Провести подобное мероприятие его организаторов заставила, можно сказать, сама жизнь - в СМИ (и в электронных, и в печатных) явно ощущается острейший дефицит материалов, в которых авторы хотя бы просто воздерживались от обливания собственной страны грязью. Свою задачу учредители конкурса видят "в поддержке тех творческих коллективов и авторов, которые систематически и на профессиональном уровне ведут работу по патриотическому воспитанию детей и молодежи, регулярно обращаются в своем творчестве к темам героического прошлого страны, активно участвуют в военно-шефской работе, проводят в эфире либо на страницах газет и журналов патриотические акции".
Сам конкурс проводился в два этапа - это позволило увеличить "отсев" претендентов и выбрать действительно самых лучших. На заключительный этап конкурса было представлено 197 телевизионных и радиопрограмм из 84 телевизионных и радиокомпаний и около 4 тысяч газетных и журнальных публикаций, присланных из 156 редакций периодических печатных изданий.
В ходе проведения конкурса выяснилось, что в большинстве своем журналисты рассматривают тему патриотизма как военно-патриотическую - в представленных работах преобладают воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, сюжеты о военных событиях в Чечне.
- Однако главная цель конкурса - привлечь телекомпании и печатные СМИ к освещению жизни нашего обычного современника. Жизнь страны, мирная созидательная жизнь ее народа - ученых, космонавтов, работников сельского хозяйства - этого, к сожалению, среди конкурсных работ очень мало, а ведь именно на этом воспитывается любовь к Родине, любовь к людям, - говорит член экспертной комиссии, заведующий кафедрой тележурналистики факультета журналистики МГУ Владимир Кузнецов.
В перспективе по ходу конкурса планируется проводить публичные семинары, просмотры и обсуждения работ его участников, что должно помочь преодолеть "военный перекос" в творчестве журналистов.
Говоря о критериях, по которым отбирались победители, председатель экспертной комиссии конкурса Борис Брацыло отметил, что в первую очередь внимание уделялось личности героев, фигурирующих в журналистских работах.
- Мы выделяли те работы, где показывается не столько видимое проявление героизма, сколько сам человек. Для нас более важны были биографии людей. Например, судьбы ветеранов, которые живут не только прошлым, но и сегодняшней жизнью. Победу в конкурсе одерживали преимущественно те материалы, в которых показаны учителя, наставники, жизнь школ, жизнь кадетских училищ, - говорит Борис Брацыло.
Любопытно, что "мастера пера и слова", работающие в провинции, оказались более талантливыми патриотами, чем их коллеги из центральных СМИ - во всяком случае, абсолютное большинство призов достанутся, по всей видимости, авторам из регионов. Судя по всему, у местных СМИ больше возможностей соответствовать критериям данного конкурса. Представители экспертной комиссии объясняют это спецификой регионального вещания. По их словам, от региональных компаний зрители ждут в большинстве случаев сообщений о социальной жизни своего края, области, города, а не горячих сенсаций.
По мнению Бориса Брацыло, в нынешнем году с помощью конкурса была проведена определенная "инвентаризация" возможностей СМИ.
- Говоря образно, в отечественных СМИ тема патриотического воспитания развивается с заметным "географическим перекосом", поскольку центральные СМИ уделяют теме патриотизма недостаточно внимания, - говорит Борис Брацыло. - В регионах же еще остались компании и журналисты, которые эту тему развивают, несмотря на то что она нерейтинговая, малодоходная.
Победители конкурса получат свои призы в конце ноября. Сам конкурс планируется сделать ежегодным.