Почем звонит колокол

Религия 
0
217
Время на чтение 4 минуты
У фирмы "Италмас" в г. Тутаеве Ярославской области, пожалуй, самые долгие сроки выполнения заказов на небольшом, но специфическом рынке церковных колоколов. Да и эти сроки нередко срываются. Несмотря на явные недостатки обслуживания, "Италмас" не успевает справляться с потоком клиентов. И хотя ситуация на рынке не очень благополучная, объемы производства фирмы растут ежегодно вдвое. Свою продукцию она даже экспортирует в Югославию и Германию.
За последние пять лет спрос на церковные колокола вырос примерно в 1,5 - 2 раза. Ежегодно в России покупается колоколов общим весом 200 000 т - в 10 раз меньше, чем до 1917 г., говорит Андрей Дьячков, звонарь Школы архангельских звонарей, занимающийся также консультациями по купле-продаже колоколов. Этот товар можно заказать, в частности, на его сайте www.kolokola.ru.
Производством церковных колоколов занимаются у нас в стране всего пять компаний. В том числе московский завод ЗиЛ и НИИ неорганических материалов им. А. А. Бочвара. По словам Александра Шустова, начальника выставочной группы НИИ, в последнее время заказов все меньше и меньше. "Рынок литья находился на подъеме лет пять назад, когда по всей стране активно восстанавливались храмы", - объясняет он.
Литье колоколов - вообще неприбыльный бизнес, считает Шустов. "Его нельзя поставить на поток, колокол всегда льется под конкретный заказ", - говорит он. Однако именно это позволяет "Италмасу" конкурировать с более крупными производителями. "Они берут количеством, а мы - звуком", - говорит основатель "Италмаса" Николай Шувалов. По его мнению, потребитель такой продукции изменился по сравнению с 90-ми, когда "хватали все подряд" и часто колокол покупали ради внешнего вида. Теперь к такому приобретению относятся более серьезно, и каждому клиенту часто нужно изготовить колокол по индивидуальному заказу. Шувалов делает колокола, звучащие на определенной ноте: одному храму нужно соль-диез, другому - ля минор.
Его бизнес начинался как хобби. Знакомый священник попросил помочь найти колокола для местного Воскресенского собора. Но производители, к которым обращался Шувалов, отказывались. Тогда он решил попробовать сам. Устроил во дворе своего дома конструкцию из самодельной печи, тигелька, а также обычного пылесоса - для обдува огня. Конструкция взорвалась, окатив весь двор расплавленной медью.
Долгое время Шувалов не относился к отливу колоколов как к бизнесу: деньги он зарабатывал мелкооптовой торговлей овощами и фруктами. Но потом понял, что к торговле у него "душа не лежит". В 1998 г. он взял в аренду более 300 кв. м производственных помещений на Тутаевской льняной мануфактуре, купил б/у оборудование: токарные станки, кузнечный молот, сварочное оборудование. На 40 колоколов, которые он отлил в первый год, клиентов было найти нелегко. Убедить заказчиков старались наглядно: ездили по храмам с маленьким, весом 50 кг, колоколом и давали его слушать.
К тому моменту, как увлечение превратилось в бизнес, предпринимателем уже были перепробованы разные технологии производства. Пытались работать по современной технологии, по которой форму для литья делают из плотного картона или алюминия, экспериментировали с разными смесями, добавляли для вязкости сплава навоз. Но священнослужители были недовольны звучанием колокола.
Тогда Шувалов решил перейти на технологию, самую неудобную с точки зрения промышленного производства, увеличивавшую срок изготовления одного колокола до двух месяцев. Этот метод он почерпнул из книги Н. И. Оловянишникова. 90% всех сохранившихся с дореволюционных времен колоколов было произведено на его предприятиях.
По Оловянишникову, форма для колокола изготавливается из нескольких слоев глины. Вылепив основу и дав ей просохнуть, мастер кистью наносит еще до 30 слоев, каждый из которых должен высохнуть в естественных условиях. Таким образом достигается почти идеальная гладкость поверхности. Орнамент и текст наносятся воском и покрываются несколькими слоями специальной краски. Готовая форма разбирается на три части-круга, чтобы устранить недостатки. Потом ее вновь собирают - уже в литейной яме в земле. Трамбуют специальной горелой землей и заливают чугун. После заливки глиняную форму "выбивают". В результате такой многослойности на производство колокола весом 1,5 т уходит два месяца. У промышленных производителей - недели.
На второй год фирма Шувалова произвела уже 100 колоколов, и предприниматель вернул вложенные в бизнес 50 000 руб. В прошлом году "Италмас" выпустила 250 колоколов. В этом году объем продаж, по расчетам Шувалова, должен увеличиться вдвое - до 5,5 млн руб. Предприниматель выкупил арендованные цеха и собирается поставить новую печь. Время от времени компания выполняет заказы для зарубежных православных церквей.
Цена колокола определяется, исходя из массы. 1 кг сплава (на 80% состоит из меди и на 20% из олова) стоит от $11 до $14. В этом году Шувалов продал два 5-тонных колокола. Один купил храм Сергиева-Посада, а второй - Магаданская епархия. По словам Дьячкова из Школы архангельских звонарей, колокол весом 5 т стоит около $60 000. Но такие заказы редкость. "В основном идут небольшие заказы для сельских приходов. Инициатором выступает обычно какой-нибудь благотворитель, желающий преподнести подарок своей местной церкви", - говорит Дьячков.
Внутренние порядки в "Италмасе" также не очень современны. График работы, например, не такой, как у всей страны. Праздники вроде Дня Конституции и 9 Мая игнорируются - для сотрудников "Италмаса", которых всего 15 человек, это рабочие дни. Весь распорядок складывается в соответствии с церковным календарем. "Праздников получается много, но мы же еще и по субботам работаем", - оправдывается Шувалов.
Весь бизнес поделен между тремя братьями. Никакого особого распределения должностей нет - все занимаются всем. Но Николай как старший брат осуществляет основное руководство. Он считает, что никаких особенных принципов управления у него нет. "По-моему, мои требования самые демократичные, - говорит он. - Главное требование к работникам - чтобы не пили и были трудолюбивыми".
Моральных проблем по поводу того, что ему приходится продавать церквям, тоже нет. "Я считаю, что деньги - это мерило труда. Можно, конечно, и просто так давать, но тогда придется закрыть производство", - рассуждает он.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59