В Финляндии епископа выбирают миряне

Руководство Лютеранской Церкви предпочитает называть ее народной

Религия 
0
142
Время на чтение 6 минут
Финляндия - одна из наиболее секуляризированных стран Европы. По численности населения, посещающего воскресные богослужения (2-4%), она вместе со своими скандинавскими соседями находится в конце списка европейских государств. Тем не менее около 90% новорожденных крестят, а в таинстве конфирмации, которой предшествует предварительная подготовка в приходе, участвуют не менее 93% всех подростков в возрасте 15 лет. Восемьдесят пять процентов от общего числа браков заключается в церкви, и более 30% населения принимает участие в церковных таинствах.
Показательно, что цифры эти остаются стабильными на протяжении последних 50 лет. Относительно стабильна и общая численность членов Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви: в начале 70-х годов в ней состояло 90% населения, в наши дни - 86%.
История возникновения
В Финляндии, которая с 1155 по 1809 год была частью шведского государства, Лютеранская Церковь окончательно сложилась в ХVI веке. Это произошло исключительно спокойно отчасти и потому, что Церковь не имела больших земельных или иных богатств, которые могли служить яблоком раздора.
В 20-е годы ХVI века одновременно с распространением лютеранства в Швеции с проповедями нового учения в Финляндии выступил финн Пиетари Сяркилахти, учившийся до этого в Германии. А реформатором Церкви в этой стране стал Микаэль Агрикола (1510-1557 гг.), сын рыбака, обучавшийся в Виттенберге, где он слушал проповеди Лютера и Меланхтона. Он написал первый финский букварь, перевел на финский язык и издал первую книгу псалмов, молитвенник и Новый Завет, а также отдельные книги Ветхого Завета.
Дело Агриколы продолжили его преемники: в конце ХVI - начале ХVII века на финском языке изданы псалмы, а в 1642 году - Библия. В 1640 году духовная школа в городе Або была преобразована в университет, готовивший священнослужителей, а со второй половины ХVII века при церковных приходах стали создаваться народные школы.
В 1686 году в результате завоевания Швецией новых земель принято единое церковное уложение, которое зафиксировало государственный статус лютеранства и полное подчинение Церкви королевской власти. Узаконивалось единоличное право короля назначать епископов. Отход от лютеранства карался лишением прав наследования и изгнанием из страны. Уложение предписывало приходскому пастору и пономарю совершать регулярные посещения прихожан на дому и проверять их умение читать Библию, что способствовало широкому распространению грамотности уже в ХVII веке.
Права и обязанности
Правовое положение Финляндской Лютеранской Церкви (ФЛЦ) стало меняться в ХIХ веке. По Фридрихсгамскому миру 1809 года, завершившему русско-шведскую войну, Финляндия была присоединена к России. В том же году на сейме в городе Борго (по-фински Порвоо), который присягал Александру I, царь обещал представителям сословий сохранить в неприкосновенности лютеранскую веру. Позиции Финляндской Церкви не были ослаблены. Более того, в 1817 году была признана церковная автономия Финляндии. Одновременно небольшая православная община также получила статус государственной Церкви.
Церковное уложение 1869 года подтвердило власть государства над Церковью: назначение епископов и настоятелей соборов оставалось в руках светской власти. Церковь же получила начала самоуправления. Законы, касающиеся Церкви, согласно этому уложению, принимались совместно церковными и государственными органами. Разрешался также выход из Евангелическо-Лютеранской Церкви при вступлении в какую-либо другую христианскую общину.
К этому времени в Финляндии уже обосновались баптисты, а в 1880-х годах появились методисты и Армия спасения. Это же уложение отделило школу от Церкви, а несколькими годами ранее произошло разделение церковного прихода и гражданской коммуны, которой теперь надлежало заботиться и о школе.
Конституция независимой Финляндии 1919 года провозгласила невмешательство государства во внутрицерковные вопросы. Однако назначение архиепископа и епископов осталось в компетенции президента страны. Закон 1923 года признал свободу совести, и у гражданина Финляндии впервые появилась возможность выйти из Лютеранской Церкви, не вступая в какую-либо другую общину, то есть остаться вне религии.
Сейчас в стране восемь епархий, в них насчитывается 600 приходов. Для практической работы епархии разделены на простерии (благочиния), объединяющие несколько близлежащих приходов. Недостатка в священнослужителях Финляндская Церковь в отличие от Шведской не испытывает.
Примерно 75-80% церковного бюджета покрывается налогом, который стабилен и составляет 1,25% от облагаемой налогом суммы. Этот налог взимается также и с предприятий. Дополнительный доход дает Церкви принадлежащая ей значительная, в том числе и земельная, собственность.
ФЛЦ ведает записью актов гражданского состояния и осуществляет надзор за кладбищами. Государство покрывает часть ее расходов (как и Православной Церкви), в частности по зарплате епископов и членов епархиальных советов, а также подготовке священнослужителей и учителей по религиоведению средних школ на богословских факультетах университетов в Хельсинки и Або. Там в 90-х годах XX столетия обучалось свыше полутора тысяч студентов, причем среди студентов богословских факультетов женщины составляли 47%.
Демократические преобразования
Глубокие демократические преобразования в социальной и политической жизни Финляндии после Второй мировой войны оказали влияние и на Лютеранскую Церковь. Они способствовали активизации движения за демократию в церковной жизни, за увеличение роли мирян в решении церковных дел и предоставление женщинам равных с мужчинами прав, в частности права быть посвященными в сан пастора.
Долгое время на церковных выборах миряне имели прав меньше, чем духовенство. В 1949 году они впервые получили право участвовать в выборах епископа. С 1954 года введены общие собрания мирян и духовенства в епархиях и простериях как подготовительный этап к Церковному Собору. Эти собрания, где преобладают миряне, с 1973 года получили право законодательной инициативы, ранее принадлежавшей только Церковному Собору.
Реформы последних десятилетий ХХ века усилили роль мирян не только в высших церковных органах, но и в приходах. С 1975 года председателем приходского собрания уполномоченных надлежит избирать только мирянина. Одновременно был ликвидирован отдельный орган - Собрание епископов. Его обширные функции были поделены между Церковным Собором и состоящим из 15 членов во главе с архиепископом Церковным управлением, на которое возложено решение текущих дел.
Дважды в год 108 делегатов Церковного Собора (64 из которых миряне) съезжаются для решения церковных дел. Законопроект, одобренный Собором, направляется через правительство в парламент, который не имеет права вносить какие-либо изменения, а может только принять или отклонить его.
В результате реформ ФЛЦ, оставаясь формально государственной, имеет систему собственных органов управления с широкими полномочиями и располагает относительной независимостью. Руководство Церкви предпочитает называть ее народной.
Дебаты о посвящении женщин в сан пастора продолжались в Финляндии более 50 лет. Особенно остро они вспыхнули в 1958 г., когда Шведская Церковь приняла на этот счет положительное решение. Но только в 1963 г. Церковный Собор ФЛЦ разрешил им занимать должность регента, органиста, а также лектора-проповедника.
Однако Церковный Собор 1986 г. принял наконец закон о женщинах-пасторах, и первые их рукоположения состоялись в марте 1988 г. Но борьба на этом не завершилась. Столичная епархия выступила с предложением, чтобы женщины наравне с пасторами-мужчинами могли избираться епископами. Но до сих пор в Финляндии в отличие от Швеции и Норвегии женщин-епископов нет. В 1990-е годы на службе у Финляндской Евангелическо-Лютеранской Церкви состояли 510 женщин-пасторов. В столичном приходе каждый четвертый пастор - женщина. Финляндия занимает первое место по количеству женщин, избранных в церковные органы, где они составляют 50%.
Что касается богослужений, то Церковь, учитывая изменения в современном обществе, постоянно их обновляет. Например, с конца 1980-х годов в Хельсинки регулярно проводится так называемая Томас-месса по имени апостола Фомы, как известно, имевшего "склонность к маловерию". Особенность богослужения в том, что оно открыто для всех и включает в себя некоторые литургические элементы разных христианских Церквей. В подготовке и проведении мессы наряду со священнослужителями активно участвуют и миряне. Из 50-75 человек, принимающих непосредственное участие в проведении такой литургии, только 5-6 - священнослужители, остальные же - добровольцы из прихожан, получившие на то разрешение епископа. Группа прихожан, ответственная за музыкальную часть службы, сама выбирает музыку и аранжировку песен. Профессиональные музыканты чередуются с любителями.
Такие службы более многолюдны, чем обычные, на них присутствует до 1,5 тыс. человек, и длятся они свыше двух часов. В конце 1990-х годов появился вариант Томас-мессы для семей с детьми, которая значительно короче (30-40 минут). Она проводится под специально написанную музыку, а куклы-марионетки рассказывают ребятам истории из Библии.
Финляндская Лютеранская Церковь также большое внимание уделяет социальным проблемам, учитывая интересы всех слоев общества, но особое значение она придает работе с детьми и молодежью.
ФЛЦ - член Всемирного союза Церквей и Всемирного лютеранского союза. В 1996 г. в финском городе Порвоо представители лютеранских Церквей Финляндии, Швеции, Исландии, Норвегии и Эстонии вместе с англиканскими Церквами Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии подписали экуменическое соглашение о сотрудничестве на всех уровнях. Священнослужители, рукоположенные одной из этих Церквей, могут служить в любой из остальных девяти, подписавших данное соглашение.
ФЛЦ весьма дружелюбно относится ко всем христианским конфессиям, находящимся в стране. Кроме того, сейчас беспрепятственно развиваются различные внутрицерковные течения, зародившиеся еще в ХIX веке и ранее. Например, с 1960-х годов ожил пиетизм, теперь неопиетизм как протест против модернизации Церкви; активно действуют представители различных религиозных течений фундаменталистского толка, насчитывающие около 100 тыс. приверженцев.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Чернышева
Добрые самаритяне
Церковь Швеции считает опеку над иммигрантами своим христианским долгом
10.02.2007
Все статьи Ольга Чернышева
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11