ХРАМЫ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

0
435
Время на чтение 6 минут
Древнейший московский храм, освященный во имя святых мучеников-бессребреников Косьмы и Дамиана, "что в Старых Панех", сохранился до нашего времени. Закрытый и полуразрушенный, он находится в Китай-городе, в Старопанском переулке (дом N4).
История его восходит к далекой, седой средневековой старине - по легенде, в этом храме еще венчался Иван Грозный со своей шестой женой Василисой Мелентьевной.
В XVI-XVII столетиях здесь было урочище "Старые Паны", где находился польский панский двор, о котором упоминается еще в 1508 году, и жили поляки. Народ же нередко называл это место просто "Паны". Деревянная церковь сгорела в 1564 году и была выстроена в камне. Ее древнейшая часть - алтарь Космодамиановского храма, по которому до революции сам Китайгородский переулок назывался Космодамиановским.
Этот один из старейших московских храмов, отреставрированный в 20-х г.г. архитектором Д.П. Суховым - тем самым, который воспротивился сносу знаменитой церкви Иоанна Богослова на Тверском бульваре, был закрыт в 1930 г. В его полуразрушенном здании размешались разные учреждения, в том числе и ОРУД ГАИ, потом коммерческие фирмы. Он был всего лишь включен в список прочих объектов, предложенных для постановки на государственную охрану.
Самый известный в Москве храм во имя свв. Косьмы и Дамиана находится на Маросейке, на углу со Старосадским переулком, тоже в старину называвшемся Космодамиановским.
Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь.
Нынешнее здание построено в 1791-1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом N17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, - где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии.
Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана - святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов - в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм - совсем незадолго до построения одноименного в Москве.
Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления - главная в храме на Маросейке.
Наверно, стоит заметить, что надпись "свободен от постоя" на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат.
В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в "освободившемся" здании устроили склад, а во дворе-сквере - пивную, которую сломали в 50- г.г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует.
Еще одна церковь во имя свв. Косьмы и Дамиана находится в Столешниковом переулке, напротив памятника князю Юрию Долгорукому. Она примечательна тем, что стала, строго говоря, одной из немногих, если не единственной старомосковской церковью, чудом уцелевшей во время "социалистической реконструкции" Тверской улице в 1930-х годах.
Раньше переулок назывался Космодамианским, а до XVII века - Шубиным, и сам храм именовался церковью свв. Косьмы и Дамиана в Шубине. К сожалению, полузабытое, это старомосковское название восходит к очень далекой старине: вероятно, что здесь еще в XIV столетии стоял двор знатного боярина Шубы. Он был близок к великокняжескому двору и даже поставил свою подпись на духовной грамоте Дмитрия Донского. Другая же версия гласит, что здесь жили шубники, торговавшие шубами и мехами.
Кстати, была одна интересная народная примета: если "на Кузьму-Демьяна" в санях поехали (то есть выпал обильный снег) - быть суровой зиме. А по старому стилю их праздник отмечался 1 ноября.
В совсем далекой древности церковь называлась "на Ржищах" - по преданию, здесь находилось гульбище (место народных гуляний), где почему-то росла ржаная нива, - видимо, гуляние обретало здесь простор.
Точно, что эта церковь очень древняя и стояла здесь уже в первой половине XIV века, во времена легендарного боярина Шубы. Ее сохранившееся до наших дней каменное здание относится к XVII - XIX столетиям. В позднем средневековье коренится и нынешнее название местности, где она стоит - Столешники. Оно произошло от находившейся здесь в XVI-XVII в.в. слободе "столешников", которые изготовляли скатерти для царского двора.
Каменная церковь в Столешниках значилась с 1722 года, причем ее было разрешено достроить вопреки известному петровскому указу. Главный престол этого храма освящен в честь Благовещения, а в честь свв. Космы и Дамиана освящен южный придел. (Так часто бывало с московскими церквями в честь свв. Косьмы и Дамиана: их главный престол был освящен в честь двунадесятого праздника, а святым посвящался один из приделов.)
В 1812 году перед этой церковью французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах. Перед смертью те молились перед иконой Спасителя, изображенной на наружной стене храма.
Эта церковь в московской истории знаменита тем, что в 1910-е годы регентом ее хора был композитор духовной музыки П.Г.Чесноков.
После революции в 20-х годах храм закрыли, предварительно изъяв ценности, а затем и вовсе собирались снести, чтобы в соответствии с планом реконструкции построить на его месте многоэтажный жилой дом. Однако церковь уцелела и в настоящее время действует. Ей повезло.
К сожалению, многие и очень многие московские храмы в честь Косьмы и Дамиана были разрушены при советской власти. Космодамиановские церкви в старой Москве еще были на Таганке и в Замоскворечье.
Здесь является интереснейший исторический факт, который до сих пор и отчасти безуспешно пытаются разъяснить академики. На Руси святые Косьма и Дамиан почему-то считались еще покровителями... кузнецов и самого кузнечного дела, а также всех ремесел, связанных с металлом - котельников, серебряников, болванщиков, таганцев... Может быть, в вольной московской легенде речь шла попросту о металле - бессребреники защищают всех работающих, кто металл в руках держит?
Таким "металлическим" районом старой Москвы была Таганка. Само название этой местности произошло от "тагана" - металлического треножника для походной кухни, которые изготовляли здесь, в одноименной дворцовой ремесленной слободе. А рядом жили "болванщики", делавшие железные болванки, и кузнецы, и котельники дворцовой Котельной слободы, изготовлявшие котлы для варки пищи, и совсем рядом - серебряники - мастера Серебряного монетного двора, чеканившие деньги.
Неудивительно, что здесь, на Гончарной улице, рядом стояли сразу два слободских Космодамиановских храма. Их так и называли "Старый" и "Новый" - видимо, по времени появления. Хотя, конечно, факт такого соседства одноименных храмов вызывает любопытство - а почему?
Согласно легенде, эти церкви построили два богатых брата. Поссорившись, они разошлись, и один решил выстроить на этой улице, где уже стоял Космодамиановский храм, новую, свою собственную церковь, которая и стала называться "Новой". И освящена она была уже не в честь святых врачей, а честь других Косьмы и Дамиана, христианских мучеников, погибших за веру в Риме.
На самом деле первая ("старая") церковь свв. Косьмы и Дамиана появилась здесь, на Швивой горке, еще в XV веке, когда тут стоял Заяузский Космодамиановский монастырь, "что на Вражке" - небольшой овражек проходил с южной стороны церкви, которая, видимо, поначалу была соборным храмом древней обители. Этот монастырь вместе с Заяузской слободой завещал в своей духовной грамоте жене и детям князь Иван Патрикеев в 1498 году. Кстати, эти места в Москве были древнейшими и в преданиях восходят еще ко временам внука библейского Ноя, царя Мосоха, легендарного основателя Москвы: были у него жена по имени Ква, сын Я и дочь Вуза. Так и появилась Москва на реке Яузе, названные по их именам.
Самостоятельная приходская церковь свв. Косьмы и Дамиана появилась здесь примерно в конце XVI века, возможно, после упразднения монастыря. Она точно известна с 1657 года, когда в ней устроили придел св. митрополита Филиппа. После очередного пожара в 1773 году церковь была восстановлена тщанием богатого прихожанина, фабриканта Луки Девятова.
Угловой с Гончарной улицей 3-й Котельнический переулок, выходящий к Москве-реке, тогда назывался Старокосмодамиановским. А соседний 2-й Котельнический переулок до революции именовался Новокосмодамиановским - соответственно по храму "Нового". Этот храм также появился здесь до Романовых, но, скорее всего, просто был основан позже, чем древняя монастырская церковь.
В 1933 году его сломали и руины встроили в обычное городское сооружение, превратив старинную церковь... в шестиэтажный дом. На него можно "полюбоваться", гуляя по Гончарной улице, которая с 1919 года и до недавнего времени носила имя большевика Володарского.
А "Старый" храм Косьмы и Дамиана, немного переживший "Нового", был полностью снесен в 1936 году. Теперь на его месте - солидный "генеральский" дом, почему-то в последнее время часто "снимающийся" в кино. В принципе, неудивительно - его построил гениальный Л.В.Руднев, архитектор главного здания МГУ на Воробьевых горах.
Замосквореченские церкви Косьмы и Дамиана постигла та же участь. Одна из них стояла в Кадашах на Большой Полянке, которая в XVIII столетии по ней именовалась Космодамиановской улицей. Эта церковь с главным престолом во имя Рождества Богородицы была построена еще во времена Ивана Грозного, когда здесь основали Государев Хамовный двор - ткацкую слободу. После революции реставраторы-искусствоведы оценили храм как "не имеющий особого архитектурного значения", и в июле 1930 года он был разобран.
С его сломом связана одна из новейших московских легенд. В церкви был уникальный и, говорят, лучший в Москве резной иконостас в стиле барокко, сильно позолоченный. И будто бы органы ГПУ сожгли его, чтобы добыть "чистое" золото - и добыли на 7 тысяч рублей.
Другая замосквореченская церковь свв. Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках стояла на Садовнической улице (в советское время - ул. Осипенко).
В старину здесь жили садовники из Нижней Садовничьей дворцовой слободы Государева сада, который был разбит на Софийке и в районе нынешней Болотной площади. Они и возвели себе церковь - тоже еще до Романовых.
Церковь была закрыта, ограблена и разрушена в 1932 году. Теперь на ее месте - жилой дом.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Лебедева
Все статьи Елена Лебедева
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Советский недобиток
20.04.2024 10:53
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.04.2024 10:52
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22