Как жить российскому еврею

У иудеев появилось социальное учение

Религия 
0
168
Время на чтение 6 минут
Вслед за православными и мусульманами российские иудеи разработали собственную социальную концепцию, в которой изложен взгляд еврейской общины на наиболее важные аспекты современной жизни. Документ разработан Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений России (КЕРООР). В его преамбуле говорится: "Мы надеемся, что еврейские организации, иешивы, школы, прихожане синагог, а также евреи, формально ни к каким организациям не принадлежащие, будут руководствоваться настоящими "основами" в повседневной жизни".
Авторы надеются, что концепция даст возможность еврейским общинам "определять свое отношение к новым вопросам, которые еще поставит жизнь". Однако пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин прокомментировал создание концепции следующим образом: "ФЕОР рассматривала вопрос о создании подобного документа, но отказалась от этой затеи потому, что, на наш взгляд, подобная концепция уже давно существует. Это такие вещи, как труды Рамбана и "Шулхан Арух" (законодательное руководство ортодоксальных иудеев). Конкурировать с ними нам явно не под силу, а заниматься плагиатом не с руки".
Концепция состоит из предисловия, введения и 23 глав, посвященных разным проблемам современной жизни. В конце предисловия приводится список направлений иудаизма, представленных в России, - ортодоксального и современного (прогрессивного). Консервативный иудаизм, обычно выделяемый в качестве самостоятельного направления, включается ими в состав современного.
Если завтра война
Самый большой раздел концепции посвящен отношениям иудаизма, общества и государства (гл. 9-14). С одной стороны, подчеркивается, что иудей должен любить свое отечество, но также напоминается, что он не должен и забывать своих братьев по крови, живущих по всему миру. Впрочем, лучше бы эта установка была сформулирована как-то помягче, поскольку при ее прочтении тут же всплывают набившие оскомину обвинения в двойной лояльности евреев.
В тексте концепции также прямо отмечена связь между Холокостом, созданием Государства Израиль и иудаизмом. Ведь если после Холокоста вера людей в то, что Бог не отвернулся от них, была подорвана, то с созданием Израиля она вновь возродилась.
В отношениях с государством признается необходимой и обязательной лояльность государственной власти и молитва за нее ради улучшения мира. Указывается, что в современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами, а его сотрудничество с иудаизмом ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. К областям сотрудничества относятся миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, диалог с органами государственной власти любых ветвей по вопросам, значимым для синагоги и общества, забота о сохранении нравственности в обществе, поддержка материнства и детства, благотворительность и социальные программы, наука, культура и здравоохранение, деятельность по сохранению окружающей среды, экономическая деятельность на пользу синагоги, государства и общества, работа еврейских СМИ.
Абсолютно невозможно сотрудничество в следующих сферах: политическая борьба в любых формах (в том числе введен четкий запрет на участие раввинов в выборных органах власти), ведение гражданской либо агрессивной внешней войны (что вступает в противоречие с пунктом о попечении и воспитании солдат), непосредственное участие в разведывательной и любой подобной деятельности.
Что же касается международных отношений, то здесь концепция предлагает решать все споры мирным путем на основе диалога при максимально возможном согласии сторон. Принятие решений без согласия стран, на которые эти решения оказывают прямое влияние, возможно только в случае агрессии или массового истребления граждан внутри страны. Объединения стран и народов, "особенно имеющих историческую и культурную общность" (видимо, имеется в виду Союз России и Белоруссии), приветствуются при том условии, что эти объединения не направлены против третьей стороны. Здесь еще раз выражено отрицательное отношение к культурным аспектам глобализации, поскольку, по мнению авторов концепции, правительства должны отстаивать духовную самобытность стран.
Отношение к другим религиям
В предисловии к документу четко фиксируется уважение к другим религиям и признание их "целостности и достоинства". Специально отмечается, что первые 11 глав Торы абсолютно универсальны, приложимы ко всей человеческой истории. Что же касается истории Авраама, то, по мнению авторов, он стал отцом не одной веры, но многих: иудаизма, христианства, ислама.
Там же приводятся основные условия, при соблюдении которых возможна взаимная "свободная лояльность" конфессий и государства: невмешательство во внутренние дела друг друга, свобода вероисповеданий, признание равенства религий перед законом, запрет любой дискриминации и розни по религиозному признаку (подобное вряд ли понравится тем государственным чиновникам, кто делит конфессии на традиционные и не очень), право собственности на объекты религиозного назначения, признание религиозными организациями легитимности власти. Еще одно требование - участие представителей религиозных организаций в обсуждении готовящихся государственных решений, затрагивающих интересы верующих - из-за расплывчатости может быть истолковано слишком широко и стать основанием для требований присутствия представителей религиозных организаций практически на всех совещаниях по важным вопросам.
Отношение к современному обществу
Отношение это, мягко говоря, весьма отрицательное, что, впрочем, неудивительно - современное общество мало соответствует идеалу верующего человека. Эмансипация от религии последних двух столетий рассматривается в основном с отрицательной стороны, поскольку она привела к исчезновению прежнего "дисциплинированного социального поведения", а также к тому, что общееврейские идеалы и ценности, находящие свое выражение, в частности, в религиозном языке и повсеместно служившие объединению евреев, очень скоро могут быть обречены на исчезновение.
Критике подвергаются как евреи диаспоры, которые "концентрируют свое внимание в основном на религиозных обрядах и обычаях", так и израильтяне (которых затем начинают именовать "израильские секуляристы"), рассматривающие создание еврейского государства как конечную цель существования евреев. И те и другие, забывающие о соблюдении прочих условий Синайского Завета, "являются евреями лишь частично". Современное общество помянуто недобрым словом и в главе 20 "Иудаизм и нравственность", где на него возлагается ответственность за разрушение традиционных семейных связей, сиротство при живых родителях.
В предисловии также говорится об опасности "приведения мира к единой культуре и цивилизации", что, по мнению авторов, является "оскорблением, отрицанием разнообразия - именно того, что творил и возлюбил Господь".
Семья, брак и здоровье
Глава 4 посвящена положению женщин в иудаизме. Она вполне может вызвать возмущение феминистских организаций, поскольку декларирует, что основная роль женщины заключается в том, чтобы вести дом, воспитывать детей. С другой стороны, она освобождается от части повелительных заповедей, которые должны выполняться в определенное время суток в общественном месте. Это же подтверждено в главе 20 "Иудаизм и нравственность", где четко заявляется, что приветствуя равноправие женщин, синагога в то же время "противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери".
Большим шагом вперед стоит считать официальное признание законными браков, заключенных между евреями и неевреями. Впрочем, основание для развода остается только одно - прелюбодеяние одного из супругов.
В документе выражено отрицательное отношение иудаизма к порнографии, которая охарактеризована как "эксплуатация полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях", она "низводит человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом". К сожалению, под ту же гребенку попали и программы полового просвещения и планирования семьи. Резко отрицательно концепция относится к абортам, считая их "угрозой будущему человечества и явным признаком моральной деградации".
Не обойдены молчанием такие "модные" сегодня темы, как клонирование и эвтаназия. Занятую позицию по вопросам клонирования можно квалифицировать как "золотую середину": допускается клонирование изолированных тканей и клеток организма в медицинских целях, но категорически отрицается полезность клонирования людей. Что же касается эвтаназии, то отношение к ней резко отрицательное. Авторы считают это явление формой убийства или самоубийства, а вину за случившееся часто, по их мнению, разделяют окружающие больного люди, оказавшиеся неспособными к состраданию и милосердию.
От сумы до тюрьмы
Вопрос о собственности рассматривается двояко. Признавая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования, авторы концепции предостерегают от чрезмерного увлечения материальными благами, пытаясь найти взвешенное решение между игнорированием материальных потребностей и психологией накопительства. Указывается, что материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым, а любую собственность нужно воспринимать как взятое у Бога в пользование или как дар Божий. Признается существование всех форм собственности. При этом указывается, что ни одна из них не является идеальной, поскольку оставляет возможность для хищений, стяжательства, несправедливого распределения плодов труда.
При этом в особый вид собственности выделяется собственность религиозных организаций. Авторы документа заявляют, что основной компонент ее формирования - это пожертвования верующих. Они выступают против какого-либо налогообложения, поскольку "любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед Богом и людьми".
Авторы также предлагают отменить смертную казнь. В тексте подчеркивается, что хотя такая мера наказания и прописана в Танахе (древнееврейской Библии), она не имеет должного воспитательного воздействия, делает непоправимой судебную ошибку и "вызывает неоднозначные чувства в народе" (здесь уважаемые составители концепции, конечно же, ошибаются, по крайней мере применительно к российским условиям, когда большинство населения (верующего и неверующего) выступает не только за оставление смертной казни, но и за ее более широкое, чем сейчас, применение).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Самуил Чарный
Нурсултан Назарбаев открыл самую большую синагогу Центральной Азии
Межконфессиональный мир в Казахстане поддерживается властью
15.09.2004
Евреи-сектанты
Они хотят и субботу соблюдать, и во Христа верить
03.06.2004
Шарон пошел против заповедей
Религиозные евреи считают, что израильтяне не имеют права отказываться от земель, дарованных им Богом
12.05.2004
Объединится ли еврейская община России
Некоторые ее лидеры весьма скептически оценивают перспективы слияния ФЕОР и КЕРООР
21.01.2004
Еврейская община на грани нового раскола
Объединение ортодоксов грозит нарушить традиционный баланс сил в российском иудаизме
29.05.2003
Все статьи Самуил Чарный
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии