itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Первый художник последнего Рима

Дионисий в Третьяковской галерее

Общество 
0
155
Время на чтение 3 минуты
В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка "Дионисий, живописец пресловущий", посвященная 500-летию фресок в Ферапонтовом монастыре. Комментирует СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
Росписи нового монастырского собора в честь Рождества Богородицы Дионисий с двумя сыновьями выполнил за месяц с небольшим - с 6 августа по 8 сентября 1502 года. По-видимому, это была его последняя работа, потому что после нее его имя полностью исчезает из всех свидетельств, уступая место именам его сыновей. За плечами у престарелого иконописца была слава и завидная карьера, в которой нашлось место прекрасным заказам и от великого князя (иконостас Успенского собора в Кремле), и от видных иерархов, и от уважаемых монастырей. Получал хорошие гонорары - так, за иконописные работы в ростовском соборе в 1488 году митрополит заплатил дионисиевой артели 100 рублей (это в то время, когда на один-единственный рубль можно было широко жить как минимум месяц). По-видимому, работал очень плодотворно.
"По-видимому" - потому что сохранилось от него немного. Из 50 икон, представленных на выставке, безусловно дионисиевских меньше половины. Показанные книги и лицевое шитье тоже имеют довольно отдаленное к мастеру отношение. Другое дело - сами фрески, чудом сохранившиеся почти без повреждений и без более поздних записей. Их на выставке, правда, по понятным причинам показать не смогли, выставив взамен копии из собрания Третьяковки, в том числе доминирующую над выставкой модель центрального свода в масштабе 1:1 с изображением Вседержителя.
В целом набор экспонатов действительно впечатляет поодиночке, но за лесом художественных впечатлений встают деревья досужих вопросов - вот исполнилось полтысячелетия фрескам (и, вероятно, кончине мастера тоже), и никто не знает, какое место Дионисию отвести в современной картине национального прошлого. Ведь у репутации Дионисия (социально-идеологической, а не художественной, хотя последняя и была для искусствоведов предметом спора, но споры эти были в основном специальные) - судьба сложная и невеселая. С Андреем Рублевым все было яснее. Яснее судьба, яснее атрибуции, яснее мировоззрение, яснее творческая генеалогия. Да и сама его фигура, хотя это скорее парадокс: биографических свидетельств о Рублеве меньше, чем о Дионисии.
А Дионисию не так повезло. Во-первых, летописи летописями, а своего легендарного и препрославленного шедевра - своей Троицы - у художника не было. Только в 1910-е годы художественная общественность внезапно открывает для себя Дионисия, но черед настоящих исследований пришел только в сильно послереволюционное время. И тут уже Дионисий начинает обрастать совершенно ненужными легендами. Точнее, они были нужны, но отнюдь не для понимания его творчества, а для того, чтобы можно было об этом творчестве безбоязненно писать в учебниках или смело толковать на кухнях. Что говорить об учебниках, если даже Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1946 году вынужденно блистал следующей логикой: 1) у Дионисия фигуры величавых пропорций - значит, осознается рост государства; 2) люди изображаются нарядными и спокойными - значит, упрочняются представления о достоинстве человеческой личности; 3) изображается "рождение" и "младенец, играющий на руках у матери" (уникальные сюжеты для иконописи, что и говорить),- значит, возвышается значение семьи. Несколько позже бывали и более рафинированные гипотезы. Например, что Дионисий был адептом модной в Москве о ту пору ереси, которую легким движением исследовательской руки превращали в местный филиал итальянского Возрождения. Оттого-то, дескать, и монахом не был, оттого и баранину в монастырях кушал и умело лавировал между осифлянами и нестяжателями. И прочие интеллектуальные построения, по своему хитроумию и полной бесплодности сделавшие бы честь Умберто Эко.
Глядя на иконы Рублева, можно сколько угодно возводить его к античной традиции - не только стыдно не будет, но даже какая-то спекулятивная научная ценность, глядишь, образуется. Дионисий - дело другое, и нужно быть совсем отчаявшимся в своей познавательной способности человеком, чтобы провести хоть какую-то параллель между ним и его флорентийскими современниками. Эти плоскостные, абсолютно бестелесные святые, одетые в условно-декоративные наряды, опровергают любую мысль о развитии реализма. Такое торжество бестелесности даже к Византии подверстать трудно, потому что и там ведь бывали свои ренессансы, и на одном из них Византийская империя и кончилась. Но Дионисий - не аскет: в нем не чувствуется строгости, сухости и, самое главное, самоограничения. Он уважает канон, но мнет и гнет его, когда этого требует элементарная живописность,- это очень заметно по композиции тех же фресок, и, наверное, это же самое вменяли Дионисию тогдашние арт-критики в рясах, называя его "не точию иконописец, паче же живописец". Будь это любой другой иконописец, осталось бы это на его совести, и дело с концом. Однако Дионисий - не любой другой, а первый из крупных русских живописцев, сформировавшихся после крушения Византии и без оглядки на нее. То есть первый художник того самого Третьего Рима. Не то чтобы это было многообещающее начало. Более того, трудно утверждать, что это вообще было начало, а не прекрасный, полный обманчивой гармонии декаданс. Вряд ли безосновательно утверждал в свое время Павел Муратов: "После Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиева мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

С. Ходнев
Все статьи С. Ходнев
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40