Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бои местного значения

Е.  Кущев, НГ-Религии

30.10.2002


Очередной церковный скандал в Воронеже свидетельствует о глубоком кадровом кризисе в рядах РПЦ …

Телесюжет о скандале в Воронежской епархии, прошедший 4 октября в выпуске вечерних новостей по каналу ТВС, впечатляет своей дикостью. Несмотря на то что суть конфликта из телесюжета понять было трудно, общая картина проиcшедшего отдавала фанатизмом и мракобесием раннего Cредневековья. Толпа православных священников в рясах и крестах толкала в шею и нещадно лупила молодого худощавого человека... А он отбивался и кричал: "Побойтесь суда Божьего!"
Кажется, духовенство было недовольно тем, что он пытался снимать происходящее на видеокамеру. Здесь же стояли верующие, которые держали плакаты с призывами к церковным властям навести порядок в Воронежской епархии, а жена священника, та, кого в церкви называют "матушкой" или "попадьей", с возмущением в голосе говорила о том, что справедливости в этом мире нет, а ее супруга, то есть "батюшку", церковники обижают и притесняют...
Если бы не отвратительная сцена избиения юноши, который оказался сыном священника, то можно было бы все это списать на внутрицерковные склоки, мол, "опять попы что-то не поделили". Но когда здоровенные мужики в рясах вырывают у старух самодельные плакаты в защиту опального священника и бьют "поповича", все это выглядит просто безобразно.
Тем не менее все вышесказанное не более чем эмоции, но хочется спросить, почему этот телесюжет из Воронежа стал первым в вечернем выпуске новостей по ТВС? Что же это за горячая новость, которая важнее всех остальных событий российской и международной жизни? Что, собственно, произошло? И вообще - много ли мы знаем о реальной церковной жизни, ведь в последнее время нам все время преподносят только глянцевую, полную благости картинку, а не правду о том, как и чем живет православный народ и духовенство. Кто пишет сейчас о корыстолюбии и пьянстве среди священников, о деспотизме и самодурстве архиереев? Ничего этого нет, все прикрыто "политкорректностью", которая не дает нам увидеть проблему глазами, например, Лескова, который даже в XIX веке, в эпоху духовной цензуры, не боялся писать правду.
Сегодня бесправие нашего духовенства, особенно сельского, не меньше, чем 70, 100 или 200 лет назад. Ничего в укладе его жизни особенно не изменилось: все та же полная зависимость от светских и духовных властей, все те же заботы о хлебе насущном, о том, чтобы выучить своих многочисленных детей. В общем, как говорится, не позавидуешь. Надо и приход себе побогаче сыскать, и расположением благочинного заручиться, и архиерея не прогневить, а то ведь и места своего запросто можно лишиться... И что тогда делать? Раньше хоть советская власть могла призвать церковное начальство к порядку, а нынче архиереи сами кого хочешь в оборот возьмут. Жаловаться просто некому.
При этом стоит обратить внимание на то, что за последние 12 лет религиозной свободы у нас появилось такое число альтернативных православных юрисдикций и самозваных Церквей, что это наводит на мысль о самой простой причине большинства церковных расколов: либо деньги не поделили, либо с начальством своим поругались. Очень часто в этих конфликтах используются обоюдные обвинения в отступлении от православия, в нарушении канонов Церкви. В общем, православные клеймят друг друга и анафематствуют, но суть все та же - человеческие страсти и деньги. Особенно сейчас, когда в храм пришло множество людей, прежде совсем от Церкви далеких.
В недавнем интервью "НГ-религиям" митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий сказал об этом следующее: "...растет число новых приходов, приходится вынужденно закрывать глаза на низкий духовный и интеллектуальный уровень духовенства... Тем не менее ко мне приходят прихожане, плачут, просят: "Дайте батюшку, нам лишь бы служба была..." Приходится идти на этот компромисс, а потом смотришь: а батюшка-то и не подготовлен! Оказывается, что он Церковь и свое служение в ней воспринимал как место работы. Сегодня найти работу сложно, вот и случается, что кое-кто идет в Церковь, чтобы устроить свою жизнь... или самоутвердиться". Как говорится, "не ради Иисуса, а ради хлеба куса".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме