Пришло время снимать чадру

Еще в XIX веке афганская провинция Бадахшан считалась "царством матриархата"

Общество 
0
158
Время на чтение 4 минуты
После многолетнего перерыва наконец-то состоялась экспедиция группы сотрудников Института востоковедения РАН в высокогорные районы Афганистана - в провинцию Бадахшан на северо-востоке страны. Наш путь лежал через несколько стран. Ожидание самолета в аэропорту Душанбе принесло массу интересных знакомств: на Памир летели профессор Бостонского университета с аспирантами, преподаватели Римского университета, а также туристы из Техаса. Несколько лет назад трудно было представить себе такое количество иностранцев, желающих попасть в Хорог. В советское время это было чрезвычайно сложно в связи со строгим режимом пограничной зоны, а в середине 1990-х годов - из-за бушевавшей в Таджикистане гражданской войны.
Як-40 шел почти вплотную к горам. Пролетая через Рушанские ворота, казалось, можно было рукой коснуться снежных шапок, покрывающих эти вечные горы. "Па-и мирх" ("Подножие бога Митры"), "Бам-и дунья" ("Крыша мира") - по-разному называли путешественники разных времен эти вечные горы. Памир издавна притягивал внимание завоевателей, купцов, ученых своими природными богатствами и особым географическим расположением. Через горы Памира лежат дороги в Афганистан, Индию, Пакистан, Китай. При развороте над излучиной Пянджа из иллюминатора самолета можно было разглядеть незатейливый быт приграничных афганских кишлаков.
Первая переправа в афганский Бадахшан находилась в его восточной части - Ишкашиме. Вторая поездка - в столицу провинции, город Файзабад, - проходила через высокогорные районы у озера Шева. Большое содействие нашей программе оказали сотрудники Исмаилитского центра по образованию и культуре и Программы гуманитарной помощи имама исмаилитов Ага-Хана IV "Focus". Благодаря сотрудникам этих международных организаций мы смогли вести обследования в бадахшанских селах, получать достоверную информацию о разных сферах жизни исмаилитской, обычно закрытой для чужих глаз, религиозной общины.
Исмаилизм - ответвление шиитского ислама - возник на раннем этапе истории исламской цивилизации. На Памир он проник в XI в., одним из первых его проповедников здесь стал Насир-и Хусроу. Память об этом проповеднике до сих пор бережно хранится среди исмаилитов Таджикистана и Афганистана, а к могиле Насира в афганской долине Йомган каждый год стекаются многочисленные паломники.
При переправе пограничники контрольно-пропускного пункта "Ишкашим" напутствовали нас словами: "Будьте осторожнее. Кажется, афганцы русских не очень любят". За многие годы наша группа стала здесь первой группой русских, переправляющейся на афганскую сторону. Но опасения оказались напрасными. На афганской стороне, будучи практически незваными гостями, мы были по-дружески встречены как представителями официальных органов власти, так и простыми жителями.
Сразу же направились к главе Управления внутренних дел Ишкашимского уезда командону (то есть "командиру") Абдул Боки, который предложил нам разместиться около своей резиденции, в "Хона-и чуби" ("Деревянном доме"). Дом этот знаменит на всю округу не только тем, что построен из дерева (здесь это - большая редкость), но и своей историей. Он строился в 1930-е годы специально для короля Афганистана Захир Шаха. Местные жители вспоминают, что король останавливался здесь, когда приезжал в Бадахшан поохотиться. Конечно, за многие годы здание обветшало. Когда-то здесь было электричество и прочие удобства, но теперь, как и в большинстве бадахшанских домов, по вечерам мы зажигали тусклую лампаду. Слабое мерцание огня освещало оставленные на стенах надписи моджахедов: "Да здравствуют яркие звезды джихада!"
Едва мы въехали на территорию Афганистана, как нас предупредили: "Вы можете задавать вопросы на любые темы, кроме политических. О политике говорить запрещено". Однако любая проблема, которой мы ни касались, была связана с обстановкой в стране. Политику являла собой даже женская чадра. Чадра или паранджа - явление совершенно нехарактерное для Бадахшана. Даже в конце XIX в. первые русские путешественники отмечали большой демократизм в отношении между мужчинами и женщинами в этой афганской провинции и называли Бадахшан "царством матриархата". Однако в первый же день нас поразила весьма печальная картина - заслышав шум машины, несколько женщин, идущих по дороге, отбежали в сторону и стали набрасывать на свои лица чадру.
На Памире чадра появилась в последние годы - после того как гражданская война дошла до Бадахшана. Исмаилитки сами переняли обычай носить чадру у соседей-суннитов для того, чтобы чувствовать себя хоть в какой-то степени защищенными. После того как мы прожили в Ишкашиме несколько дней, женщины окрестных селений перестали прятать лица от нас, то есть они уже не воспринимали нас как опасных чужаков.
Неоднократно мы встречали здесь афганцев, которые учились в России. С момента возвращения большинства из них в Афганистан прошло от пятнадцати до двадцати лет. Многие из них переехали в Ишкашим, Бахарак, Файзабад и другие бадахшанские районы под давлением обстоятельств - прежде всего спасаясь от преследований талибов. Эти люди радовались возможности вспомнить русский язык, на котором не говорили долгие годы. Многие просили написать о том, что "афганцы против ислама фанатиков и убийц".
Смена политических условий после разгрома движения "Талибан" создала предпосылки для налаживания экономических связей между населением таджикского и афганского Бадахшана. В районе Ишкашима уже открылся пункт приграничной торговли. До четырехсот торговцев с обеих сторон приходят дважды в месяц на берег Пянджа, чтобы обменять сэкономленную гуманитарную помощь, продукты и одежду на горюче-смазочные материалы. Аналогичный торговый пункт открыт и на участке Мургаба. В районе Хорога строится мост, который соединит афганский и таджикский Бадахшан. Очень многие афганцы и таджики уверены, что сближение народов, начатое через восстановление экономических связей, поможет преодолению изоляции Афганистана и вхождению его в мировое цивилизационное пространство.
Хорог-Файзабад-Ишкашим-Москва
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 16:41
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38