Берег<br>С праздником, кока-кола!

Общество 
0
155
Время на чтение 3 минуты
Приближается праздник. Добрый, светлый, долгожданный. Для многих он - главный в году. Сердце радостно узнает его по приметам: искристому снегу, смолистому аромату хвои, веселой суете в магазинах. "В Рождество все немного волхвы", - сказал поэт. Но нам, современным россиянам, давно пора задуматься - а что мы, собственно, празднуем? Какой день?
Сразу слышим ответ - так Новый год же! Чуть подумав, вспомним - Рождество, а после припоминаем, быть может, чье Рождество, чей день рождения мы так любим встречать каждый новый год. Две тысячи и два года назад в Вифлееме родился малыш, сын Марии, это событие и отмечает весь христианский мир.
Каждому празднику всегда присуща своя аура - атрибуты и символы его окружающие. Что кроме наряженной елки, снега есть главный символ Рождества, прихода которого так ждут дети, чья фигура занимает почетное место в каждом доме?
Веселый, седобородый дед в красной шубе и шапке, с посохом в руках и мешком подарков за плечами. Лукаво, озорно улыбающийся, краснощекий - живое воплощение здоровья, щедрости и удачи. Как и положено языческому божеству, он имеет спутницу (только не жену, как обычно, а внучку - Снегурочку).
Впору бы задать еще вопрос а почему этот дед - символ Рождества? Это что - состарившийся Иисус или Бог-отец? Ну как же, скажут, это ведь Санта-Клаус, святой Николай, Мир Ликийских чудотворец, покровитель всех плавающих и путешествующих. Вот и ответ! Правда, все равно непонятно - почему самого Христа представляет один из его святых подвижников. Ведь Бога может представлять лишь он сам - своим ликом, своим образом.
И далее, что вполне логично, следует еще один вопрос, последний: кто и когда решил, что Рождеству нужен именно этот символ? Похожий не на святого Николая, а скорее, опять-таки, на языческого бога, этакого Бахуса в северном варианте. До революции, сколько можно судить, Рождество представлял сам Христос, по крайней мере в католических странах. Трогательная фигурка младенца Иисуса и сейчас присутствует в храмах, вместе с изображением Богоматери, яслей, волхвов. Иногда делается пещерка из еловых веток, внутри которой помещается икона Рождества. Подарки детям приносила (руками родителей, конечно) добрая фея или ангелы - вспомним хотя бы "Отверженных" Виктора Гюго.
А краснощекий Дед Мороз? Мы недаром видим с середины декабря рекламу кока-колы, где главной фигурой является он. В начале тридцатых годов ХХ века, когда из-за мирового экономического кризиса продажи шипучего напитка резко упали, срочно понадобился новый рекламный ход, дабы восстановить пошатнувшееся благополучие. Предпраздничные распродажи - лакомый кусок для любой компании. И появился новый бэдж (разновидность фигурного девиза), который резко стимулировал покупательский спрос. А чтобы не очень резало слух среднестатическому потребителю, старика назвали не Санта-Кола (Господи, прости), а именем святителя Николая, благо родился святой за неделю до Рождества Иисуса. Откуда же является он? Да из Лапландии, страны вечных снегов приезжает каждый год на оленьей упряжке. И новый символ прижился на удивление быстро. Советская Россия в то время не праздновала Рождество, в ходу были иные боги, но ревниво присматривалась к западным достижениями. И вот с конца тридцатых годов у нас вновь появилась праздничная елка. Правда уточним, что отмечали пришествие очередного Нового года и не более того. А всяких там буржуазных Санта-Клаусов, Пер Ноэлей и прочих заменил свой, родной Дед Мороз из сказок, ставший вскоре "лучшим другом всей советской детворы". И надолго забыли мы о Рождестве.
Но грянули иные времена. Ветры перемен принесли, как дополнение к вездесущей рекламе, старого Санту. Правда, еще раз уточним, что это у них там - Лапландия, а у нашего своя родина - Великий Устюг.
Люди наши, как заметил известный сатирик, рады обилию праздников и поэтому с удовольствием дополнили свое православное Рождество - еще и католическим, 25 декабря. Но все же... человек не может жить в непрерывном празднике. Чередование их с буднями, дней радостных с днями печальными и должно составлять календарь. Каждый народ выработал свою череду розговений и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России пытался ввести свой праздничный цикл. Бог с ним, с политическим календарем, пусть хоть церковный останется у нас, какой он есть.
И символом его пусть будет тот, чье рождение мир славит вот уже две тысячи лет.
Что же до иных, то сказано: "Что пользы тебе от языческих кумиров, хоть они и раскрашены снаружи? Ведь пусты изнутри". Как часто хитрая подмена одного символа другим меняет и суть, и смысл происходящего. Будем радоваться празднику: прошел нелегкий год. Будем надеяться на лучшее в новом. Пусть водят хороводы веселой ребятни ставшие привычными Снегурочки и Деды Морозы. Но очнувшись от исторического беспамятства, не забудем впредь, чей приход в мир отмечаем, чьему Рождеству радуемся.
И когда взыгравшая плоть людская отыграет свое, когда все телеведущие и радиокомментаторы охрипнут наконец от поздравлений с годом "желтой козы", тогда, может быть слышнее прозвучит тихая рождественская песнь: "Христос рождается - славите..."
Воронеж
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Зайцев
Бегство от одиночества
Между сектантами и православными неофитами есть много общего
19.03.2003
Православие в футляре
Многие "христианские" авторы сознательно стремятся изолировать себя и читателя от внешнего мира
15.01.2003
Положение церкви в России
РПЦ на рубеже веков: достижения и неудачи глазами статистики
01.07.2002
Все статьи Александр Зайцев
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21