В самом слове "ваххабизм", на мой взгляд, ничего обидного и презрительного нет. Классический ваххабизм - вполне респектабельное течение в исламе. Вопрос, насколько он совпадает с российским "ваххабизмом", еще предстоит выяснить. То, что труды основателя классического ваххабизма, саудовца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, российскими "ваххабитами" оцениваются высоко, это очевидно. Неслучайно в 1997 году в Баку ими был издан перевод его "Книги единобожия". Характерно, что на обложке издания он указан как Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими, и только в кратком слове об авторе, предваряющем книгу, можно узнать его "полузапретное" ныне в странах бывшего СССР полное имя.
Среди современных мусульманских авторов, особенно ценящихся российскими "ваххабитами", отмечу известного пакистанского мыслителя Абу аль-Аля Маудуди. Приведу одно из его характерных высказываний: "Ни человек, ни клан, ни класс, ни группа, ни даже народ в целом не имеют оснований претендовать на обладание суверенитетом. Аллах - единственный суверен, все остальные - его подданные". Примерно то же самое говорил мне в июле 1997 года в Кизилюрте лидер дагестанских "ваххабитов" Багаутдин Магомедов, когда я спросил его, что он думает по поводу дагестанских властей, которые отказывались регистрировать "ваххабитские" мечети и общины (джамааты). Багаутдин отвечал, что для него это не имеет принципиального значения: "Мы уже зарегистрированы Аллахом. Мы не хотим брать власть в свои руки, мы хотим, чтобы власть была в руках Аллаха".
К другим популярным среди российских "ваххабитов" мыслителей относятся основатель движения "Братьев-мусульман" в Египте Хасан аль-Банна и его преемник Сейнд Кутб, главные свои труды написавший в тюрьме, где он практически постоянно сидел при режиме Гамаля Абд-аль-Насера. Сейнд Кутб сформулировал концепцию о том, что правящие режимы большинства мусульманских стран возвращаются в состояние "джахилийи", то есть невежества, существовавшего до принятия ислама. Он призывал к реисламизации мусульманского мира.
На мой взгляд, приведенные примеры показывают, что так называемые ваххабиты в России опираются на различные, не всегда совпадающие источники. Среди российских "ваххабитов" есть и радикалы, и умеренные, диалог с которыми не только возможен, но и необходим. Лидер последних, дагестанский врач Ахмад-кади Ахтаев, даже развивал концепцию, согласно которой ислам и православие в российской цивилизации взаимно дополняют друг друга.