Отец Евгений (Чунин), иконом (управляющий) Клинцовско-Ржевской епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви: "Подход старообрядцев - участвовать в выборах"

Евразийское обозрение, №8

-Каково отношение старообрядцев и ста­рообрядчества в целом к политике, к политиче­ским процессам в России, и, в частности к вы­борам?
-По сложившейся христианской традиции Церковь стремится воздерживаться от участия в политических акциях. И это - я уве­рен - оправдано, ибо сами задачи Церкви по своему статусу превосходят любые, самые бла­гие политические планы и программы. Задачи напряжЈнной церковной деятельнос­ти ныне видятся нам на многие годы вперЈд, и не хотелось бы даже пытаться связывать их реализацию с нестабильным фактором политиче­ской конъюнктуры. С другой стороны, мы сознаЈм все реалии современной политической жизни, и готовы к плодотворному сотрудничеству с любыми об­щественными силами в реализации тех или иных богоугодных социально-политических программ. Но именно тогда, когда речь идЈт об их конкретно-временной реализации. Однако лично я считаю самым бесспорным и совершенным способом преобразования жизни к лучшему - каноническую церковную дея­тельность. И именно здесь вижу главное поприще для приложения собственных сил. Что касается "рядовых" прихожан на пери­ферии, то мне кажется, что большинство из них не очень интересуется и разбирается в полити­ческих нюансах столичной жизни. Их больше интересует банальный результат выборов: "если изберут того-то или того-то - интересно, сде­лают ли в нашем городе дороги? Закончат ре­монт больницы?" и т.п. Вообще, мне кажется, народ устал от выбо­ров. Череда сменяющихся фигур разного уров­ня, с сохранением сценария - выдвижение но­вого кандидата, его смелые "походы в народ", горячие обещания "переделать жизнь к лучше­му" и... после избрания - полное забвение обещаний и вежливое уклонение от исполнения даже прямых просьб избирателей.., По этой причине большинство старообрядцев не верит в действенность выборов и мало чего от них ждЈт. Хотя исключения есть - некоторые священники, их единицы, сами имеют определЈнные политические предпочтения, и "мягко" навязывают эти взгляды прихожанам. В их приходах ситуация несколько другая. Более "политизированы", на мой взгляд, жи­тели столицы и крупных городов - в этом ска­зывается большее проникновение в городские старообрядческие семьи телевизора, да и более активное "политическое" общение по месту жи­тельства или работы.
-Влияют ли, на Ваш взгляд, выборы и их результаты на жизнь старообрядцев и может ли влиять, в принципе?
-Сами выборы? ЕщЈ одна не сов­сем приятная и малоинтересная процедура. На­до найти дополнительное время, и именно в Воскресный день - когда у активных христиан всЈ и без этого достаточно плотно заполнено. А уж пресловутый стандарт советского времени - собираться на выборы - "как на праздник", одеваясь только во всЈ самое лучшее - ныне, кажется, давно забыт. Ну, а результаты влияют на нашу жизнь лишь в той мере, в какой они, в принципе, могут повлиять на перемену внутренней ситуации в стране или вызвать изменение баланса сил.
-Участвуют ли старообрядцы в выборах и политической жизни? Определяется ли это кон­фессионально, либо каждый решает это сам для себя?
-Старообрядцы - народ законо­послушный, поэтому и общий "стандарт" подхо­да - участвовать в выборах. Мне никогда не приходилось слышать от старообрядцев призы­вы "не участвовать в выборах". Правда, кому-то могут помешать какие-то бытовые трудности - но это уже не "политический" момент.
-Каковы традиционные формы избрания власти у старообрядцев? Каковы формы избра­ния светской власти для старообрядцев мирян?
-Трудно что-то однозначное ска­зать на эту тему. Это уже - как бы строка из некоей политической программы. А у старооб­рядчества нет никакой политической програм­мы, т.к. оно все-таки держится принципа оста­ваться "вне политики". Лично я считаю, что са­ми механизмы наших выборов нуждаются в кардинальном изменении: они в подавляющем большинстве не обеспечивают выдвижение "лучших", а только - "финансовых воротил", демагогов и карьеристов. А такие люди - вовсе не те, кому бы можно было доверить управление страной (либо даже еЈ частью)...
-Каковы вообще традиционные институты власти для старообрядчества? Может ли яв­ляться, например, общинность - формой со­циального устройства для старообрядцев, аль­тернативой светской государственной?
-Теоретически может, наверное" но как она сегодня реально могла бы стать "аль­тернативой", на какой стадии из нашей жизни можно "выключил" государство - мне трудно представить.
Беседовал Валерий Строев

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий