itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ТРАДИЦИИ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Интервью Ответственного секретаря Учебного комитета Русской Православной Церкви иеромонаха Петра (Еремеева) по итогам работы Коллегии Учебного комитета

Религия 
0
93
Время на чтение 8 минут

Ваше Преподобие, 11-12 декабря в Московской духовной академии состоялось заседание Коллегии Учебного комитета Русской Православной Церкви. Какие вопросы обсуждались на Коллегии?

Начнем с того, что Коллегия Учебного комитета - это новый орган в структуре управления духовным образованием нашей Церкви, созданный в начале этого года по благословению Святейшего Патриарха. В ее состав входят руководители основных подразделений центрального аппарата Учебного комитета, а также ректоры академий и институтов, подведомственных Комитету. Для участия в работе Коллегии приглашаются различные специалисты, а также представители духовных школ. Задача Коллегии - разработка решений и предложений Учебного комитета по наиболее важным вопросам духовного образования.
Главной темой Коллегии, работавшей 11-12 декабря в Московской духовной академии, был новый образовательный стандарт духовной академии и духовной семинарии. Вопрос о новом стандарте обсуждается уже достаточно долго, как на совещаниях ректоров духовных учебных заведений РПЦ и на Архиерейских соборах Церкви последних лет, так и в средствах массовой информации.
Вопрос этот очень важный, как для Церкви в целом, так и для самих духовных академий, семинарий и училищ, поэтому ему было уделено основное время работы Коллегии. Ведь на повестке дня не просто рядовое изменение в учебных планах духовных школ, а реформа всей системы духовного образования, каковых в истории отечественного духовного образования было не так много.

Каковы цели осуществляемой реформы духовного образования?

На общецерковном уровне вопрос о преобразованиях в системе духовного образования впервые стал обсуждаться с 1994 года. Как Вы знаете, Архиерейский собор 1994 года принял специальное постановление по вопросу реформы духовного образования. Оно предписывало до 2000 года подготовить духовные семинарии к переходу на новые учебные программы, реализация которых повышала бы статус семинарии до высшего учебного заведения. В том же году Святейший Патриарх Алексий II возглавил совещание ректоров духовных учебных заведений, где поставил перед руководством духовных школ задачу повышения качества образования. Специально отмечу, что из 45-ти духовных учебных заведений РПЦ, действующих в 1994 году, 40 были открыты в период с 1988 по 1994 годы, а значит, испытывали острую нехватку преподавательских кадров и учебных пособий, находились в тяжелом материальном положении. Вот в таких условиях, продолжая открывать новые духовные учебные заведения, Церковь приступила к реформе, а вернее будет сказать, к организации системы духовного образования.
Во исполнение решения Архиерейского собора 1994 года была создана Рабочая группа по разработке концепции новой системы богословского образования, на которую была возложена задача в кратчайшие сроки подготовить пакет предложений по реформированию духовной школы. К началу работы Архиерейского собора 1997 года Рабочая группа подготовила следующие предложения: духовная семинария из четырехлетнего становится пятилетним высшим учебным заведением, с существенным расширением круга преподаваемых дисциплин, академия же преобразуется в трехлетнее специализированное учебное заведение, в котором обучаются выпускники семинарии, имеющее целью подготовку высококвалифицированных специалистов в области богословия. Положения Рабочей группы получили одобрение Священноначалия, и уже с 1997 г. новая образовательная концепция начала реализовываться.
Таким образом, по окончании проводимой сегодня реформы духовного образования Русская Православная Церковь должна иметь три основных типа духовных учебных заведений: училище - 2-3 года обучения, семинария - 5 лет обучения, академия - 3 года обучения. Училища будут давать минимальное духовное образование; образование, полученное в семинарии, будет позволять рукополагаться в священный сан, а также вести преподавательскую деятельность; академии же станут учебными заведениями с узкой научной специализацией.
Таковы цели реформы, которая уже пять лет проводится Учебным комитетом в сфере духовного образования. Но вышесказанное не является законченным ответом на поставленный Вами вопрос... Дело в том, что сегодня та реформа, которую мы начали пять лет назад, сама нуждается в корректировке.
Еще в начале внедрения в жизнь новой образовательной концепции руководство Учебного комитета и члены вышеупомянутой Рабочей группы провели ряд совещаний и консультаций о возможности государственной аккредитации духовных учебных заведений. В своем докладе на Архиерейском соборе 2000 года Председатель Учебного комитета архиепископ Верейский Евгений сделал акцент на вариантах таковой аккредитации. На тот момент существовали только стандарты по направлению "Теология" (стандарты бакалавра и магистра), государственный же стандарт по специальности "Теология" был только в проекте. 5 февраля 2002 года Министерство образования РФ утвердило стандарт по специальности "Теология", что позволяет нам сегодня с большей свободой, используя все три государственных стандарта, подкорректировать реализуемую сегодня нашими учебными заведениями новую образовательную концепцию таким образом, чтобы семинарии и академии, выполняя требования государственных стандартов, могли пройти государственную аккредитацию и выдавали своим выпускникам дипломы государственного образца.

Отец Петр, не считаете ли Вы, что введение государственного образовательного стандарта в учебный процесс духовных учебных заведений нарушит сложившиеся традиции духовного образования, будет способствовать секуляризации духовной школы?

Конечно, проводимая реформа может вызвать у некоторой части церковного общества неправильное впечатление, что кто-то собирается вот так взять и сломать традиции церковной образовательной системы, заменить духовное образование светским теологическим стандартом. По правде сказать, мне приходилось слышать такие обвинения в адрес Учебного комитета. Хочу всех заверить, что никто из моих коллег не строит коварных планов разорения духовной школы, нет среди нас и наивных идеалистов, которые решали бы такой серьезный вопрос на голом энтузиазме. Все мы понимаем - цена вопроса слишком велика, чтобы решать его без тщательной проработки. Появлению обсуждаемых сегодня проектов нового образовательного стандарта духовных учебных заведений предшествовала кропотливая аналитическая работа многих специалистов в этой области. Особенно важно и то, что мы имеем десятилетний опыт практической деятельности именно церковного образовательного учреждения в рамках государственных теологических стандартов. Я говорю о Православном Свято-Тихоновском богословском институте, который входит в число высших учебных заведений, подведомственных Учебному комитету. Опыт этот неоценим.
В конце концов, сами теологические стандарты не являются для Церкви чем-то посторонним, навязанным. Кто его авторы? Что было взято за основу этих стандартов? Стандарты разрабатывались преподавателями ПСТБИ, большей частью являвшихся выпускниками Московской духовной академии, при деятельном участии представителей других духовных учебных заведений. Разработчики стандартов учли богатый опыт отечественной духовной школы и при рассмотрении, например, стандарта по специальности "Теология" вы не найдете кардинальных расхождений стандарта и учебных программ пятилетней духовной семинарии.
Милость Божия, что Министерство образования РФ утвердило именно эти стандарты в качестве государственных. Так что по сути, речь идет о том, чтобы правильно и грамотно вписать наши семинарские и академические учебные программы в рамки существующих теологических стандартов. Ведь мы же хотим выдавать нашим выпускникам дипломы государственного образца. Мы просто не имеем права лишать наших выпускников, проучившихся пять лет в семинарии по программе фактически идентичной государственному образовательному стандарту по специальности "Теология", возможности получать признаваемый в нашем государстве диплом. Не говоря уже о том, что затраты Церкви на духовное образование будут более оправданы, если выпускники наших семинарий и академий на равных правах с выпускниками аккредитованных вузов нашей страны, как получившие диплом о высшем образовании государственного образца, смогут полноценно участвовать в жизни нашего общества.
Одним словом, я не разделяю опасения тех, кто считает, что духовная школа утеряет связь с традицией духовного образования, применяя государственный теологический стандарт. Если честно, мне вообще не понятно, о какой точно традиции идет речь? Если мы говорим о сегодняшней семинарии и академии, то это ведь совершенно иные учебные заведения, чем одноименные им дореволюционные духовные школы. Да и семинария с академией начала ХХ века - это уже не те семинарии и академии, которые зарождались в XIX веке. Учебные программы, уставы, сам статус духовных учебных заведений постоянно менялись. Посмотрите на историю духовного образования в России - это же история постоянных реформ. Получается, что проводимая сегодня реформа - шаг вполне созвучный традиции отечественного духовного образования.

Практический вопрос. Какие изменения предполагается внести в реализуемую сегодня концепцию духовного образования в связи с предполагаемой аккредитацией духовных учебных заведений?

Проект нового стандарта будет дорабатываться еще некоторое время, после чего будет подан на рассмотрение Святейшему Патриарху. До утверждения проекта Его Святейшеством уместно говорить только о возможных вариантах изменений в существующем стандарте. Вариантов не так много. И хотя большинство членов Коллегии склонилось к одному определенному варианту, я все же расскажу о двух, на мой взгляд, в равной степени разумных и реалистичных.
Один проект таков: семинария - высшее учебное заведение с двумя отделениями, практическим и богословским. На Практическом отделении реализуется стандарт по специальности "Теология", срок обучения 5 лет. Соответственно, по окончании семинарии по этому отделению выпускнику выдается диплом специалиста. Это отделение для тех, кто хочет посвятить свою жизнь пастырской, церковно-практической деятельности. На Богословском отделении реализуется стандарт по направлению "Теология", срок обучения 4 года. По окончании семинарии по этому отделению выпускнику выдается диплом бакалавра. Тех, кто решит "схалтурить" и по этой причине выберет более короткий 4-летний срок обучения, ждет жестокое разочарование: бакалаврская программа предполагает глубокое изучение таких непопулярных среди нынешних "семинаристов-практиков" дисциплин, как латынь, древнегреческий, еврейский языки и др. Говоря по существу, на Богословском отделении, согласно этому проекту, смогут обучаться именно те, кто желает всерьез заниматься наукой. Таковые по окончании Богословского отделения будут иметь возможность продолжить образование в трехлетней (или двухлетней) духовной академии со статусом магистратуры. Проект предполагает возможность обучения в академии выпускников и Практического отделения. Скорее всего, тем, кто внезапно почувствовал тягу к науке, при поступлении в академию придется доказать серьезность своих намерений на вступительных экзаменах по древним и новым языкам и специальным богословским дисциплинам.
По прохождении государственной аккредитации таких семинарий и академий их выпускники будут получать дипломы государственного образца и, соответственно, смогут трудиться как на церковном поприще, так и в государственных учреждениях. Вот такой проект.
Другой проект предполагает реализацию в семинарии образовательного стандарта по специальности "Теология". После окончания такой семинарии (5 лет обучения) выпускник получает государственный диплом о высшем образовании (диплом специалиста), позволяющий наряду с церковным служением преподавать в образовательных учреждениях всех уровней. Что при этом становится с академией? Согласно этому варианту, академия включает в себя семинарию, равно как и иные подразделения, образованные на основе ныне действующих иконописной и регентской школ. Проект предполагает в перспективе выдачу государственных дипломов по соответствующим специальностям выпускникам всех подразделений академии. В структуру академии вводится двухлетняя специализация, за ней двухлетняя аспирантура. Выпускники семинарий при академиях и выпускники региональных семинарий, имеющих государственную аккредитацию, смогут поступать в аспирантуру, пройдя двухлетнюю специализацию в академии.
Еще раз оговорюсь, что это всего лишь проекты нового образовательного стандарта духовных школ, озвученные на Коллегии. Пока еще трудно сказать, какой именно будет модель новой системы духовного образования. Могу предположить, что к февралю-марту будет ясно, по какому точно стандарту наши духовные учебные заведения начнут будущий 2003/2004 учебный год.
Вопросы задавал Р.В. Тупикин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии