Раскол в Зарубежной Церкви поделил ее на две неравные части

Митрополит Виталий нашел поддержку только у "катакомбников"

Религия 
0
165
Время на чтение 5 минут
Состоявшийся в октябре 2000 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви явился важной вехой в ее истории. В своих итоговых документах Собор с сочувствием отметил положительные перемены, происходящие в жизни Церкви на родине. Особенное одобрение членов Собора встретила канонизация Московским Патриархатом (МП) Собора Новомучеников Российских и Царственных мучеников. (В зарубежье они были канонизированы в 1981 г.) Архиереи высказались положительно по поводу некоторых пунктов принятой МП социальной концепции. В итоговых документах отмечено, что она "по существу перечеркивает "Декларацию" митрополита Сергия 1927 года признанием главенства Божиих заповедей над теми требованиями мирских властей, которые привели бы к нарушению религиозных и нравственных основ".
В резолюции от 24 октября 2000 г. члены Собора отметили, что две причины разделения Зарубежной Церкви и Московской Патриархии полностью или частично устранены. "Принимая во внимание все вышесказанное, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей считает, что на последнем Соборе Московской Патриархии были сделаны значительные сдвиги в отношении оздоровления церковной жизни в России. Этот первый положительный шаг Московской Патриархии на соборном уровне не может не вселять в нас надежду". Кроме того, соборным решением была создана комиссия по вопросам единства Русской Церкви.
Важно отметить, что впервые за более чем 80-летнюю историю Зарубежной Церкви ее архиереями были одобрены действия руководства Московской Патриархии, причем на соборном уровне.
Однако решения октябрьского Собора были неоднозначно восприняты клиром и мирянами Русской Зарубежной Церкви. Большинство отнеслись к ним спокойно и с пониманием, но раздались и голоса критики. Тем не менее до раскола дело тогда не дошло. Ситуация накалилась через год, когда возглавлявший Русскую Зарубежную Церковь Митрополит Виталий (Устинов) ушел на покой, а новым первоиерархом был избран архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурло).
События развивались стремительно. Для избрания нового митрополита в октябре 2001 года был созван внеочередной Архиерейский Собор. Во время заседания Собора группе людей, в последние годы окружавших престарелого Митрополита Виталия и имевших на него сильное влияние, удалось вывезти его в Канаду. Там в Монсонвильском скиту он отмежевался от всех решений Архиерейского Собора, заявив, что остается первоиерархом Зарубежной Церкви. Вскоре он совместно с единственным поддержавшим его епископом Варнавой совершил хиротонии нескольких архиереев.
Так было положено начало разделению Русской Зарубежной Церкви на РПЦЗ (Л) под руководством митрополита Лавра и РПЦЗ (В) под управлением Митрополита Виталия. Раскол оформился окончательно.
Подавляющее большинство духовенства и мирян за границей остались верны Архиерейскому Синоду во главе с митрополитом Лавром. К РПЦЗ (В) примкнули лишь несколько священников в Америке и Канаде и восемь клириков во Франции. В России сложилась прямо противоположная ситуация. Церковь Митрополита Виталия поддержали два епископа - Лазарь и Вениамин и около 60 священников, что составляет больше половины от числа всего духовенства, находящегося в России в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.
Такова внешняя канва событий. Попробуем разобраться, почему подавляющее большинство заграничной паствы Зарубежной Церкви поддержали митрополита Лавра, а в России произошло все наоборот? Кто и почему примкнул к Церкви, организованной Митрополитом Виталием?
Для этого совершим короткий экскурс в историю. С самого основания Русской Православной Церкви Заграницей ее паству в основном составила консервативно настроенная часть русской эмиграции. В этой среде всякое общение с "советами", с "советскими", в том числе и по церковной линии, считалось недопустимым. В свое время целую бурю в эмигрантской печати вызывали даже такие безобидные события, как гастроли в США балета Большого театра.
После падения коммунистического режима и прорыва железного занавеса ситуация изменилась. К этому времени умерли почти все участники "белой" борьбы. Отошли в лучший мир и многие представители "второй волны". Их дети и внуки, выросшие за границей, с удовольствием ездят в Россию, у многих из них здесь есть друзья. С другой стороны, эмигранты старшего поколения, всю жизнь мечтавшие увидеть возрождение России, радуются появлению хотя бы внешних его атрибутов, таких, как трехцветный флаг, двуглавый орел на гербе, восстановленные храмы.
Одновременно происходит процесс разбавления старой эмиграции вновь приезжими. В последнее время на постоянное место жительства за рубеж выезжают множество наших соотечественников. Во многих приходах они уже составляют большинство. Есть даже приходы, целиком состоящие из вновь приезжих. Необходимо подчеркнуть, что к отъезду за рубеж этих людей побудили причины в первую очередь экономического характера. Они оставили отечество в поисках лучшей жизни, а не по политическим мотивам. Это именно эмигранты, а не беженцы. В этом их принципиальное отличие от всей предыдущей русской эмиграции. Многие, приезжая в Россию, ходят в храмы Московского Патриархата и не видят в этом ничего зазорного. Старые эмигрантские споры им не нужны и не интересны. В этом кроется причина того, что подавляющее большинство заграничной паствы встретили спокойно решения Октябрьского Собора 2000 г. и поддержали курс, проводимый Архиерейским Синодом РПЦЗ.
В оппозицию встали те немногочисленные группы из старой эмиграции, которые еще живут прежними понятиями и не могут "поступиться принципами". Для них все осталось по-прежнему. Московскую Патриархию они считают безблагодатной, а народ, проживающий в России, - советским со всеми вытекающими отсюда последствиями. Истинно русскими, сохранившими неповрежденное православие, они признают только себя. Наиболее сильны подобные настроения во Франции, и самым характерным представителем этой группы является епископ Варнава (Прокофьев). К этой группе старой эмиграции примыкает и небольшая группа вновь приезжих, которые покинули Россию из-за неприятия того, что в ней сегодня происходит. Число их очень невелико. Прежде всего это "катакомбники", выехавшие за рубеж. Одним из них является викарий митрополита Виталия в Канаде епископ Владимир (Целищев).
Иная ситуация в России. Здесь Митрополита Виталия поддержали два епископа и большинство духовенства. В первую очередь это члены Катакомбной Церкви, в свое время присоединившиеся к РПЦЗ. Тоскуя по ушедшей в прошлое царской России, они не приемлют сегодняшнего состояния нашей страны и непримиримы по отношению к Московской Патриархии.
Те из духовенства и мирян РПЦЗ в России, кто перешел туда из МП, сделали это по причине недовольства курсом Патриархии. Многими из них движут не только соображения принципиального характера, но и опыт личных переживаний. Исходя из него эти люди отвергают всякую возможность сближения с Московской Патриархией, считая ее продуктом советского производства.
Дело осложняется еще и тем, что за десять лет существования приходов в России Архиерейский Синод РПЦЗ так и не смог организовать епархиальное управление в ее Центральной части. За это время на кафедрах Центральной России сменилось несколько архиереев с полномочиями "временно управляющего". В епархии они не жили, а лишь приезжали на несколько дней в году. Поэтому наибольший процент российских приходов, поддержавших митрополита Виталия, приходится как раз на Европейскую часть России.
Почти все приходы РПЦЗ в России подверглись в той или иной форме гонениям со стороны МП или со стороны светских властей, подстрекаемых все той же Патриархией. Поэтому многие чада Зарубежной Церкви в России восприняли решения Архиерейского Собора 2000 года как попытку договориться с их гонителями у них за спиной.
Проблема Зарубежной Церкви во многом заключается в ее "многослойности". Российская и зарубежная части РПЦЗ живут в совершенно разных условиях. Во многом различны и пути, приведшие российскую и заграничную паству в данную Церковь. Преодоление нестроений, возникших в Зарубежной Церкви, возможно только путем созидательной работы, направленной на налаживание церковной жизни в российских епархиях, укрепления доверия паствы к архиереям, разъяснения духовенству и прихожанам соборных и синодальных решений. Хочется верить, что печальные последствия нынешнего разделения постепенно будут преодолены.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Д. Анашкин
Приобретение или потеря?
Что принесет Зарубежной Церкви объединение с Московским Патриархатом
15.09.2004
Все статьи Д. Анашкин
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03