Эксперты ZENIT'а считают, что "политика Ватикана на международном уровне еще никогда не была такой активной, как сейчас. В частности, дипломатические отношения установлены с 177 странами - это вдвое больше, чем 25 лет назад, в начале понтификата папы Иоанна Павла II. Впрочем, с несколькими влиятельными странами, в частности, с Китаем, разорвавшим все связи с Ватиканом в 1957 году, с Вьетнамом и Саудовской Аравией дипломатические отношения до сих пор не установлены. Несмотря на это, правительство Вьетнама проводит ежегодные встречи с представителями Ватикана для решения спорных вопросов, касающихся свободы вероисповедания".
Главной целью международной политики Ватикана является защита свободы совести, свободы веры. Сначала речь шла только о католиках. Но в результате получается так, что, признавая права католиков исповедовать свою веру, то или иное государство оказывается перед необходимостью признавать принципы религиозной свободы вообще. Фактически, Ватикан защищает права верующих в целом, а не только католиков. В этом направлении заметный дипломатический успех был достигнут в 60-е годы, в худшие времена холодной войны. Тогда архиепископ Агустино Сасароли (будущий государственный секретарь Ватикана) на Хельсинском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе сделал заметный вклад в то, чтобы право религиозной свободы было признано странами Варшавского блока.
Учитывая активность Ватикана в делах защиты прав человека в разных странах, некоторые дипломаты считают, что Ватикан имеет полное право стать членом Организации Объединенных Наций, где сегодня работает его постоянный представитель с правом голоса, но без права голосования. В интервью в конце прошлого года государственный секретарь Ватикана кардинал Анжело Содано не отверг возможность полного членства государства в ООН, если это станет полезным, необходимым и возможным. Он, в частности сказал: "Сегодня это открытый вопрос, потому что для вступления в ООН необходимо согласие и рекомендации Совета Безопасности этой организации".
Кроме ООН, Ватикан принимает участие в работе других международных организаций, таких, как Арабская лига, Совет Европы, Организация Американских стран и Организация африканского единства.
Не все международные дипломаты считают правомерным вмешательство церкви в светскую политику. В интервью газете "Le Monde" французский дипломат Жан Гегино, бывший когда-то послом Франции в Ватикане, сказал: "Некоторых международных деятелей раздражают политические акции Ватикана; причиной раздражения являются те ценности, которые он поддерживает и о которых постоянно напоминает. Между тем, все больше и больше стран пытаются любым путем поддерживать отношения с Ватиканом, а также - пригласить и принять у себя Римского понтифика".
Со стилем международной политики Ватикана украинцы имеют возможность познакомиться на примере деятельности посольства Апостольской столицы в Киеве - нунциатуры. Деятельность нунция (Папского посла Ватикана) архиепископа Николы Этеровича отличается открытостью, в частности, СМИ; активным участием в важных научных семинарах и конференциях (за короткое время господин нунций хорошо вписался в научный истеблишмент столицы, занимающийся религиозными проблемами). А также, что сейчас наиболее важно для нас, толерантностью - в условиях, когда отношение к Католической церкви со стороны некоторых церковных и светских политиков иногда граничит с провокациями.
Позволю себе также выразить несогласие с некоторыми чертами политики Ватикана в нашей стране, которые были неоднократно озвучены высокопоставленными лицами Апостольской столицы, в частности, в их интервью газете "День". Речь идет об отношении к так называемым неканоническим украинским православным церквям - к УПЦ Киевского патриархата и к УАПЦ. Здесь, как известно, Ватикан придерживается принципа - "Признавать и иметь официальные отношения только с теми православными церквями, которые признаются мировой Православной". Сложно не заметить, что этот принцип входит в разительный контраст с либеральным отношением Ватикана к другим, "инославным" христианам (в частности, к протестантам) и к иноверцам - мусульманам, буддистам, иудеям и тому подобное. Причина подобной дискриминации известна - нежелание ухудшать отношения с православным Московским патриархатом. Между тем, сами ватиканские политики признают, что в этих отношениях политика уступок если и дает какие-то результаты, то только негативные. Обычно наблюдается следующая картина: Ватикан делает шаг навстречу - Москва отступает на два шага назад. Последний пример. Желая немного сблизить религиозную жизнь двух церквей, Католическая церковь России приняла решение праздновать День св. Георгия по старому стилю, вместе с православными. Информагентство "Радонеж" (РПЦ) так прокомментировало это событие: "Что за этим скрывается: "уважение к православным традициям", как объясняют католики, или желание мимикрировать под них с дальним прицелом? Время покажет".
А тем временем получается так, что Апостольская столица фактически поддерживает губительный раскол украинского православия.