Преподавание основ религии в светской системе образования Франции

Религия 
0
364
Время на чтение 5 минут
Поиски понимания, новых путей мышления, новых точек зрения - это едва ли не самое главное в тот переходный период, который переживает сейчас Украина и вся Восточная Европа. Но не только - Запад также занят поиском новых ориентиров.
Я буду говорить сегодня о месте основ религии в образовании и, в частности, в системе светского образования Франции. В этом отношении Франция выделяется среди других стран Европы, но ее опыт может служить определенным примером для других стран. Дехристианизация, все более ощутимое игнорирование религиозных устоев нашей цивилизации - подобные явления наблюдаются не только здесь, но и во Франции. И хотя они имеют в Украине и Франции различные причины, эти явления приводят к схожим последствиям.
Напомню вкратце, в каком контексте происходило становление светскости во Франции, чтобы потом перейти к нынешней ситуации. Сейчас конфликты несколько утихли, но мы осознаем необходимость введения понятия религии в систему образования; главная причина этого - угроза фундаментализма, нависшая над климатом толерантности. Это двойной вызов - с одной стороны он требует жесткой защиты толерантности, а с другой - неуклонного отстаивания светскости.
Климат толерантности, который царит сейчас во Франции - хотя он и не идеален, - увенчал собой долговременный процесс в стране, пережившей религиозные войны, революции со всеми их позитивными нововведениями и злоупотреблениями, а также - горький конфликт между двумя Франциями: клерикальной - любимой дочерью Церкви - и Францией, рожденной революцией. Последствия этого конфликта и по сей день не полностью преодолены во Франции. Понадобилось определенное время для того, чтобы основные принципы Декларации прав человека и гражданина, провозглашенные в 1789 году, свобода вероисповеданий (1791), а также закон об отделении Церкви от государства (1795), начали реально действовать. Заслуга в этом в значительной степени принадлежит школе в том виде, который она приобрела после реформы Жюля Ферри. Напомню, что он ее осуществил, воспользовавшись опытом школ иезуитов XVII-XVIII столетий. По этой же модели впоследствии были построены наполеоновские лицеи, основаны на ней и современные школы. Принципы светскости, фундаментальное равенство между людьми и обязательная солидарность между ними для нашего общества не являются проблемами. Ведь именно тогда, когда христианская демократия была очень влиятельна во Франции, конституция 1946 года провозгласила, что IV Республика будет светским государством. Соперничество между публичным и религиозным образованием, в свое время вызывавшее массовые демонстрации во Франции, сегодня ушло в прошлое. Тем более, что религиозные учебные заведения сейчас мало отличаются от светских. Сегодня оба типа школ порождают в основном агностиков, которые из-за своего невежества остаются беззащитными или скептически настроенными перед требованиями разного рода фундаменталистов.
И вот теперь Министерство национального образования, в частности, министр Жак Ланг, которого никак нельзя обвинить в чрезмерном увлечении религией, раздумывает над тем, как возобновить в школах преподавание основ религии. Для того, чтобы преодолеть амнезию современной молодежи, которая становится все более отрезанной от своих религиозных, а значит, культурных и интеллектуальных корней. Впоследствии она может стать вообще чуждой собственной цивилизации, а также неспособной понять людей других цивилизаций, с которыми она сосуществует: христиан, мусульман, евреев и пр. Между тем, они составляют наше сообщество, целостность которого мы должны сохранить.
Но вернемся к намерениям нашего Министерства национального образования. Философу Режису Дебре было поручено подготовить доклад о преподавании религии в светской школе. Следует напомнить, что еще десять лет назад об этом нельзя было и думать. В докладе Режиса Дебре представлен откровенный анализ современного кризиса и предлагаются умные, но, откровенно говоря, сложные для осуществления решения. Он осуждает "разрыв между звеньями национальной и европейской памяти", - религиозная неосведомленность делает абсолютно непонятными, более того, неинтересными такие шедевры, как, например, знаменитый тимпан Шартрского собора, распятия Тинторетто, "Дон Жуан" Моцарта, "Страстную неделю" Луи Арагона.
Религиозные праздники утратили для многих французов всякое значение, а Троица ассоциируется разве что со станцией метро. Итак, имеем "упрощение и обесцвечивание нашей повседневности", опасность полного раздробления общества, утрату общих ценностей из-за разрушения общих ориентиров. А также из-за все большей диверсификации религиозных симпатий в условиях страны, широко открытой для иммигрантов других культур. Сегодня мы должны говорить о религиозной бескультурности.
Стирание прежних векторов трансляции знаний, эрозия церковных и семейных устоев и традиционных укладов приводят к тому, что общественные структуры перестают выполнять свою роль. "Этот процесс перенесения заряда от частного сектора к школе для всех" начал вырисовываться около 30 лет назад, то есть вместе с выведением из образовательного процесса классических гуманитарных наук, появлением новой демографии страны, что, благодаря развитию новых технологий и быстрому распространению информации, способствовало возникновению нового подхода к реальности. Новый подход, который ставит пространство над временем, мгновенное - над вечным. История религий, подчеркивает Режис Дебре, поможет студентам избежать "конформистского ослепления тем или иным кумиром, одурманивания рекламой, истощения в компьютерной гонке, в конечном счете, избежать тюрьмы сегодняшнего дня".
Итак, диагноз поставлен, но способы лечения до сих пор остаются неопределенными. Введение основ религиеведения в образовательную систему предусматривает мобилизацию и подготовку преподавателей почти всех предметов, ибо речь идет не о том, чтобы сделать преподавание религии отдельным предметом, как это делается на курсах религии в светских школах для верующих, посещающих их по собственному желанию (эти курсы не фигурируют в обязательной программе). Противников подобной реформы образования будет немало, и многие преподаватели будут отказываться "преподавать катехизис".
С другой стороны, против нейтрального изложения религии будут выступать ортодоксальные верующие. Ведь суть проблемы заключается в том, чтобы преподавание основ религии не было религиозным образованием. Беспристрастность, которая потребуется от государственной школы, может стать для нее тяжелым испытанием. Однако, нужно прилагать необходимые усилия. Ведь, как утверждает Режис Дебре, "Высылка религиеведения за стены рациональной и публично контролируемой трансляции знаний вызывает дальнейшую патологизацию этой сферы вместо ее оздоровления. Рынок вещей, которые становятся предметами веры, пресса и книжные магазины сами раздувают волны хаотического и иррационального. Тогда как объективное и глубокое знание Святого Писания, а также собственных традиций, дают молодежи шанс выйти из- под опеки фанатичных авторитетов, которые часто являются людьми необразованными или некомпетентными".
Именно в этом заключается острый смысл деонтологии образования, потому что "дать знание той или иной реалии или доктрины - это одно, а содействовать распространению нормы или идеала - другое. Характеризовать исторический контекст, оставляя без внимания духовность, его наполняющую - это лишать последнюю ее животворной силы. Знание должно быть доступным для понимания обычным учеником, но ни в коем случае не быть упрощенным".
В значительной степени мы здесь апеллируем к ответственности преподавателей, призываем их преодолеть собственную неуверенность и сдержанность. Ибо главное - утверждение такой светскости, которая бы гарантировала безоговорочное соблюдение толерантности и самое решительное отстаивание нейтральности. Ведь нам придется иметь дело с опасным фундаментализмом - мусульманским сегодня и неизвестно каким завтра. А мы, несмотря на это, должны обеспечить уважение к убеждениям и верованиям каждого. Христианские школы на Среднем Востоке всегда были и остаются по сей день прекрасным примером: именно в них хотят учиться (в Турции, Египте, Ливане, Израиле и Палестине) и очень часто учатся мусульмане.
Убедить молодежь в том, что религии должны восприниматься и цениться за то лучшее, что их отличает, - это та ответственность, которая частично возлагается также на образование. У нас, во Франции, разделение на национальные сообщества рассматривается как опасность - необходимо как можно шире "распахнуть окна" и не допустить, чтобы кто-то замыкался в себе. Как выразился великий персидский мистик Джалаладдин, чем больше в доме открытых окон, тем ярче светится он ночью.
Подготовила Клара Гудзик
Продолжение в следующем номере
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 07:10
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07