Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ферапонтовская звезда

В.  Соловьева, Время MN

28.11.2002

Выставка условно приурочена к 500-летию "исполнения фресок Рождественского собора Ферапонтова монастыря". В экспозиции - 50 икон, 8 рукописных книг, 5 образцов лицевого шитья.
Кроме того, копии фресок, сделанные в разные годы и в разных манерах - от академического перфекционизма до экспрессивной скрупулезности реставраторов 60-80-х. В последнем разделе выделяются работы знаменитого копииста В.Гусева.
Теперь следует напомнить, что наследие "пресловущего" (то есть знаменитого) мастера сохранилось трагически плохо. Произведений, авторство которых несомненно, не более десятка. Да и то, учитывая известное обстоятельство, что само понятие авторства в средние века в России не являлось актуальным, мы можем говорить лишь о высоковероятных атрибуциях.
Зрителю выставки следует понимать, что фигура художника Дионисия - результат длившейся почти полтора столетия титанической работы по реконструкции. Благодаря этой ситуации "древнерусский сектор" науки об искусстве оказался самым фундаментальным и академически обоснованным. Но вместе с тем этот раздел науки стремительно приобретал сектантские черты, чему способствовали, конечно, советские идеологические обстоятельства. Что не мешало, впрочем, огромной популярности древнерусского искусства и некоторых его исследователей среди самой широкой публики.
Многое изменилось в начале 90-х, когда стала зарождаться новая идеология, и икона из области чистого искусства стала возвращаться в сферу чистого культа. Возможно, именно по этой причине выставок древнерусского искусства не было в отечественных музеях. Поскольку было неясно, как именно позиционировать эту культуру - как светскую или наоборот.
Понадобилось целое десятилетие, чтобы некоторый баланс восстановился. И сегодня выставка Дионисия, сделанная с максимальным научным тщанием, оказалась во вполне естественном контексте. Можно надеяться на внимание к ней любителей живописи и на то, что религиозная общественность найдет в себе силы воздержаться от намерения облобызать бесценные музейные экспонаты.
Более того, юбилейная экспозиция Дионисия для людей понимающих становится и своего рода политической акцией. Дионисий, последователь первого русского политтехнолога Иосифа Волоцкого, оказался очень к месту во времена строительства новой государственности. В начале XVI века, при Иване III, также главным интеллектуальным сюжетом эпохи было моделирование образа идеального государства, основанного на "праведном стяжании". Этот инвестиционно-привлекательный образ был разрушен с восшествием на престол Ивана Грозного. Но Дионисий застал лучшие времена. Высшим достижением его художественного и духовного проекта стали фрески Кирилло-Белозерского монастыря, вокруг которого на короткий период была создана Аркадия древнерусских интеллектуалов. Впоследствии это было названо "древнерусским Ренессансом".
Выставка, таким образом, становится зрелищем не только приятным, но и остросюжетным. Чтобы довести свои эстетические впечатления до кульминации, зрителю можно порекомендовать продолжить древнерусскую игру в бисер и, например, задаться вопросом, откуда на столбах Благовещенского собора в Кремле возникло изображение индийского царевича Иосафа.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме