Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

АВГУСТЕЙШАЯ ХУДОЖНИЦА

В.  Погодин, Московский журнал

01.11.2002

В музейно-выставочном комплексе Московской государственной специализированной школы акварели С.Н. Андрияки развернута уникальная экспозиция под названием ?Искусство Великой княгини? - собрание живописных работ Ольги Александровны Романовой, а также исторические документы, фотографии, реликвии. Выставка, привезенная из Канады невесткой августейшей художницы, возглавляющей благотворительный фонд Великой княгини, дает представление не только о творчестве действительно незаурядного мастера, но и о судьбе дочери Александра III, которую Ольга Александровна, несмотря на все потрясения, сумела принять с благородным достоинством...

Ее детство прошло большей частью в Гатчине, где предпочитал жить Александр III. Рисовать девочка начала рано. Пробуждению и развитию врожденного художественного таланта способствовала поэтическая красота окрестностей и изысканность дворцовой обстановки, а также влияние отца, искренне любившего искусство. Дворец постоянно посещали известные живописцы М.Зичи и Л.Премацци, позднее - замечательный акварелист Альберт Бенуа. Уроки рисования вел художник-передвижник К.Лемох.

Из листов, созданных в Гатчине, на выставке представлены ?Дворцовый привратник?, ?Русский ветеран Н.Г.Щегол?, ?Часовой?, ?Дворцовый арап? и другие. В них еще ощущаются приметы ученичества. Вместе с тем стремление передать характерность позы, выявить пластику модели - налицо.

После смерти отца гатчинский дворец опустел. Между тем жизнь шла своим чередом. Великая княжна подросла, вышла замуж за принца П.А.Ольденбургского. Однако брак не сложился, супруги разъехались. Ольга Александровна много сил и времени отдавала делу благотворительности - и, конечно, не прекращала занятий живописью. Характерный пример ее творчества этой поры - полотно ?Осень в парке? (холст, масло), исполненное светлой грусти.

В 1914 году, с началом первой мировой войны, Великая княгиня уходит на фронт сестрой милосердия - работает в госпитале в Ровно, затем во Львове. Здесь застает ее Февральская революция. Ольга Александровна переезжает в Киев к матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне. Время до эмиграции в Данию - время тревог и волнений. На выставке демонстрируются несколько произведений периода войны и революции, в их числе выполненные масляными красками ?Сестра милосердия на прогулке?, ?Осенний ландшафт в Малороссии?, ?Река Днепр? и два акварельных листа ?Станица Новоминская?.

Жизнь в Дании, в уютной резиденции матери Видор (Хвидер) в окрестностях Копенгагена и на купленной позже под Копенгагеном ферме, была наполнена заботой о семье, о детях (еще в 1916 году Ольга Александровна вышла замуж за гвардейского полковника Н.А.Куликовского). Ольга Александровна по-прежнему много пишет - в основном свои излюбленные цветочные натюрморты и пейзажи (?Пионы перед домом?, ?Цветочная клумба в саду?, ?Сад Видора?, ?Набережная с цветами?, ?Балкон?, ?Старинный итальянский колодец в саду летнего королевского дворца в Видоре?). Постепенно ее работы получают известность. Ольга Александровна посещает выставки, следит за художественной жизнью Европы. Однако столь модные тогда модернистские течения в живописи не затронули ее - она понимала искусство не как конъюнктурную суету, но как высокое служение, оставаясь в современной ей западной культуре художником для немногих.

В 1940 году Данию оккупировала гитлеровская Германия. Семье, известной своей любовью к оставленной Родине, приходится жить крайне замкнуто. В эти годы Ольга Александровна создает ряд композиций (маслом) на тему России - Руси: монашеские скиты, старинные церкви...

В 1949 году семья переезжает в Канаду. Новые впечатления воплощаются в традиционно любимых мотивах: склоненные над водой кроны деревьев, зелень трав, даль полей под светлым небом, изгиб русла небольшого ручейка, заснеженный дворик с прислоненными к стене детскими санками, горячий свет солнца на дорожках сада, прозрачная глубина летних теней, томный жар летнего дня (?Ландшафт?, ?Ручей?, ?Уютный уголок в саду?, ?Сноп?, ?Няня?, ?Весенний пейзаж с мать-и-мачехой?, ?После стирки?).

С возрастом Ольга Александровна, затрудняясь совершать поездки на этюды, все чаще работает в интерьере - пишет опять же преимущественно цветочные натюрморты (?Цветы на подоконнике?, ?Чайный столик?). В то же время память все чаще возвращается к образам далекого прошлого: лица давних друзей, дни безоблачного детства, липы Летнего сада, революционные потрясения, беженцы гражданской войны - одним словом: Россия (?Княгиня Вяземская?, ?Тихон Николаевич за пасхальным столом?, ?Красный угол? и другие работы). Чувство Родины с особой пронзительностью воплотилось в акварели ?Елка с шарами и мишурой?. Стоит пушистая рождественская елка, сияют на ней гирлянды, рядом - неизменные букеты цветов, а в глубине, на каминной полке - небольшой портрет императора Александра III. В творческом наследии Ольги Александровны, с детства боготворившей отца, это - единственное его изображение.

Сегодня искусство Великой княгини вновь возвращается в Россию...


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится