Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

РОССИЙСКИЕ МАСТЕРА «СВЕТОПИСИ»

А.  Энглези, Московский журнал

01.03.2003

Он будет неизбежно кратким и пунктирным, наш исторический экскурс, - скорее напоминание, чем подробный рассказ: последний потребовал бы солидного тома.
Фотографию изобрели в 1830-х годах во Франции. Едва ли не сразу же в Россию начали прибывать первые "дагеротиписты". Их продукция быстро завоевала популярность: к началу 1850-х годов в Москве и Петербурге действовало несколько десятков фотографических "салонов", "залов", "галерей", "заведений". Одновременно расширялась торговля "дагеротипными снарядами" - тогдашними фотоаппаратами. Скоро, пройдя выучку у иностранцев, заявили о себе и отечественные мастера "светописи". В 1867 году в Москве уже состоялась Всероссийская фотовыставка. Начинают выходит специальные журналы, среди них ежемесячник "Фотограф-любитель" под редакцией С.М.Прокудина-Горского - химика, ученика Д.И.Менделеева, стажировавшегося в одном из немецких университетов. Увлечение фотоделом стремительно распространялось по всей стране. В губернских - да и не только - городах один за другим открывались фотографические курсы. Практиковалось даже обучение на дому.
Среди русских появляются истинные мэтры - такие, как Алексей Осипович Карелин, учитель знаменитого впоследствии московского фотографа Франца Осиповича Опитца. Сразу два павильона - в Петербурге и Павловске - имел И.Ягельский, обладатель золотой медали Парижской выставки (1891). Солидную конкуренцию составлял ему Э.Брейер, работы которого в 1908 году были отмечены медалью "За труды и качество". Множества наград удостоились К.Булла, А.Лоренц, Г.Перл и другие. Лучшие из лучших получали, как сейчас говорят, те или иные "эксклюзивные" права: фотографировать членов императорской фамилии, известных артистов, писателей и музыкантов. Так, официальным Фотографом Московских Императорских театров стал И.Дьяговченко. А.Горштейн снимал К.С.Станиславского, В.И.Качалова; К.Фишер в 1911 году запечатлел выступление на сцене певца Л.В.Собинова, В.Тиле сфотографировал во время спектакля О.Л.Книппер-Чехову. Немало в этой области потрудился М.Настюков, державшый фотопавильон в Москве у Мясницких ворот - с филиалами в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах. Еще один москвич, хозяин фотосалона на Петровке Г.В.Трунов, рекомендовался как "Придворный фотограф Его Величества шаха Персидского, Его Величества короля Сербского, Его Высочества эрцгерцога Австрийского, Его Высочества князя Черногорского и Его Высочества наследного принца Швеции и Норвегии". Столь солидный перечень отнюдь не был рекламной уловкой (тогда такими вещами попробуй-ка пошути): до этого Трунов удостоился "благодарности Его Императорского Величества" (Александра III) и подарка Его Императорского Высочества Павла Александровича.
В Киеве одним из первых открыл фотоателье Ф.Мезер (1865). В числе его наград - золотые медали Парижской (1878) и Люксембургской (1890) выставок.
В Харькове развернули активную деятельность братья Блюм. Кроме собственно фотографирования, они выполняли самый широкий спектр работ - например, увеличение и реставрацию снимков. Ежедневно у дверей их мастерской выстраивались длинные очереди. Братья Блюм также были в числе Высочайше награжденных.
Севастопольскому мастеру С.И.Райнишу, медалисту Антверпенской и многих других выставок, довелось снимать членов царской семьи, за что он получал подарки от Государя Императора Александра III.
В Одессе мало кто не знал фотографа И.Антонопуло с Дерибасовской улицы, творчество которого было отмечено золотыми медалями выставок в Париже и в Афинах, где Антонопуло, кроме того, удостоился приза от греческой королевы.
В Костроме обосновался фотограф Г.Куракин, назвавший свое ателье "Большая Московская фотография".
В Могилевской губернии не знал себе равных в искусстве фотопортрета М.Фишман. В 1903 году он получил медаль "За трудолюбие и искусство", в 1907-м - высшую награду выставки в Вене, а через год - выставки в Париже.
Повторим еще раз: если бы продолжать список талантливых российских фотомастеров конца XIX - начал XX века, получился бы целый том. Эта тема, кстати, все еще ждет своего исследователя. Мы же только лишний раз напомнили о ее существовании, предложив читателю несколько образцов творчества фотографов, трудившихся в разных городах России рубежа XIX-XX столетий.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме