Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

НЕДЕЛЯ СТРАХА И НАДЕЖДЫ

Анна  Гальперина, Православие.Ru

31.10.2002


Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 21 - 28 октября. - "Страшное и бессмысленное злодейство". - Националисты, террористы и диссиденты. - Обращение к Всевышнему. - "Бог нас услышал". - Мечеть раздора. …

Прошедшая неделя была страшной и одновременно полной надежды. Захват заложников террористами оказался не просто мощным информационным поводом, заглушающим и обесценивающим все остальные темы, это событие стало лакмусовой бумажкой, по которой можно было увидеть и нас самих - как на ладони, с нашей болью и верой в чудо, и наших соседей, и мнимых друзей, и очевидных противников.
Хроника событий тех трех дней есть на патриаршем сайте "Седмица.Ru". Там же было опубликовано и заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с захватом заложников в Москве. Предстоятель Русской Церкви назвал происходящее в столице "страшным и бессмысленным злодейством". "Ныне с тревогой молюсь об этих людях, о том, чтобы они смогли живыми и здоровыми вернуться в свои дома, к своим родным и близким", - говорит Патриарх Алексий. Также он обратился с просьбой к исламским духовным лидерам России и мира с просьбой "воздействовать на совесть этих людей, побудив их не убивать невинных", к властям, призывая их "действовать ответственно и мудро. Действовать так, чтобы были спасены человеческие жизни, а самое главное - чтобы подобное никогда не повторилось в нашем городе и во всей России". "Своих соотечественников умоляю сохранять мир и бдительность. В эти дни нам нельзя предаваться страху, отчаянию, вражде - всему тому, что хотят посеять преступники. Господь да очистит нашу землю от скверны террора. Да хранит Он Россию и ее народ, искони имеющий силу достойно переживать любые испытания и защищаться от любого недруга", - сказал предстоятель Русской Православной Церкви.
На сайте "Русской линии" было опубликовано "Обращение первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей", в котором Митрополит Лавр говорит о том, что событие в Москве "является еще одним напоминанием нам о том, что мы ходим под Богом, что мы в любой момент можем оказаться на грани жизни и смерти". "Некогда Россия называлась "Домом Пресвятой Богородицы". Призываю верных чад нашей Церкви сердечно обратиться к Божией Матери с молитвой за русскую землю и русский народ, в особенности за заложников. Отцов настоятелей прошу отслужить молебен перед иконой Божией Матери Державной", - обращается к православным людям глава РПЦЗ.
"В настоящее время многие священнослужители и верующие Русской Православной Церкви молятся о тех, кто оказался в заложниках", - сообщает 24 октября агентство "Интерфакс" со ссылкой на заместителя главы Отдела внешних связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. Он пожелал властям и правоохранительным органам, чтобы им удалось разрешить эту ситуацию без кровопролития. Представитель Русской Церкви резко осудил захват заложников, сказав, что "этот акт абсолютно ничем нельзя оправдать, потому что люди, которые находятся в зале, ни перед кем не виноваты".
Резко негативное отношение и осуждение захват заложников вызвал у управления мусульман Кавказа. Управление мусульман считает подобные действия "непозволительным актом, в который вовлечены ни в чем не повинные люди". Об этом заявил председатель Управления шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде. Он сказал, что "как и все мировые религии, ислам осуждает экстремизм и терроризм в любых их проявлениях, независимо от национальной и религиозной принадлежности злоумышленников". От имени Управления мусульман Кавказа его председатель призвал к разуму, гуманности и милосердию, освобождению всех заложников в Москве, поиску цивилизованных путей решения всех проблем.
Духовные руководители мусульман России возмущены действиями террористов, сообщает сайт Newsru.com. Руководители Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана выступили с заявлением, в котором высказали "крайнюю обеспокоенность" беспрецедентным фактом захвата заложников в Москве: "Уже в который раз ни в чем не повинные люди стали жертвой в руках экстремистов, удовлетворяющих свои грязные политические амбиции", - говорится в заявлении ДУМ. Они отметили, что безусловное абсолютное осуждение российским и международным сообществом этого злодеяния послужит делу предотвращения таких актов террора в будущем. Глава Духовного управления мусульман Ростовской области и Юга России Джафар Бикмаев также осудил действия террористов, назвав их "преступление". "Слова о том, что террористы - люди верующие и выступают в защиту ислама и мусульман - это чушь. Настоящий мусульманин в преддверии месяца Рамазан не может обидеть и мухи", - отметил муфтий.
По мнению президента России Владимира Путина, "одна из целей террористов - посеять межрелигиозную рознь в стране, вбить клин между религиями и народами", сообщает сайт "Мир религий". "Моральная поддержка будет на стороне тех, кто противостоит террористам", - сказал глава государства.
"Такие люди уже не подчиняются никакой религии", - заявила директор Нижегородского регионального Центра помощи мигрантам, член совета общества российско-чеченской дружбы Алмаз Чалоян, сообщает сайт "Кремль.оrg". "У терроризма нет нации... Я приняла христианство, но в то же время хорошо знаю не только Библию, но и Коран. В Коране не написано, что человек может отнестись к другой вере хуже; в Коране, как и в Библии, учат любить близких. То, что у них уже нет Бога или Аллаха - это точно".
В этой ситуации "отличилась" украинская неофашистская организация УНА-УНСО, солидаризировавшаяся... с террористами. "УНА-УНСО напоминает чеченским террористам, что Украина всегда поддерживала освободительную борьбу за независимость Чечни, и просит освободить заложников, которые являются гражданами Украины", - передает слова председателя Львовской областной организации УНА-УНСО Остапа Козака сайт "Русское небо". С удивительным цинизмом он заявляет: "Руководство УНА-УНСО напоминает чеченским повстанцам, что Украина всегда с симпатией относилась к их освободительной борьбе за независимость Чечни-Ичкерии и часто оказывала прямую гуманитарную и информационную поддержку их борьбе". Удерживание в Москве украинцев в качестве заложников, по словам Козака, является нелогичным и "не будет содействовать украинско-чеченским побратимским отношениям". "Мы признаем справедливость требований чеченских повстанцев, выстраданных годами...", - резюмировал украинский неофашист. Следует напомнить, что УНА-УНСО также активно сотрудничает с "Киевским патриархатом" Филарета Денисенко.
Кстати, отношение к террористам как к "диссидентам" и "освободителям" довольно прочно удерживается и на Западе. И если представители верхних эшелонов власти говорят о "терроризме", то европейские журналисты, а за ними и средние слои населения, продолжают назвать террористов "борцами за свободу" и "чеченскими повстанцами". Об этом говорит Мурад Эсенов, доктор политических наук, директор Центра социально-политических исследований "Центральная Азия и Кавказ" (Швеция): "Сегодня я связывался со своими офисами и в Англии, и в Германии, и в Швеции, несколько раз перепроверял информацию. Невозможно сравнить оценку европейцев событий 11 сентября в Америке и сегодняшних событий в Москве. Ни один западноевропейский телевизионный канал еще не назвал тех, кто захватили людей, террористами. Они их называют или чеченскими повстанцами, или борцами за свободу. Это удивительно! После 11 сентября действительно европейцы испытали определенный шок, и в течение первых двух-трех месяцев они такими же глазами, как на бен Ладена, смотрели на чеченских террористов. Конечно, спустя время они об этом подзабыли. Но сейчас на фоне этих событий я думал, что поступит более конкретная реакция со стороны Запада. Западно-европейские средства массовой информации сообщают о захвате заложников, комментируют, что это нехорошо, но они никак не хотят признавать в чеченских террористах именно террористов".
"Патриарх Алексий II будет молиться о спасении заложников", сообщает сайт телеканала НТВ. 25 октября утренняя служба прошла в подмосковном Крестовоздвиженском Иерусалимском женском монастыре.
По сообщению сайта Newsru.com, Патриарх отслужил молебен перед чудотворной иконой Божией Матери Иерусалимской. Вознося прошения к Божией Матери, предстоятель Русской Церкви особо выделил молитву "о здравии и избавлении плененных в граде Москве" и "о радости избавления братий наших, находящихся в заложниках". "Сегодня мы молимся о том, чтобы тех, кто подвергает свою жизнь опасности, Господ вывел бы здоровыми и благополучными к своим семьям и своим домам, В этой молитве мы объединяемся со всем народом нашей земли", - сказал Патриарх. "В эти дни нам нельзя предаваться страху, отчаянию, вражде - всему тому, что хотят посеять преступники. Господь да очистит нашу землю от скверны террора! Да хранит Он Россию и ее народ, искони имеющий силу достойно переживать любые испытания и защищаться от любого недруга!" - сказал предстоятель Русской Православной Церкви. Патриарх Алексий заявил о готовности православных священников оказать помощь родственникам заложников. "Если потребуется, мы готовы оказать всемерную помощь", - сказал Патриарх. Пока же Русская Церковь, добавил он, оказывает молитвенную поддержку всем пострадавшим от теракта.
Около захваченного террористами здания в Москве молились об освобождении сотрудники Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии в священном сане, сообщается на официальном сайте ОВЦС. 25 октября 2002 года по благословению Патриарха Алексия священники прибыли к захваченному террористами зданию театрального центра на улице Мельникова для оказания духовной поддержки родственникам и близким заложников. Учитывая тяжелое психологическое состояние родственников захваченных людей, руководство оперативного штаба по освобождению заложников разрешило открыть в здании реабилитационного центра молитвенную комнату и совершать в ней православные богослужения. Молитвенная комната не закрывалась вплоть до завершения операции по уничтожению террористов и освобождению заложников.
"Алексий II поддерживает действия властей по освобождению заложников", - говорится в информации "Страны.Ru". Патриарх подчеркнул, что "все наши соотечественники должны сохранять бодрость и мужество, и не поддаваться панике, потому что на создание паники направлены действия террористов". "Мы должны быть уверены, что добро всегда побеждает зло", - сказал Патриарх Алексий.
На некоторых православных форумах появилось "Обращение к Всевышнему", сообщает сайт "Правда.Ru": "Отец наш Небесный. Прости нас грешных за дела наши безбожные. За невыполнение Твоего завета: возлюби ближнего своего как самого себя. От всей души, Тобою данной, прошу Тебя о спасении безвинных заложников московских. Яви Свою милость к ним. Прости людей их пленящих, и наставь их в покаянии пред Тобой за грехи совершенные. Но, на всЈ Твоя воля, моя лишь просьба". Обращение подписано именем "Виктор Бар", после которого стоит приписка "Верующие, поддержите просьбу - оставьте подпись".
"Глава мусульман Кавказа направил послания руководителям России и Патриарху Алексию II", - об этом сообщает сайт "Мир религий". В послании говорится, что "захват заложников в Москве - это преступление не только против российского народа, но и всего человечества". Обратившись сегодня также к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, "Аллахшукюр Пашазаде выразил готовность "встать плечом к плечу с его Святейшеством и сделать все для спасения заложников".
26 октября, когда захваченные террористами люди были освобождены, Патриарх Алексий сказал: "Мы молились Богу, и Он нас услышал". "Надо поражаться мужеству тех людей, которые перенесли эти двое суток под дулами автоматов и под угрозой взрыва, а также мужеству тех людей, которые совершили попытку к бегству и таким образом спровоцировали освобождение". Предстоятель Русской Православной Церкви также высоко оценил мужество спецслужб, которые совершили операцию по освобождению и предотвратили возможность взрыва. Патриарх Алексий отметил, что все конфессии России были едины в этой трагической ситуации.
Патриарх Антиохии и всего Востока выразил удовлетворение по поводу освобождения заложников в Москве, сообщает "РИА-Новости". Патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий IV направил послание Президенту Российской Федерации Владимиру Путину и Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором заявил: "молитвенно и с сердечной тревогой сопереживал страданиям сотен ни в чем ни повинных людей, захваченных террористами в Москве" и "испытал искреннюю радость после их освобождения".
В православных храмах, мечетях и синагогах России проходят благодарственные молитвы об освобождении заложников, передает "Интерфакс".
Освобождение заложников пришлось на день празднования Иверской Иконе Пресвятой Богородицы. Об этом празднике и о самой чудотворной иконе подробно рассказывает "Православная газета".
Другая тема, обсуждавшаяся в СМИ в начале недели, касалась обращения Союза православных граждан к московскому губернатору Борису Громову с требованием приостановить строительство мусульманской мечети в Сергиевом Посаде. "Христиан Троице-Сергиевой лавры пугают мечетями", - пишут авторы газеты "Известия" Борис Устгов и Дмитрий Руднев. Как удалось выяснить "Известиям", участок земли под строительство мусульманского молельного дома в Сегиевом Посаде уже выделен - хотя местные власти этот факт отрицают. В статье говорится о том, что "подмосковный город Сергиев Посад появился на карте России благодаря Троице-Сергиевой лавре. Именно вокруг монастыря стали появляться дома предприимчивых людей, предоставлявших паломникам различные услуги, начиная от питания и заканчивая ночлегом. Советская власть закрыла лавру в 1918 году. Через некоторое время город был переименован в Загорск. Монастырь открылся лишь в 1946 году по личному распоряжению Сталина. Ныне Троице-Сергиева лавра - действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России".
В статье приводятся слова председателя Сергиевопосадской мусульманской общины Арслана Садриева, который считает, что "открытие нового молельного дома нужно не мусульманам, а политикам. Мы уже договорились с районной администрацией о выделении земельного участка под строительство молельного дома, и никакой межконфессиональной розни у нас в районе это не вызвало. Мы тесно сотрудничаем с православным монастырем, и его настоятель так же, как и чиновники, относится с пониманием к нашим делам".
Сами чиновники, утверждают авторы статьи, отрицают достижение соглашений с мусульманами. Цитируются и слова министра информации Подмосковья Андрея Барковского, который сказал: "Администрация совершенно ровно относится ко всем конфессиям на территории Московской области и не может повлиять на решение главы района выделить земельный участок под строительство церкви или мечети. Хотя строительство мечети в традиционно православной области Подмосковья выглядит странно. У нас есть несколько районов компактного проживания мусульман, например Дмитровский и Орехово-Зуевский. Там созданы все условия для отправления их религиозных обрядов. А в Сергиевом Посаде мусульман немного". В конце статьи авторы выступают против "Союза православных граждан", обвиняя его в создании ненужного шума вокруг несуществующей проблемы.
При этом, "известинцы" как-то забывают о том, что СПГ выступил с требованием приостановить строительство мечети до тех пор, пока не будет урегулирована ситуация с православным храмом в Набережных Челнах. Так что вполне возможно, что сама статья направлена именно против СПГ, а не в защиту христиан или мусульман, проживающих в Сергиевом Посаде.
Статья "Мечеть раздора", аналогичная статье в "Известиях", появилась и в "Независимой газете". Автор Николай Константинов слово в слово повторяет обвинения авторов "Известий" в адрес "Союза православных граждан" и утверждает, что "межрелигиозные конфликты в России раздуваются националистическими силами вроде Татарского общественного центра и "Союза православных граждан", мимоходом пугая "межконфессиональной войной".
Союз православных граждан выступил с протестом против обеих публикаций, обвинив их авторов в некомпетентности и "политической заказухе". Текст заявления опубликован на сайте "Отечество". "Мы, православные граждане России, составляющее ее большинство, стоим на конструктивных позициях, - говорится, в частности, в тексте заявления, - Вряд ли кто из православных будет требовать создания Православного Университета в Дагестане за счет местного бюджета. Но и терпеть антицерковную политику мы не намерены... Мы имеем законное право спросить, а почему в Нижегородском крае, важнейшем узловом пункте православной цивилизации, месте подвигов преподобного Серафима Саровского и православного гражданина Косьмы Минина, окружная власть не поддерживает проекты исследований православной цивилизации в светских вузах? Ясно ощущается "двойной стандарт". Что, восточно-христианской цивилизации с ее великой культурой уже не существует? Что, Россия не является ее естественным центром? Нижегородские окружные власти поддерживают исламский университет в Казани, молодежные лагеря и центры исламских исследований в Нижнем Новгороде, лоббируют исламский университет в Москве, снимают фильм о том, как русские в Петрозаводске принимают ваххабизм!". СПГ призывает власти еще раз обратить внимание на эти и другие факты.
Справедливости ради стоит отметить, что выступление СПГ принесло двойственный результат. Дело в том, что разрушение стены православного храма в Набережных Челнах на позапрошлой неделе вызвало мощную реакцию как в светских, так и в религиозных СМИ разных конфессий. Практически все материалы были на стороне православных. И Союз православных граждан, кстати, тогда также не остался в стороне. Заявление же по поводу строительства мусульманского центра выглядело желанием привлечь внимание к проблеме, которая и так находится в строчках наиболее упоминаемых. Проблема и так была "горяча", а выступление СПГ не только охладило ее, но и повернуло дискуссию в совершенно иное русло. Если раньше говорилось о праве православных строить свои храмы, в том числе в Набережных Челнах, то теперь речь идет о толерантности и нетерпимости, увы, православных. Именно такое мнение сложилось у большинства не посвященных в религиозную жизнь граждан России. А их пока что - большинство.
"В школах Краснодарского края необходимо ввести уроки Закона Божьего, считает губернатор Александр Ткачев". Об этом сообщает "Радио "Радонеж". Губернатор также обратился за поддержкой к духовенству в решении социально значимых вопросов, в том числе в борьбе с наркоманией в рамках специальной краевой программы. "По словам митрополита Кубанского и Екатеринодарского Исидора, темой чтений стала "духовность как фактор национальной безопасности России". Он призвал педагогов и работников культуры и духовенства края объединить усилия в нравственном воспитании молодого поколения", - говориться в информации.
Минобразования выступило с заявлением о том, что "изучение религий не противоречит светскому характеру образования в России". Заместитель министра образования РФ Леонид Гребнев заявил, что введение в школьную программу религиоведческих предметов не противоречит светскому характеру образования в России: "В рамках бюджета может преподаваться только светская дисциплина, но светское образование может включать в себя и знание о религии, как о части культуры", - пояснил Л. Гребнев в интервью изданию "Газета", опубликованном сегодня. Вместе с тем он отметил, что введение религиоведения в программы средних школ на федеральном уровне произойдет очень не скоро. В то же время Л. Гребнев сообщил, что в ряде регионов уже принято решение об изучении религии в школе. Он выразил категорическое несогласие с тем, что преподавание основ различных традиционных религий России приведет к разобщению детей и подростков. "Давайте вспомним, что эти дети приходят в школы в Российской Федерации. Друг с другом они общаются на русском языке. Никто не сомневается в необходимости изучения русского языка, русской истории", - сказал Л. Гребнев. В этой связи он задал вопрос: "Почему история должна быть без Кирилла и Мефодия, без Сергия Радонежского?"
А в информации "Рекомендации по взаимодействию государства и религиозных объединений в сфере образования будут представлены Президенту РФ", опубликованной на сайте "Религии и СМИ" говорится о том, что 23 октября в представительстве полпреда Президента в Центральном федеральном округе состоялось заседание рабочей группы, созданной по итогам научно-практической конференции "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования". Конференция, в которой участвовали представители Русской Православной Церкви, мусульманской и иудейской общин, проходила 10-11 октября в Москве и Сергиевом Посаде. На конференции были приняты за основу Рекомендации, доработка которых была поручена рабочей группе. Как сообщил епископ Евгений, проработка рекомендаций конференции должна быть завершена к концу ноября, чтобы затем "положить их на стол президента".
Большой отклик в светских и православных СМИ получило сообщение о том, что найдено погребение св. Иакова Иерусалимского. Находка французского археолога, утверждающего, что он обнаружил гробницу св. апостола Иакова, брата Христа, должна быть подвергнута более тщательной экспертизе, считают представители Православной Церкви и научных кругов, говорится на сайте "Седмица.Ru". Как отметил управляющий патриаршими приходами в Северной Америке епископ Зарайский Меркурий, сложно составить представление о характере сделанного открытия по сообщениям прессы. Владыка Меркурий считает, что к экспертизе находки должны быть допущены представители Церкви, особенно церковные археологи, историки и богословы Русской Православной Церкви или братских Церквей в Святой Земле.
На том же сайте опубликовано Житие Апостола Иакова, где рассказывается, что "Иаков был единственным из детей Иосифа, близким Христу, учеником Которого он являлся. После Воскресения и Вознесения Христова Иаков стал первым епископом Иерусалима, а позднее был низвергнут иудеями с крыла Иерусалимского храма. Обнаружение гроба св. Иакова Иерусалимского (если подтвердится, что найдена именно его погребальная урна) может считаться важнейшим свидетельством земной жизни Спасителя и его учеников".
Кроме жития, там можно прочитать отрывок из книги блаженного Иеронима Стридонского "О знаменитых мужьях", который посвящен Иакову Праведному: "Иаков был человеком такой святости и доброй славы среди людей, что его смерть полагают причиной падения Иерусалима. Именно о нем апостол Павел пишет Галатам: "Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня" - и сразу после события Деяния Апостолов приводит свидетельство этому. Также в Евангелии, названном Евангелием от Евреев, которое я недавно перевел на греческий и латинский и которое часто использует Ориген, после рассказа о Воскресении Спасителя говорится: "Но Господь, отдав свой саван священнику, предстал пред Иаковом" (т.к. Иаков дал обет полного поста, пока не увидит Восставшего собственными глазами) - и снова немного позднее говорится: "Приготовь стол и хлеб - сказал Господь" - и сразу после этого: "И он принес хлеб, и благословил, и разломил, и дал Иакову Праведному, и сказал ему: "Брат Мой, вкуси хлеба сего, ибо Сын Человеческий восстал".
С просьбой прокомментировать сообщение о находке оссуария св. Иакова Иерусалимского корреспондент "Седмицы.Ru" обратился к Д.В.Деопику, профессору, доктору исторических наук, заведующему кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института стран Азии и Африки Московского государственного университета, преподавателю Библейской археологии Православного Свято-Тихоновского богословского института. "О находке Лемэра я пока, к сожалению, могу судить только на основании сообщений СМИ, а они достаточно скупы и даже отчасти противоречивы. Одни сообщают о том, что урна, в которой предположительно находились мощи св. Иакова, была найдена в ходе раскопок, другие источники утверждают, что она куплена у частного лица... На мой взгляд, не кажется чем-то необычным и то, что мощи св. апостола Иакова могли быть погребены в урне-оссуарии. Это, конечно, нетрадиционно для иудеев того времени. Но немногочисленные погребения такого рода, происходящие из Святой Земли, все же известны. Вероятно, какие-то отдельные сообщества использовали такой тип погребения. Нам практически ничего не известно о традиции христианских погребений в Святой Земле в I веке от Рождества Христова. Так что вопрос остается открытым...".
На сайте "Православие в Украине" продолжается обсуждение темы предстоящего возможного визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Украину. Народный депутат Украины, председатель Комитета Верховного Совета по международным делам Дмитрий Табачник считает, что "открытое гражданское общество должно с уважением принимать руководителя любого государства и лидера крупной религиозной организации, в том числе и Святейшего Патриарха Московского. Украина продемонстрировала высокий уровень толерантности, миролюбия и уважения во время визита в нашу страну Папы Римского Иоанна Павла II. Такое же уважение мы должны проявить и во время визита в Украину Святейшего Патриарха Алексия". Народный депутат Украины Екатерина Самойлик заявила: "Святейший Патриарх имеет полное право и должен встречаться со своей паствой не только в Киеве, но и во всех регионах Украины, потому что Украина была, есть и остается навсегда колыбелью восточнославянского Православия".
Запорожское казачество готово взять на себя охрану, сопровождение и обеспечение порядка во время возможного визита в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, "подобно тому как наши благочестивые предки-казаки во главе с гетьманом Петром Сагайдачным встречали и сопровождали восстановившего православную иерархию в Украине Иерусалимского патриарха Феофана, о чем летописец сообщает "аки пчелы матицу свою, тако святейшаго отца и пастыря овцы словесныи от волков противных стрежаху", - заявили украинские казаки.
Материал "Косово - символ трагедии Православия" появился на сайте "Религия и СМИ". В районе косовского города Ораховац практически не осталось православных храмов, как, впрочем, и по всему автономному краю Косово: "В лучшем случае на местах, где до войны были расположены церкви и монастыри, сейчас чернеют обугленные развалины, в худшем - словно оспины, в земле зияют воронки, превращенные в помойные ямы. Восстанавливать храмы никто не собирается - ни представители албанской общины, которые после многолетних этнических чисток стали полноправными хозяевами этих мест, ни международные силы по поддержанию порядка (КФОР). Первым это ни к чему, вторые опасаются расправы со стороны первых. Край, который считался гордостью православия, где некогда были сосредоточены красивейшие церкви православного мира, теперь стал символом трагедии сербского православия", - говорится в статье. Далее в ней рассказывается об отце Павле из Митровицы, который "чудом избежал гибели в 1999 году, когда толпа озлобленных албанцев ворвалась в его церковь и, облив ее стены бензином, подожгла храм. Самого священника долго били ногами и железными прутьями, и только после того, как мучители убедились, что 80-летний старик лишился чувств, ретировались".
Отца Павла подобрала сербская семья, с грузом нехитрого добра покидавшая свой дом в Косово и перебиравшаяся в Сербию. Первое, о чем спросил священник после того, как его доставили в одну из клиник сербского города Ниш, было: "Что осталось от церкви?". Часть церковного имущества погибла в огне, часть была разграблена. На месте православного храма албанцы уже построили здание сельского совета.
Как сообщили в региональном представительстве КФОР, акция албанцев, напавших на церковь, была тщательно спланирована и законспирирована. Оперативной информации о намерениях мусульман сорвать православное богослужение не поступало. "Сербы же утверждают, что подобные акции проходят в Косово повсюду. Тот факт, что солдаты миротворческих сил оказались не в состоянии защитить сербов, вызвало негодование сербской общественности. За последние две недели албанцы нападали на несколько сербских культурных центров, сожгли пять частных домов, где проходили тайные встречи православных прихожан, и избили в общей сложности 35 человек. Это позволяет сербам утверждать, что КФОР, по всей видимости, уже не в состоянии контролировать ситуацию".
В журнале "Экономические стратегии" опубликовано интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (полный текст есть также на патриаршем сайте). Интервью посвящено проблемам участия Православной Церкви в современном обществе, в политической и хозяйственной деятельности. Говоря о "личной стратегии жизни православного христианина в современном мире", Патриарх замечает, что кратко ее можно охарактеризовать словами Псалтири: "Уклоняйся от зла и делай добро" (Пс. 33. 15). "Каждое решение, которое приходится принимать христианину, должно быть ответственным, взвешенным. Он должен очень четко представлять, насколько тот или иной поступок будет способствовать его нравственному возрастанию и благу ближних - особенно людей, в силу тех или иных причин вверенных попечению этого человека. И конечно, ни при каких обстоятельствах христианин не вправе поступаться тем, что для него дороже самой жизни - верой и следованием Божиим заповедям", - сказал Патриарх.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме