itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

У государства и Церкви много общих задач

Новая религиозная политика

Религия 
0
114
Время на чтение 4 минуты
Окончание
На сегодняшний день существует несколько вариантов конфессиональной политики. О том, какими представляются взаимоотношения государства с конфессиями, рассказывает министр по национальной политике РФ ВЛАДИМИР ЗОРИН.
- Владимир Юрьевич, на совместном семинаре Русской православной церкви и Российской академии госслужбы вы заметили, что нашему государству необходимо создать концепцию отношений с конфессиями. На каких принципах она должна строиться? Чем обусловлена необходимость?
- Сегодня государство и церковь (в широком смысле слова) переживают новый этап отношений, уникальный для российской истории. До 1917 года государство подминало под себя церковь, контролировало внутреннюю церковную жизнь, при советском режиме отношения власти с конфессиями были остроконфликтными. Нынешний этап можно охарактеризовать как сотрудничество государства и религиозных организаций в решении общих задач. Чтобы формализовать эти отношения, очень полезно иметь государственную концепцию по взаимодействию с религиозными объединениями и организациями. В нашей стране уже были приняты концепции по развитию спорта, реформе образования, национальной политике, а в сфере взаимодействия с конфессиями - пробел. Что касается принципов, основ такого документа, он должен быть продуктом согласия, отражать общий взгляд, сложившийся у различных общественных сил на этот вопрос. На сегодняшний момент существует несколько проектов концепции, в первую очередь - Российской академии госслужбы.
- Должна ли проводиться в новом документе идея предоставления государством определенных преимуществ так называемым традиционным конфессиям?
- Да, в некоторых из уже существующих проектах концепции действительно предложено отделять традиционные конфессии от недавно возникших. Понятие "традиционные конфессии" содержится и в действующем законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Я думаю, что государство действительно должно проводить углубленное сотрудничество с представителями традиционных для России конфессий, впрочем, не ущемляя при этом прав других религиозных объединений.
- Вам принадлежит идея создания госкомитета по взаимодействию с религиозными организациями. И какими должны быть его функции?
- Идея создания такого ведомства не моя, она была выдвинута в ходе подготовки к заседанию Государственного совета, на котором планируется обсудить вопрос противодействия проявлениям экстремистской деятельности. Я допускаю возможность обсуждения этого вопроса, но только при согласии исполнительной власти и конфессий. У нас существует Комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Это эффективный орган, но он призван решать только очень конкретные, практические задачи - возвращение конфессиям зданий, исторических памятников, налогообложение и пр. Новое ведомство могло бы заниматься стратегическими аспектами взаимодействия государства и конфессий. Сразу подчеркну - речь не идет о создании организации, подобной Совету по делам религий времен СССР, контролировавшего деятельность религиозных организаций. Это, к счастью, в прошлом. Я противник любого контроля со стороны государства за духовной жизнью людей, и в этом плане совершенно согласен с представителями Русской православной церкви, считающими, что нужен не контроль, а взаимодействие, мониторинг, анализ деятельности религиозных организаций, защита от тоталитарных сект.
Но в любом случае решение по этому вопросу может быть принято только с учетом мнения представителей конфессий, а у них нет единой позиции. Например, мусульмане активно поддерживают идею комитета, так как он, в частности, мог бы решить ежегодно возникающую проблему хаджа. Некоторые другие конфессии относятся к предложению настороженно. Думаю, вопрос о комитете обсуждать преждевременно, речь может идти лишь о возможном развитии этой темы.
- Насколько эффективно государственно-церковные отношения регулируются существующим законодательством, в частности, законом "О свободе совести и религиозных объединениях"?
- Недостаточно эффективно. Закон "О свободе совести" один, а проблем в этой сфере много, поэтому и законодательство нуждается в очень серьезном совершенствовании. Например, в законе не прописано, как наше государство должно осуществлять налогообложение учебных заведений религиозных объединений. Следует законодательно закрепить запрет на использование в деятельности религиозных общин методик, включающих гипнотическое воздействие на личность или применение наркотических и фармакологических препаратов. А как строить отношения с незарегистрированными религиозными объединениями? Они существуют, значит, тоже должны быть учтены в законодательстве.
Закон "О свободе совести" был принят пять лет назад, и жизнь за это время продвинулась вперед. После 1997 года отмечен бурный рост только официально зарегистрированных религиозных объединений: иудаистских - на 105%, протестантских - на 55%, православных (РПЦ) - на 26%. Это очень хорошо по своей сути, но требует осмысления со стороны государства в форме принятия новых нормативных актов и изменения существующих. Недостаток законодательной базы проявляется и в сфере религиозного образования. Смотрите, какую дискуссию вызвала инициатива Министерства образования о введении в школьную программу предмета "Основы православной культуры". Речь идет не только о православии. Например, в Поволжье надо знать и мусульманскую культуру, но в любом случае будет полезно введение таких курсов в школах в качестве факультатива, потому что именно религиозное невежество порождает экстремизм и радикализм. Если концепция государственно-церковных отношений будет принята, то в ней обязательно должен быть пункт о развитии религиозного об разования населения.
- В каких областях могут сотрудничать государство и конфессии?
- Общих задач предостаточно. Религиозное просвещение населения, гуманитарная помощь социально незащищенным слоям населения: детям-инвалидам, больным СПИДом и др. Крайне необходима совместная деятельность государства и религиозных организаций в противодействии различного рода экстремизму. Безусловно, заметно усилилась роль Русской православной церкви и других традиционных конфессий в деле духовного воспитания граждан, в решении гуманитарных задач, противодействии экстремистской деятельности, межконфессионального диалога. Все это очень положительные и нужные явления, которые будут безусловно содействовать развитию демократии, гражданского общества, защиты прав человека и в целом стабильности и развитию нашей страны.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии