Православие в футляре

Многие "христианские" авторы сознательно стремятся изолировать себя и читателя от внешнего мира

Новости Москвы  Общество 
0
164
Время на чтение 4 минуты
Более ста лет назад Антон Павлович Чехов дал точную характеристику персонажу, чье имя стало нарицательным для обозначения человека, трусливо и опасливо относящегося к миру: "У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было".
К сожалению, читая современную православную литературу, можно заметить, что "футлярность" - непременная черта нашего русского "христианства". По крайней мере многие авторы сознательно стремятся изолировать себя и читателя от внешнего мира, где царят "блуд", "ересь", а главное - вот-вот придет Антихрист.
Этого "долгожданного гостя" ждут с особым нетерпением и страхом и в недавно вышедшей "православной антиутопии" Юлии Вознесенской "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами". В своем предыдущем романе "Мои посмертные приключения" его героиня прошла мытарства, по дороге разделавшись со всеми бесами с помощью дедушки священника, ангела-хранителя и нательного крестика, а потом ненадолго попала в рай.
В последней книге предлагается уже откровенная "клюква", отражающая стереотипы "православных", которые кочуют из одного издания в другое ("Россия перед вторым пришествием", "Антихрист в Москве", "Православные чудеса последнего времени"). Содержание "шедевра" Юлии Вознесенской основано на сознательном противопоставлении России и Европы, столь милом многим "патриотам". Причем на Западе уже правит Антихрист, а в России восстановили монархию, и царь-батюшка с помощью дивеевской "канавки" спасает всех православных. Злобное мировое правительство вовсю клонирует людей, промывает им мозги и распускает нелепые слухи о том, что происходит за большой стеной, которой Европа отгородилась от остального мира. Произошли всевозможные катаклизмы, люди приняли печать Антихриста, носят пластиковые комбинезоны, едят синтетическую пищу, проповедуют эвтаназию.
Главная героиня Кассандра сперва живет на Западе, но затем едет в гости к бабушке, встречает там монахинь из России и отвозит в их обитель макароны, по дороге знакомясь с Леонардо - молодым человеком из Италии, владельцем небольшой макаронной фабрики. Через некоторое время девушка попадает в исправительную колонию, где ее пытаются превратить в "последователя Мессии". Эта часть романа, пожалуй, наиболее близка к классической антиутопии: заключенные делятся на "пчел" и "ос", первых постоянно бьют током за малейшую провинность, они должны работать, есть и спать в буквальном смысле под стеклянным колпаком, им запрещено разговаривать друг с другом, заключенные постоянно пишут доносы, получая за это маленькие поблажки, а отступников "осы" отправляют на съедение собакам.
Зато в России XXI века такого быть не может! Там царит "благолепие", освященное монархией. Православные монахини - образцы добродетели: они практически полностью обеспечивают себя, но бытовые трудности, в частности отсутствие муки, приводят к тому, что им приходится использовать макароны для выпечки хлеба и просфор. Обитель изображается здесь в виде островка, где поют, молятся, ставят свечки. Единственное, что абсолютно отсутствует, - упоминание о Христе. Все силы сосредоточены на том, как сохранить собственный мирок от посещения слуг Антихриста, которые, понятное дело, не дремлют.
Живущие здесь инокини и миряне сохраняют добрые старые традиции - даже в эпоху гонений они не позволяют женщинам ходить в брюках и стараются, чтобы Кассандра помогла им "за послушание". При этом они нежно любят всех приходящих и трудящихся "во славу Божию". За что удостаиваются от автора эффектного сравнения с необходимым в доме прибором: "этакие ходячие трансформаторы Божией Любви: получают сверху и тут же распространяют во все стороны". Между тем "трансформаторы любви" нисколько не заботятся о том, чтобы хоть как-то откликаться на запросы окружающего мира. Пассивность, оправданная царством злых сил, заставляет их переложить все ответственные решения на мирян: "водитель дядя Леша" и Кассандра оказываются теми людьми, благодаря которым насельницы уходят в безопасное место в горах, оставляя главную героиню одну в своей обители "на растерзание" слугам Антихриста. Девушка целую неделю "прикрывает" монахинь и имитирует бурную жизнь: зажигает свечи во всех келиях и церквах, звонит в колокол. После целого ряда приключений и испытаний произведение оканчивается возвращением Кассандры в тот же монастырь и венчанием с ее воздыхателем Леонардо, который оказывается католиком.
Из текста непонятно, перешел ли он в православие или ему было позволено остаться в лоне "Церкви-сестры"? Однако "счастливый конец" наводит на грустные размышления. Дело даже не в том, что действия "монахинь" и "антихристиан" абсолютно схожи по своей сути. Если убрать всю псевдорелигиозную символику, то можно увидеть, как "ритуал" убивает все живое и свободное по обе стороны стены. И там и тут люди абсолютно уверены в своей правоте.
Одни славят тоталитарную власть и бьют током тех, кто не хочет соответствовать требуемым стандартам, другие к месту и не к месту восклицают "Слава Богу" и с упоением вспоминают о том, как все хорошо было раньше - в добром XX веке. Вся книга пронизана духом несвободы и страхом перед будущим. Но в таком случае Антихрист уже пришел, и Россия не стала исключением: сегодня борьба с дьяволом стала центром жизни некоторых иноков, которые озабочены лишь собственным спасением и сооружением новых футляров. Это типичная черта любого фанатика или неофита.
Как написал один современный публицист Георгий Дублинский: "Душа неофита крепка, как гранит, и глуха, как гроб". Конечно, в этих словах есть некоторое преувеличение, но то спокойствие и невозмутимость, с которыми и "положительные" и "отрицательные" персонажи православных текстов рвутся к победе над воображаемым врагом, свидетельствуют о полнейшем равнодушии к реальным человеческим проблемам: принять другого, почувствовать его боль. Поэтому в этом и других произведениях так натянуты и нудны диалоги, а духовное "перерождение" Кассандры сопровождается лишь сменой "коробочки" или "этикетки".
Конечно, это только литература, но и благочестивые брошюрки поют и воспевают "господина Беликова", холят и лелеют его невротический страх и безудержную агрессию. Идеальный герой этих авторов - воинствующий невежда, готовый ответить на все вопросы. Он уверен в "духовнике", который никогда его не подведет. В результате в реальном мире возникает "ботаническое богословие", когда на вопрос, почему до Преображения нельзя есть груши, но можно есть персики, "футляр" произносит: "Груши - семечковые, а персики - косточковые". В этой фразе - "закон и пророки" бытового православия.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Зайцев
Бегство от одиночества
Между сектантами и православными неофитами есть много общего
19.03.2003
Положение церкви в России
РПЦ на рубеже веков: достижения и неудачи глазами статистики
01.07.2002
Все статьи Александр Зайцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35