бедных только утешают.
Геннадий Зайцев,
(Екатеринбург).
- Если вы, Геннадий, имеете в виду то состояние Божия творения, при котором люди "перекуют мечи свои на орала, и копья - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2. 4), то соглашусь с вами полностью. Такого мира после грехопадения первых людей не было, нет и не будет вплоть до того, пока мы не увидим "новое небо и новую землю" (Откр. 31. 1).
И все же мир на земле есть - о его наступлении возвестили ангелы с рождением Спасителя (Лк. 2. 14). Господь Иисус Христос Своим воплощением, искупительными страданиями и крестной смертью разрушил преграду, воздвигнутую грехом между человеком и Богом, и дал возможность каждому, верующему в Него, вновь обрести единение со своим Творцом, какое может быть между любящим отцом и его детьми. То есть каждый, кто принимает Христа в свое сердце, обретает и мир с Ним, уже при жизни становясь причастником благодатного Царства Божия, где только и возможно торжество мира. А обретая мир с Богом, человек обретает мир с самим собой, и как следствие - со своими ближними и дальними. Но мы знаем, что Господь "в мире был, и мир Его не познал" (Ин. 1. 10). Эти слова апостола Иоанна можно отнести, к сожалению, не только к его современникам, но и к большинству из живущих сегодня людей. Так что истинная причина отсутствия мира между отдельными людьми, общественными группами, государствами - прежде всего в нежелании следовать за Христом, в неприятии Его, в отказе исполнить главную заповедь Божию: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим" (Мк. 12. 30), а вовсе не в огромном разрыве в уровне жизни людей. Разве не видим мы примеров непримиримой вражды и всепоглощающей ненависти как среди людей богатых, так и среди бедняков?
Что касается богатства и бедности, то сами по себе они не являются категориями нравственности. Поэтому Церковь и не оправдывает, и не осуждает человека лишь за то, что тот богат или беден. Важно, как человек к богатству относится: как к своей собственности, которой он может распоряжаться в соответствии со своими страстями и прихотями, или как к имению, данному ему Богом в управление, потому что только Бог - подлинный собственник и владелец всего, что есть в этом мире. Человек ответствен перед Богом за все, что ему дано. От того, будет ли он, как добрый домоправитель, заботиться о преумножении данных ему талантов, то есть использовать их для умножения добра, или же, подобно блудному сыну из известной евангельской притчи, промотает их "на стране далече" безо всякой пользы, и зависит его нравственная оценка. Конечно, состоятельные люди слишком часто делают из своего состояния идола, служат ему, забывая и о тех, кто рядом, и о Боге. Бог им уже и не нужен, они надеются только на себя, свои силы, свое имение. Потому-то и трудно им войти в Царство Божие. Именно к тем, для кого богатство стало самоцелью, объектом служения и поклонения, к тем, кто "собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк. 12. 21), и обращены грозные слова Спасителя: "Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение" (Лк. 6. 24).
- Могут ли в наши дни законные супруги вместе уйти в монастырь, как в давние времена это сделали благочестивые родители будущего Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского?
В. и Н. Осиповы,
(Ставропольский край).
- Это возможно и в наши дни, но, конечно, при соблюдении одного непременного условия: дети этих супругов (если они у них есть) должны ко времени пострига родителей обрести самостоятельность и не нуждаться в их помощи.
- Канонично ли, что верующий сегодня исповедуется, а на другой день причащается? Ведь до причастия он вновь может согрешить?
Э. Элиава,
(Ростовская обл.).
- Конечно, может, и не только за несколько часов, но и за несколько секунд, которые потребуются, чтобы подойти к Чаше сразу после исповеди. Поэтому нужно помнить, что никто и никогда не был готов принять Причастие, никто и никогда не заслужил его. Причастие есть дар Божественной любви, и потому подлинной подготовкой к Причастию является не проверка своей готовности, а осознание своей неготовности. Причастие принимается в смирении и послушании: "Понеже Ты хощеши жити во мне, дерзая приступаю..." Для православного христианина вполне естественно испытывать перед Причастием чувство глубокого благоговения, своего недостоинства и вместе с тем благодарности и радости, что Господь, несмотря на все грехи, недостоинства, немощи, дает возможность быть с Ним в этом Таинстве.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме