itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВВ. АФАНАСИЯ И КИРИЛЛА

Новости Москвы 
0
188
Время на чтение 6 минут
Московская церковь во имя свв. Афанасия и Кирилла находится в тихом арбатском переулке Сивцев-Вражек, на углу Филипповского и Б.Афанасьевского, названного по этой церкви.
В советское время Филипповский переулок носил имя С.Т.Аксакова (см. нашу публикацию от 27 ноября п.г.) А Большой Афанасьевский с 1960 года назывался улицей Н.Мясковского, в честь жившего здесь профессора Московской консерватории, известного композитора, учителя А.Хачатуряна и пресловутого Д.Кабалевского. Только в 1990-е годы переулку вернули его старомосковское имя.
А еще раньше, до постройки каменного Афанасьевского храма в начале XVIII века переулок носил имя знатного домовладельца Ушаковского.
Древняя арбатская местность Сивцев-Вражек связана с важнейшими эпохами и вехами в истории старой Москвы. В далекую старину здесь был небольшой овраг, по дну которого весело бежала маленькая речушка, или даже ручей, Сивка. Она впадала в знаменитый ручей Чарторый, протекавший по линии правой стороны Гоголевского бульвара в Москву-реку. И Сивка, и Чарторый, давший всей окружной местности древнее название Чертольская, были заключены в трубу в XIX веке.
Поначалу в районе Сивцева-Вражка жили опричники, а потом "тяглецы" - селившиеся тут работники местных дворцовых слобод. Одна из таких слобод, Иконная, находилась поблизости, в соседнем Филипповском переулке, а у Большого Афанасьевского располагалась Старая Конюшенная слобода, простиравшаяся вплоть до Власьевского переулка близ Пречистенки.
А еще в старину здесь же находилось загородное подворье Кирилло-Белозерского монастыря, которому и приписывают основание Афанасьевской церкви в середине XVI столетия.
Раньше ее строительство относили к великому князю Василию III, повелевшему построить Афанасьевский храм в 1515 году своему придворному иностранному мастеру Алевизу Фрязину. Но ученые установили, что это была другая Афанасьевская церковь, построенная тогда в Кремле.
Скромная же арбатская церковь стала обыкновенной приходской, и старинные слободчане, как потом и обыкновенные горожане, жившие в ее приходе, не раз восстанавливали и обновляли свой храм.
Очень долгое время Афанасьевская церковь была деревянной, и известно, что она сильно пострадала в 1612 году от поляков, - так, что в документах 1631 года значится "новоприбылой", то есть новопостроенной.
И в 1684 году, когда все подобные древние храмы уже в большинстве своем были перестроены в камне, Афанасьевская церковь все еще была деревянной.
Только с 1722 года она значится каменной. Видимо, ее перестройка произошла во время сооружения в ней придела во имя Николая Чудотворца, который был устроен в 1710 году.
И, видимо с самого начала основания Афанасьевской церкви ее главный престол был освящен во имя Спаса Нерукотворного. А в честь святых Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла, как и в наши дни, существовал придел.
Только в 1856 году во время очередной перестройки церкви, по желанию почетного гражданина Бубнова, пожертвовавшего на нее свои средства, главный престол церкви был переосвящен во имя Воскресения Словущего. С тех пор он остался Воскресенским и в наши дни.
Скромная, тихая арбатская церковь, очень неприметная, притаившаяся в уголке в густой и извилистой паутинке чудных арбатских переулков, славилась и историческими зданиями своего прихода, и своими знаменитыми прихожанами. Именно их стараниями эта обычная приходская церковь и не раз возрождалась из пепла, и обветшавшая, обретала новый и красивый вид типичной старомосковской церкви.
И именно в ее приходе происходило много знаменательных и интересных событий в истории старой Москвы, и просто жили знаменитые люди.
На углу Большого Афанасьевского и Сивцева Вражка в приходе церкви еще в 1654 году стоял двор Андрея Ростопчина, предка знаменитого московского градоначальника в 1812 году Федора Растопчина.
В Большом Афанасьевском, 8, в доме, принадлежавшем княгине Горчаковой, в 1830-х годах жил известный русский философ Н.В.Станкевич. И здесь же с 1831 года собирался его знаменитый кружок, из которого потом вышли славянофилы, западники, и революционные демократы. Это его именем был когда-то назван переулок между Б.Никитской и Тверской, ныне Вознесенский.
А в доме N12 в том же арбатском переулке одно время жил С.Т.Аксаков с семьей. И сюда к нему, в Афанасьевский, его друг историк Михаил Погодин в 1832 году впервые привез Н.В.Гоголя.
И еще, как мы уже писали в указанной ноябрьской публикации, на месте нынешнего дома N 30 по Б.Афанасьевскому, стоял дом деда Салтыкова-Щедрина, московского купца Михаила Забелина, получившего в 1812 году потомственное дворянство.
Щедрин много раз бывал у него в детстве, и свои яркие детские впечатления описал в последнем произведении "Пошехонская старина". Оттуда, кстати, известно, что уже тогда не было строго соблюдения правила посещать свою приходскую церковь, и что в том районе особо "модными" среди дворянской знати считались церкви Николы Явленного на Арбате и Успения Богородицы на Могильцах близ Пречистенки.
А в приходе Афанасьевской церкви самое знаменательное событие произошло в январе 1831 года. Тогда в небольшом двухэтажном доме, стоявшего на месте современного дома N15 по Б.Афанасьевскому переулку, располагалась маклерская контора Хлебникова, где совершались сделки по найму московских квартир.
И именно в ней 23 января того года Пушкин оформил договор о найме своей первой семейной московской квартиры на Арбате - той самой, знаменитой, в доме N 53. Семейной, потому что нанимал ее Пушкин уже в ту пору, когда был женихом и ожидал через несколько дней венчания, так что готовил он именно семейный очаг. А чтобы установить это, исследователь москвовед С.Романюк проделал титаническую архивную работу.
Из сохранившегося договора известно, что Пушкин на полгода, до июля того же 1831 года нанимал дом, принадлежавший фамилии Хитрово: "каменный, двухэтажный, с антресолями и к оному принадлежащими людскими службами, кухнею, прачечной, конюшней, каретным сараем..." Стоило это ему 2 тысячи рублей государственными ассигнациями, а за порчу дома и в частности, за пожар он должен был бы выплатить 50 тысяч рублей, кроме того случая, если бы пожар произошел от молнии. В обязанности Пушкина входила даже чистка труб.
Это была первая и единственная сохранившаяся квартира Пушкина в Москве. Здесь 17 февраля 1831 года был устроен последний "мальчишник". Отсюда на следующий день Пушкин уехал в храм "Большое Вознесение" и привез на Арбат свою молодую жену. Их встречали, по русскому обычаю, с иконой, друзья Пушкина - князь Вяземский с десятилетним сыном и П.В.Нащокин.
Известно, что здесь прошли самые счастливые дни в жизни Пушкина - первые три месяца венчания, и что здесь он не написал ни строчки из творчества. А за весь 1831 год создал всего пять стихотворений.
Но уже весной жизнь поэта осложнили финансовые трудности: из-за непомерно больших растрат Пушкин был вынужден закладывать у ростовщика даже бриллианты жены. Да и весь московский высший свет относился к поэту недоброжелательно, распуская о нем обидные сплетни. Все это заставило Пушкина покинуть Москву и перебраться в Петербург в мае 1831 года, за два месяца до истечения срока договора, заключенного в конторе Хлебникова.
Этот дом в Б.Афанасьевском был снесен в 1910 году. А совсем неподалеку в переулке Сивцев-Вражек в несохранившемся доме N16 впоследствии жила Мария Александровна Гартунг, старшая дочь Пушкина, которую Лев Толстой изобразил в своей главной героине Анне Карениной. По настоянию Луначарского, престарелой женщине, работавшей в Елоховской библиотеке, назначили персональную пенсию в 1918 году, незадолго до ее смерти.
Наконец, на месте дома N 17 в Большом Афанасьевском имел владение отец известного декабриста, генерала М.Фонвизина, и близкий родственник Дениса Фонвизина, который часто останавливался тут проездом из Петербурга. Затем это владение перешло к отцу писателя В.Соллогуба. В конце XIX века здесь был выстроен новый дом, где потом жил художник Константин Юон.
Были в истории Афанасьевской церкви и печальные страницы. В 1970-х годах во время работ на ее территории во дворе были обнаружены старинные захоронения человеческих черепов. Появилась версия, что это погребенные головы казненных московских стрельцов: один из черепов даже держал в зубах иконку, значит, руки могли быть связаны или заломлены за спину.
Так или иначе, только это явно были следы древних массовых казней. А стрелецкие полки и в допетровское и в петровское время стояли в этой местности во множестве. Однако должного исследования не было проведено.
Церковь сильно пострадала при нашествия Наполеона, так что в 1815 году была почти полностью восстановлена тщанием своей прихожанки, полковницкой дочери Юшковой.
А уже в 1837 году она обновлялась вновь, на средства тех же арбатцев, генерал-майора Тютчева, московского купца Жукова и статского советника Выгодского. Их имена написаны были на памятной плите, которую в советское время передали в соседнюю Филипповскую церковь...
Храм свв. Афанасия и Кирилла был закрыт после революции и обращен в электромеханический завод. В тех же 1970-х заводик перевели из храма, а саму церковь стали реставрировать, собираясь перед Олимпиадой устроить там камерный концертный зал, даже с маленьким органом. Однако эта идея не была осуществлена.
В итоге в ранние 90-е годы храм вернули верующим. Cовсем недавно его внутренний вид являл печальную картину разрушения, но храм быстро стал известен среди московской публики своей книжной лавкой, долгое время одной из лучших в Москве, где можно было приобрести какую-нибудь новинку или редкость.
В настоящее время церковь действует.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Лебедева
Все статьи Елена Лебедева
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30