-По сложившейся христианской традиции Церковь стремится воздерживаться от участия в политических акциях. И это - я уверен - оправдано, ибо сами задачи Церкви по своему статусу превосходят любые, самые благие политические планы и программы. Задачи напряжЈнной церковной деятельности ныне видятся нам на многие годы вперЈд, и не хотелось бы даже пытаться связывать их реализацию с нестабильным фактором политической конъюнктуры. С другой стороны, мы сознаЈм все реалии современной политической жизни, и готовы к плодотворному сотрудничеству с любыми общественными силами в реализации тех или иных богоугодных социально-политических программ. Но именно тогда, когда речь идЈт об их конкретно-временной реализации. Однако лично я считаю самым бесспорным и совершенным способом преобразования жизни к лучшему - каноническую церковную деятельность. И именно здесь вижу главное поприще для приложения собственных сил. Что касается "рядовых" прихожан на периферии, то мне кажется, что большинство из них не очень интересуется и разбирается в политических нюансах столичной жизни. Их больше интересует банальный результат выборов: "если изберут того-то или того-то - интересно, сделают ли в нашем городе дороги? Закончат ремонт больницы?" и т.п. Вообще, мне кажется, народ устал от выборов. Череда сменяющихся фигур разного уровня, с сохранением сценария - выдвижение нового кандидата, его смелые "походы в народ", горячие обещания "переделать жизнь к лучшему" и... после избрания - полное забвение обещаний и вежливое уклонение от исполнения даже прямых просьб избирателей.., По этой причине большинство старообрядцев не верит в действенность выборов и мало чего от них ждЈт. Хотя исключения есть - некоторые священники, их единицы, сами имеют определЈнные политические предпочтения, и "мягко" навязывают эти взгляды прихожанам. В их приходах ситуация несколько другая. Более "политизированы", на мой взгляд, жители столицы и крупных городов - в этом сказывается большее проникновение в городские старообрядческие семьи телевизора, да и более активное "политическое" общение по месту жительства или работы.
-Влияют ли, на Ваш взгляд, выборы и их результаты на жизнь старообрядцев и может ли влиять, в принципе?
-Сами выборы? ЕщЈ одна не совсем приятная и малоинтересная процедура. Надо найти дополнительное время, и именно в Воскресный день - когда у активных христиан всЈ и без этого достаточно плотно заполнено. А уж пресловутый стандарт советского времени - собираться на выборы - "как на праздник", одеваясь только во всЈ самое лучшее - ныне, кажется, давно забыт. Ну, а результаты влияют на нашу жизнь лишь в той мере, в какой они, в принципе, могут повлиять на перемену внутренней ситуации в стране или вызвать изменение баланса сил.
-Участвуют ли старообрядцы в выборах и политической жизни? Определяется ли это конфессионально, либо каждый решает это сам для себя?
-Старообрядцы - народ законопослушный, поэтому и общий "стандарт" подхода - участвовать в выборах. Мне никогда не приходилось слышать от старообрядцев призывы "не участвовать в выборах". Правда, кому-то могут помешать какие-то бытовые трудности - но это уже не "политический" момент.
-Каковы традиционные формы избрания власти у старообрядцев? Каковы формы избрания светской власти для старообрядцев мирян?
-Трудно что-то однозначное сказать на эту тему. Это уже - как бы строка из некоей политической программы. А у старообрядчества нет никакой политической программы, т.к. оно все-таки держится принципа оставаться "вне политики". Лично я считаю, что сами механизмы наших выборов нуждаются в кардинальном изменении: они в подавляющем большинстве не обеспечивают выдвижение "лучших", а только - "финансовых воротил", демагогов и карьеристов. А такие люди - вовсе не те, кому бы можно было доверить управление страной (либо даже еЈ частью)...
-Каковы вообще традиционные институты власти для старообрядчества? Может ли являться, например, общинность - формой социального устройства для старообрядцев, альтернативой светской государственной?
-Теоретически может, наверное" но как она сегодня реально могла бы стать "альтернативой", на какой стадии из нашей жизни можно "выключил" государство - мне трудно представить.
Беседовал Валерий Строев