Красные ковровые дорожки пока застланы бумагой. На вернисаж ждут высоких гостей: Горбачева, Колыбельникова (Управление делами президента), представителей Патриархии (поскольку сам Алексий II находится в больнице), Йордана (гендиректор НТВ). Гигантская картина Ильи Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения", даже стоя наискось, делит один из залов пополам: от стены до стены и от пола до потолочного плафона.
Интересно сравнить репинский "Госсовет" с "Явлением Христа народу" Александра Иванова, писанную на полвека ранее. Размеры потрясают: "Госсовет" - 400 x 877 см, "Явление" - 540 x 750. Общую выписку предваряли многочисленные эскизы каждого из героев. Обе картины созданы по заказу царской семьи.
Однако Репину изначально предлагалось 20 тысяч рублей, а когда "Госсовет" был написан и понравился, цену переправили на 40 (в ходе двухлетней работы картина разъезжалась в размерах; Репин в лучшей французской мастерской заказал холст без спаек, единым полем, и, конечно, его изготовление и доставка не были дешевы). За 40 тысяч можно было купить себе имение.
Иванову же сначала думали платить 30 тысяч, а когда картина не приглянулась, снизили до десяти, а потом и вовсе до восьми тысяч, которых он так и не увидел, ибо вскоре умер в большой печали.
Охранные бюрократические столы
После прописки в Русском музее "Госсовет" ни разу не покидал своего пристанища, поэтому везти его в Москву было в новинку. Рассказывает дизайнер выставки, главный художник ГМИИ имени А.С. Пушкина Давид Бернштейн:
- Организуется группа реставраторов-сопроводителей. Картина вынимается из подрамника и накручивается на вал. К музею подгоняется трак - тяжелый грузовик, так называемый климатический вагон с постоянной температурой внутри и специальной гидравлической подвеской кузова, сводящей на нет любую вибрацию. С милицейским эскортом и страховыми агентами трак гонят по Ленинградскому шоссе. Для экспонирования придумывается особая конструкция на колесах, позволяющая поставить картину на попа в любой точке зала. Перед "Госсоветом" возводятся "бюрократические столы" с документами, обитые зеленым сукном, чтобы к картине никто не подходил вплотную и паче чаяния не продрал холст ногой.
Сначала картина была представлена Владимиру Путину и губернаторам в Георгиевском зале Кремля - месте, где никогда и ничего еще не выставлялось. По 8 декабря она среди прочих экспонатов простоит в Госархиве, а потом снова уедет в Русский музей.
Чем занимался Госсовет сто лет назад
К спору о том, для чего нужен сей совещательный орган при президенте: на одном стеллаже обнаружил такой прелюбопытный документ: "Материал для обоснования основных положений законопроекта о борьбе с народным пьянством". Подпись: "Член Госсовета Н. Крамер".
Краткая выдержка: "К опыту европейских стран нас заставляет обратиться то обстоятельство, что именно в них (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) народное пьянство еще недавно не уступало ни в размерах, ни в безобразных формах пьянству русского народа. Повсеместно спирт в чистом виде занимал первое место среди охмеляющих напитков. В Финляндии (так же, как и в России) большая часть населения - крестьянское сословие, являющееся главным потребителем спирта. А Швеция в начале XIX столетия вообще считалась одной из самых нетрезвых стран в Европе. Нуждаясь в деньгах, шведское правительство сделало в 1775 году винокурение монополией казны. Возникли так называемые коронные винокурни. Печальным следствием этого стало обвинение правительству, что шведский народ утопает в разливе водки. Тогда король Густав III в 1787 году заменил казенное винокурение арендным".
Одно из последних заседаний третьего, путинского, Госсовета было посвящено проблеме наркотиков. И, думаю, что главная идея выставки была в пропаганде преемственности традиций и сильной власти. Праведник отвечает за каждую жизнь. Президент - за жизнь всего государства. Он не имеет права не ставить великих целей. Но даже великие идеи иногда надо "проговаривать" в обществе самых умных и ответственных мужей современности.
Директор Госархива Сергей Мироненко: "Зачем нужен Госсовет - это вопрос не ко мне. Задайте его членам Госсовета. Мы же хотели показать историю уникального для России законосовещательного органа".