А пока нет внятных ответов на эти вопросы, "срабатывает" закон дикого рынка: есть спрос - будет и предложение. В результате - совсем свежий скандал вокруг учебника А. Бородиной "Основы православной культуры". 18 января "КП" рассказала о том, что эту книгу правозащитники обвиняют в разжигании межнациональной розни и даже подали иск в суд. Судья Мещанского суда Москвы отправил тексты в прокуратуру для дополнительного изучения... Тогда же мы пообещали подробнее рассказать о претензиях к книге, по которой уже учатся тысячи школьников.
Учебник - повод для споров
Книга Аллы Бородиной "Основы православной культуры" была издана в прошлом году тиражом 10 тысяч экземпляров и тут же разошлась-разлетелась по стране. Понятно - уроки православия сейчас проводят во многих воскресных школах, вводят новый предмет в школах частных и государственных. А учебника нет.
Но официально книга Бородиной допущена в школу не была, несмотря на надпись на обложке "Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий". Она лишь рекомендована Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской православной церкви. Статус у этого совета совсем не ясный. По закону учебники для государственных школ вправе рекомендовать только Федеральный экспертный совет - совсем другая организация.
Это и насторожило активистов Общероссийского движения "За права человека". Они передали книгу на экспертизу знающим людям.
Мнение "против"
Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Н. В. Шабуров:
- Рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни.
Рассуждения автора о еврейском народе не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: "Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем "невыгодно" и даже опасно, т. к. "гости" или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства?" (с. 13).
В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия.
Это заключение стало основой иска правозащитников в суд. Судья Аккуратова посчитала, что Останкинская межрайонная прокуратура обязана изучить учебник на предмет разжигания межнациональной розни. В начале января 2003 года книгой занялась прокуратура...
Мнение "за"
Сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры, кандидат юридических наук В. А. Бурковская:
- В книге подчеркивается значимость православия для русской культуры. Вместе с тем отсутствуют отрицательные эмоциональные оценки, унизительные характеристики представителей той или иной конфессии. Более того, подчеркивается, что "религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам во избежание разного рода недоразумений и конфликтов".
Правозащитники это решение собираются обжаловать. Грядет новое судебное разбирательство. Допечатка тиража приостановлена...
Дословно
Из учебника Аллы Бородиной:
"Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа... Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и земном благополучии, поэтому идея вечной жизни... была непонятна ему". Вопрос после параграфа: "Почему иудеи распяли Христа? Что мешало им понять духовный смысл учения Иисуса о Царствии Небесном?"
"Понятия "русский" и "православный" на Руси до ХХ века означали одно и то же... Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию".
"Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать ее, восторгаться, оценивать художественные достоинства".
Из почты "педсовета"
Дети очень легко идут к Богу. Если ребенок узнает две-три молитвы, он начинает себя уверенней чувствовать, видит защиту... Верующими детьми легче управлять, они знают, что есть Господь, который все видит и слышит.
Преподавать надо Закон Божий и азы православия. Вот только делать это надо аккуратно, постепенно. И посеянное семя даст всходы.
Матушка Наталья, храм Николая Чудотворца, п. Лебяжье, Кировская область.
В многоконфессиональном государстве не учитываются интересы различных религиозных течений, также веками истории доказавших свое право на жизнь. Министерству образования лучше ввести в школьную программу курс, направленный на то, чтобы дать представление об основных мировых религиях.
Людмила Лысикова, п. Хомутово, Орловская область.
Если дать власть православной церкви хозяйничать в школах, то ожидайте всплеска нетерпимости к инаковерующим. Пусть Библию, а не православие изучают в школах. Но факультативно.
Николай Кунцевич, Нижний Новгород.
От редакции
Во всех письмах о преподавании религии - и в тех, где поддерживают "ОПК", и в тех, где выступают категорически против, - прослеживается один мотив: беспокойство о судьбе молодежи. Поможет ли новый предмет воспитать нравственное поколение? Достаточно ли появления священника в школьных стенах, чтобы ребята научились правильно отличать добро от зла?
В ближайшее время "Комсомолка" планирует провести на эту тему "Круглый стол". Кого бы вы хотели видеть его участниками? Какие вопросы вы считаете важными для обсуждения?
Звоните нам в "КП" сегодня, 4 февраля, с 11 до 12 часов по московскому времени по тел.: (095) 257-51-41 или пишите в "Педсовет": "КП", ул. "Правды", 24, Москва, А-40, ГСП-3, 125993. Электронная почта: anfisa@kp.ru